Дорога из кризиса
3 мин чтения
Дорога из кризиса

Российскую экономику спасут миграция в крупные города, строительство жилья и транспортной инфраструктуры

Нынешний жилищный и дорожный бум — кажущиеся. По статистике по количеству квадратных и погонных метров Россия сильно отстает от развитых стран, поэтому отечественную экономику спасут массовое строительство жилья и дорог, утверждает президент партнерства «Новый экономический рост» (НЭР) Михаил Дмитриев в докладе «Развитие транспортной инфраструктуры: как оценить ее влияние на экономику?»

В «нулевых» экономика могла расти, так как трудоспособное население увеличивалось. Сейчас оно сокращается, а если некому работать, то и экономика не растет. Для примера можно посмотреть на то, какое количество неработающих приходится на работающего сейчас и в будущем.

График 1

Количество иждивенцев на 1000 работающих граждан.

Источник: НЭР

Чтобы еще сильнее прочувствовать главную проблему, тормозящую российский экономический рост, Дмитриев приводит несколько цифр:

— Экономически активное население страны только за девять месяцев 2013 года сократилось на 630 тысяч человек.

— Среди крупных экономик мира Россия вторая после Германии по темпам падения экономически активного населения в 2015–2030 годах — около 10%.

— Безработица держится около 5%, близка к 25-летнему минимуму. Одновременно очень высокая молодежная безработица — более 15%, то есть в 4 раза выше, чем у 30–49 летних.

— Это означает, упрощая, что все квалифицированные специалисты трудоустроены, поэтому приходится их переманивать, повышая зарплаты. В результате зарплаты растут в 3–4 раза быстрее экономики в целом, а прибыль падает.

Одно из решений — сделать так, чтобы россияне из мест, где они сидят без работы, могли свободно переезжать туда, где работа есть, и создавать конкуренцию местным. Для этого в России должно быть дешевое жилье и, следовательно, его должно быть много. «Нулевые» называют временем строительного бума, но статистика говорит, что именно жилых помещений, а не офисов, строилось немного даже в сравнении с 1990-ми.

График 2

Жилой фонд России

Источник: НЭР

По расчетам Дмитриева, в крупных городах площадь жилья надо в ближайшие 20 лет увеличить примерно в 3 раза. Оговорка на счет крупных городов не случайна, потому что в России по сравнению с другими странами слишком много населения проживает в средних населенных пунктах и слишком мало — в крупных. Средние населенные пункты это обычно моногорода, выстроенные вокруг одного завода, зачастую убыточного. Их жителям нужно создать условия для переезда поближе к мегаполисам, где в XXI веке в основном и бурлит экономическая жизнь.

График 3

Доля моногородов в городском населении России, %

Источник: НЭР

«Инфраструктурные ограничения мы ощущаем на себе: это и пробки на дорогах, и медленное железнодорожное сообщение, и извечные споры о том, почему так дорого стоит новая инфраструктура. Проблема всех этих разговоров в том, что даже если бы в России не воровали, инфраструктура бы все равно стоила безумно дорого», — сказал Дмитриев, представляя свой доклад в Высшей школе экономики.

Для сравнения, в США 6 млн 507 тысяч километров автомобильных дорог, а в РФ только 903 тысячи. По железным дорогам 204 тысячи километров против 86 тысяч км в пользу США.

Поэтому нужно строить дороги, и в первую очередь железные — большинство месторождений полезных ископаемых в Сибири расположено так далеко от потребителей и переработчиков, что никакими автомобильными дорогами их доставить невозможно. Высокоскоростные магистрали выгодны для пассажиров на расстояниях 300–700 км (меньше — выгоднее авто, больше — авиация), поэтому скоростные поезда способны переманить значительную часть пассажиров на маршрутах Москва — Казань, Москва — Воронеж, Ростов — Краснодар.

Развитая железнодорожная сеть не только сама по себе позволит эти месторождения разрабатывать, но и разгрузит автомобильные дороги для бизнеса и граждан, что тоже положительно скажется на экономическом росте.

В конечном итоге рост экономики должен сделать граждан немного богаче. НЭР провел расчеты того, сколько людей (минимум) выйдет из-за черты бедности до 2030 года благодаря развитию транспорта.

График 4

Выход из бедности, тысяч человек

Оценка сокращения численности населения, живущего за чертой бедности, к 2030 году в результате реализации крупных инфраструктурных проектов, включенных в Транспортную стратегию Российской Федерации

Источник: НЭР

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Я действовал исключительно в интересах государства» Далее в рубрике «Я действовал исключительно в интересах государства»Бывший замглавы Минрегионразвития дал показания по делу о хищениях при подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке Читайте в рубрике «Бизнес» Бизнес в России. Заяц в кустахДанные о вкладе малого и среднего бизнеса в экономику могут быть сильно преувеличены Бизнес в России. Заяц в кустах
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
28 октября 2014, 19:56
Я не согласен с позицией автора по тотальной урбанизацией населения. Может на первый взгляд с экономической точки зрения это кажется выгодным, но по большому счету - нет. Да и все те мелкие "выгоды", которые можно из этого процесса извлечь, они выгодны сугубо для экономики, но не для государства, а уж тем более не для граждан!
Проблема России - как раз-таки в запущенности периферии, и как следствие - в деградации сельской инфраструктуры, а постепенно и самого населения! Ставку необходимо делать как раз-таки на развитие отечественного народного хозяйства , в том числе сельского хозяйства и небольших, но востребованных производств "на местах"!
28 октября 2014, 18:33
Слава богу в лихие 90-е переехал из села в город. Хоть не приходится думать теперь - правильно сделал или нет - в конце концов в деревню всегда можно вернутся, а вот в город - совсем другое дело.....
28 октября 2014, 19:52
Если так и дальше дела будут обстоять, то в один прекрасный момент просто некуда будет возвращаться!
За постсоветское время в деревнях и селах по всей стране не было построено ни одного "градообразующего предприятия", даже наоборот - окончательно деградировало то что было. Русское село пришло в полнейшее запущение! А ведь оно всегда было житницей России и кладезем талантов, не забывайте!
На фоне же всего этого с городами ситуация не лучше - и хотя их инфраструктура неуклонно улучшается, но в то же время идет процесс перенаселения. Транспортные узлы попросту не выдерживают такой нагрузки. И наконец, за все прошедшие 20-30 лет в стране не было основано ни одного города, которые в советские времена строились пачками, и это при том что и село находилось на высокой стадии развития!!! Только вдумайтесь в суть происходящего!!!
А автор еще и говорит о каком-то непонятном "спасении для экономики"!? Это не спасение, Николай - это окончательный застой и апофеоз!!!
28 октября 2014, 18:48
Вопрос в какой город и где там проживаешь?Если снимаешь жилплощадь,так это до первого банкротства твоей компании где ты работаешь.Так что это временная жизнь,она сродни фэнтэзи,а это временное существование.да и срмневаюсь что ты имеешь приличный доход чтобы смог обеспечивать семью,приобрести жилплощадь и питаться прилично.До тех пор пок не возродится промышленность в России и не встанет на ноги сельское хозяйство,мы так и будем жрать буйволятину и запивать пальмовым маслом.скоро крокодилье мясо из гнилого Нила будут нам поставлять в Россию.Дожили господа либералы.Всё профукали со своим экономическим рывком в рыночной стихии,а теперь даже не думают возрождать всё как было объявлено после введения санкций.Одна туфтология у либерального правительств и никаких реальных дел способных России не погибнуть окончательно.Чубайс как правил страной,так и продолжает править.
28 октября 2014, 14:21
так и производство свое надо налаживать, раньше не то что в небольших городах, а в поселках могло быть производство, завод. А сейчас какой смысл там жить, если работать просто негде.
28 октября 2014, 14:56
В этом и смысл. Сейчас такие мелкие производства нерентабельны. А большие производства - в больших городах.
28 октября 2014, 12:19
Большую конкуренцию местным в плане работы все же составляют мигранты из Средней Азии потому, что готовы жить в бараках и работать за копейки. У нас в стране очень много замечательных строителей, но они лучше будут шабашить дома, а не ехать в большой город, где им придется ютится в комнате общежития на 15 человек.
28 октября 2014, 00:12
Вы смотрите на эту проблему с одной стороны. Почему бы вам не указать данные о приросте трудоспособного населения на фоне его уменьшения на 650 тысяч? Страна у нас большая, кто-то из них ушел на пенсию, кто-то сел в тюрьму, кто-то ушел в мир иной. Но в это время кто-то отучился и стал профессионалом, нашел работу и пополнил ряды налогоплательщиков, почему нет статистики для сравнения? Ведь у каждой медали есть две стороны, если забыть о ребре.
28 октября 2014, 12:42
Ряды налогоплательщиков пополнятся... а что жрать будем, чем зад прикроем? тем более, если оставленное стране бизнесом кинуть на строительство дорог и жилья. Будем ходить по новым дорогам с голым задом и протянутой рукой?
28 октября 2014, 13:35
Раздать людям по 20 соток и каждый сам себя прокормит. Благо пахатной земли у нас много.
28 октября 2014, 00:30
Прирост трудоспособного населения - это чистый прирост, цифра уже учитывает и прибыль, и убыль.
28 октября 2014, 11:31
Неужели у нас по миллиону в год отток трудоспособного населения происходит? Какая удручающая статистика(
28 октября 2014, 18:34
Не переживай, Юрьич. Украина и Средняя Азия нам поможет с демографией.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!