По состоянию на 4 июля 10:30
Заболевших674 515
За последние сутки6 632
Выздоровело 446 879
Умерло10 027
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Дорога из кризиса

Российскую экономику спасут миграция в крупные города, строительство жилья и транспортной инфраструктуры
Николай Дзись-Войнаровский
27 октября, 2014 19:53
5 мин
Нынешний жилищный и дорожный бум — кажущиеся. По статистике по количеству квадратных и погонных метров Россия сильно отстает от развитых стран, поэтому отечественную экономику спасут массовое строительство жилья и дорог, утверждает президент партнерства «Новый экономический рост» (НЭР) Михаил Дмитриев в докладе «Развитие транспортной инфраструктуры: как оценить ее влияние на экономику?»
В «нулевых» экономика могла расти, так как трудоспособное население увеличивалось. Сейчас оно сокращается, а если некому работать, то и экономика не растет. Для примера можно посмотреть на то, какое количество неработающих приходится на работающего сейчас и в будущем.
График 1
Количество иждивенцев на 1000 работающих граждан.
Источник: НЭР
Чтобы еще сильнее прочувствовать главную проблему, тормозящую российский экономический рост, Дмитриев приводит несколько цифр:
— Экономически активное население страны только за девять месяцев 2013 года сократилось на 630 тысяч человек.
— Среди крупных экономик мира Россия вторая после Германии по темпам падения экономически активного населения в 2015–2030 годах — около 10%.
— Безработица держится около 5%, близка к 25-летнему минимуму. Одновременно очень высокая молодежная безработица — более 15%, то есть в 4 раза выше, чем у 30–49 летних.
— Это означает, упрощая, что все квалифицированные специалисты трудоустроены, поэтому приходится их переманивать, повышая зарплаты. В результате зарплаты растут в 3–4 раза быстрее экономики в целом, а прибыль падает.
Одно из решений — сделать так, чтобы россияне из мест, где они сидят без работы, могли свободно переезжать туда, где работа есть, и создавать конкуренцию местным. Для этого в России должно быть дешевое жилье и, следовательно, его должно быть много. «Нулевые» называют временем строительного бума, но статистика говорит, что именно жилых помещений, а не офисов, строилось немного даже в сравнении с 1990-ми.
График 2
Жилой фонд России
Источник: НЭР
По расчетам Дмитриева, в крупных городах площадь жилья надо в ближайшие 20 лет увеличить примерно в 3 раза. Оговорка на счет крупных городов не случайна, потому что в России по сравнению с другими странами слишком много населения проживает в средних населенных пунктах и слишком мало — в крупных. Средние населенные пункты это обычно моногорода, выстроенные вокруг одного завода, зачастую убыточного. Их жителям нужно создать условия для переезда поближе к мегаполисам, где в XXI веке в основном и бурлит экономическая жизнь.
График 3
Доля моногородов в городском населении России, %
Источник: НЭР
«Инфраструктурные ограничения мы ощущаем на себе: это и пробки на дорогах, и медленное железнодорожное сообщение, и извечные споры о том, почему так дорого стоит новая инфраструктура. Проблема всех этих разговоров в том, что даже если бы в России не воровали, инфраструктура бы все равно стоила безумно дорого», — сказал Дмитриев, представляя свой доклад в Высшей школе экономики.
Для сравнения, в США 6 млн 507 тысяч километров автомобильных дорог, а в РФ только 903 тысячи. По железным дорогам 204 тысячи километров против 86 тысяч км в пользу США.
Поэтому нужно строить дороги, и в первую очередь железные — большинство месторождений полезных ископаемых в Сибири расположено так далеко от потребителей и переработчиков, что никакими автомобильными дорогами их доставить невозможно. Высокоскоростные магистрали выгодны для пассажиров на расстояниях 300–700 км (меньше — выгоднее авто, больше — авиация), поэтому скоростные поезда способны переманить значительную часть пассажиров на маршрутах Москва — Казань, Москва — Воронеж, Ростов — Краснодар.
Развитая железнодорожная сеть не только сама по себе позволит эти месторождения разрабатывать, но и разгрузит автомобильные дороги для бизнеса и граждан, что тоже положительно скажется на экономическом росте.
В конечном итоге рост экономики должен сделать граждан немного богаче. НЭР провел расчеты того, сколько людей (минимум) выйдет из-за черты бедности до 2030 года благодаря развитию транспорта.
График 4
Выход из бедности, тысяч человек
Оценка сокращения численности населения, живущего за чертой бедности, к 2030 году в результате реализации крупных инфраструктурных проектов, включенных в Транспортную стратегию Российской Федерации
Источник: НЭР
темы
5 мин