Новости – Общество
Общество
«Две минуты — это семь тысяч рисунков»
Аниматор Екатерина Матыцына сняла продолжение знаменитой «Пластилиновой вороны». Фото: Андрей Кошик/«Русская планета»
Как развивается анимация в Краснодаре, чем представлена и какие трудности возникают у художников, узнавала «Русская планета»
28 ноября, 2015 15:00
8 мин
В столице Кубани работает несколько анимационных студий, выпускающих мультфильмы в разных техниках — от завораживающих картинок из песка на световом столе до ярких пластилиновых героев и сложной компьютерной графики. Художники признаются, что это кропотливый и долгий труд: работа над одной минутой движущейся картинки может занять месяц. В чем же секрет качественной анимации? Сколько расходных материалов уходит на каждый фильм и как построен творческий процесс? Что самое сложное в создании таких работ? Об этом «Русская планета» расспросила краснодарских аниматоров.
Без права на ошибку
Создатель студии «Симфония песка» Александр Ленский по образованию архитектор, но три года назад решил заняться необычным завораживающим шоу.
— Картины красками рисуются долго, к тому же они статичны, а мне хотелось чего-то изменчивого, перетекающего, но не менее красивого. В поиске такого направления узнал о песочной анимации. Глядя на выступления известных мастеров, например, художницы из Крыма Ксении Симоновой, научился азам песочной анимации, здесь пригодился опыт художественной школы. На это ушло около полугода, — рассказывает краснодарец. — Первое выступление прошло на свадьбе у знакомых.
Песочная анимация создает удивительно мягкие образы, плавно перетекающие на глазах зрителя
Песочная анимация создает удивительно мягкие образы, плавно перетекающие на глазах зрителя. Фото группы «Симфония песка» / vk.com
Александр признается, что самыми сложными оказались переходы от одной картинки к другой: нужно не просто стирать песочное изображение, а прямо перед зрителем на световом столе плавно переводить его в следующее.
— В обычной мультипликации такие переходы остаются за кадром — здесь все происходит на глазах у зрителя; песочный аниматор должен быть предельно сконцентрирован, у него нет права на ошибку, — объясняет собеседник.
Создатель «Симфонии песка» уточнил, что песок с черноморского пляжа для такой работы не подходит: слишком крупный. Для картин в специальном магазине покупает мелкозернистый. На создание фильма уходит несколько дней и около полкилограмма материала, но песок иногда приходится добавлять. В среднем студия создает в месяц до десятка работ.
«Волшебство мультика не в ярких эффектах»
«Мультпросвет» — одна из первых студий анимации в Краснодаре. Пробный мультфильм «Про червячка» ее основатель, выпускник худграфа Кубанского государственного университета Михаил Шаблин нарисовал на компьютере еще 10 лет назад.
– Как-то утром сидел на кухне и пил чай. Увидел крохотного червячка, который упорно полз по ободку блюдца. Так родилась идея мультфильма. В нем симпатичный, но глупый герой ползет по поверхности. Благодаря разным ракурсам и приближенной картинке складывается впечатление, что сперва он забирается на какую-то ветку, потом скатывается вниз, преодолевает препятствия. И только в конце понимаешь, что ползет червячок по замкнутому кругу, — говорит 31-летний аниматор.
На создание мультика продолжительностью 2 минуты 20 секунд ушло больше четырех месяцев. Самого героя и блюдо с яблоками нарисовал за пару дней, остальное время заняла визуализация изображения. В итоге «Про червячка» стал победителем фестиваля-конкурса «Молодой киновек» и получил третье место международного фестиваля «Аниматор» в Санкт-Петербурге.
Уже первый мультфильм про червяка принес Михаилу Шаблину две фестивальные победы
Уже первый мультфильм про червяка принес Михаилу Шаблину две фестивальные победы. Фото: Андрей Кошик/«Русская планета»
– Вдохновленные успехом замахнулись на другую работу: длинный мультфильм-притчу про кубанского казака. Однажды он услышал, что на вершине горы есть некое счастье. Собрал скарб в тележку и стал подниматься. На пути его ждало множество препятствий, выяснилось, что скарб совсем негоден: в посуде дырки, на одежде латку ставить негде. Казак не выдержал последнее испытание, у самой вершины горы набрал золота, да от жадности столько, что скатился с ним вниз. Хоть счастье было так близко, — Михаил Шаблин раскрывает философский сюжет второй работы. — До конца снять этот мультик на тот момент оказалось не под силу из-за большого объема работы, хотя даже звук записали.
Признается, что на создание одной минуты 3D-анимации уходит около месяца. Зато конечный результат не стыдно показать даже московским критикам. Например, нарисованную краснодарцами первую часть фильма по мотивам сказок северных народов России «Копляче» — дипломного проекта Анастасии Рванцовой — высоко оценили преподаватели ВГИКа.
– Несколько лет назад на курсы пришла студентка Краснодарского художественного училища Аня Гантимурова. Ей самой очень нравятся акварельные работы режиссера Алексея Демина, и Аня создала мультфильм «Весенняя фантазия» в этом же стиле. Когда уехала в Москву, ее без конкурса готовы были взять три студии, в том числе студия самого Демина «ШАР», но она выбрала ВГИК, сейчас учится на третьем курсе, — собеседник начинает описывать технику акварельной анимации. — Сперва картинка создается с помощью компьютерной программы, затем к экрану прикладывается лист, на который она перерисовывается, полученные контуры вручную раскрашиваются акварелью и мягкими цветными карандашами. После этого рисунок вновь сканируется и уже монтируется. На хронометраж 2 минут 14 секунд нужно перевести и раскрасить около семи тысяч картинок. Работать с компьютером оказалось удобнее, потому что видишь героев в движении.
Михаил уверен: акварельные мультфильмы — самые сложные в создании. Кропотливого труда требует и работа с масляными красками. Эту технику также использует «Мультпросвет», но здесь другой подход: рисунок наносится на стекло, а после каждого отснятого кадра, пока краска не высохла, немного подтирается, чтобы нарисовать следующее движение героя. Менее сложной краснодарец считает простую анимацию из пластилина. Правда, признается он, фигурки лепятся не со спичечный коробок, какими мы видим их на экране, а ростом с полметра, чтобы при детальном кадре на пластилине не были видны отпечатки пальцев, а мелкие детали не отваливались.
– В 90-е годы школа отечественной анимации фактически умерла, даже при нынешней господдержке студиям приходится заново растить поколение художников. А ведь наши режиссеры снимали одни из лучших мультфильмов в мире, Юрия Норштейна с «Ежиком в тумане» даже зарубежные эксперты признают аниматором № 1, — говорит Шаблин. — Советская анимация повлияла и на популярное ныне направление аниме. Один из культовых режиссеров этого жанра Хаяо Миядзаки признавался, что решающее влияние на его выбор профессии оказал наш мультфильм «Снежная королева» (1957 года).
Собеседник признается, что секрет хорошего мультфильма прост: в нем нет места пошлости и агрессии, сценарий нужно строить по классической схеме «вступление-проблема-ее раскрытие-завершение», в основе должен быть добрый посыл, который будет понятен как детям, так и, уже на другом уровне, взрослым.
«Пластилиновая ворона». Жизнь за кадром
— Долго размышляла над тем, что же люблю делать и что у меня хорошо получается. Вышло, что мне всегда была интересна режиссура, придумывание сценариев и разные поделки. Как-то вместе с другом ради развлечения сняли шуточный короткий мультик, — рассказывает 26-летняя Екатерина Матыцына. — Сняли и забыли. Прошел примерно год, к свадьбе друзей решили подготовить креативный подарок в виде пластилиновой анимации, которая очень понравилась всем гостям. Это и определило мое будущее. Стала много экспериментировать, снимать поздравительную анимацию для друзей.
В творческой копилке краснодарки больше 20 мультфильмов, в том числе и продолжение знаменитой «Пластилиновой вороны».
— Секрет хорошего мультфильма в терпении и усидчивости, самое сложное в процессе — это сама съемка, где необходимо просчитать и оживить действия так, чтобы выходило 24 движения в секунду. Это требуется для плавности изображения. Все остальное — творчество и интересный сюжет, — считает аниматор.
Признается, что все проекты укладывались в бюджет до 10 тыс. рублей. Сюда входит не только пластилин для фигурок, но и игрушечная мебель, другие декорации. На один мультфильм у Екатерины уходит около двух недель.
— Деньги на некоммерческие проекты выделяю из собственного кармана, поэтому снимать удается нечасто, ведь их нужно еще и заработать, — разводит руками собеседница.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости