Новости – Люди












Люди
Протест окончен

Сотрудники правоохранительных органов во время массовых акций на Манежной площади. Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ
Доклад ЦСР: Путин и «Единая Россия» восстановили доверие населения, Москва больше не является центром протестных настроений
11 июля, 2013 14:50
8 мин
Центр стратегических разработок (ЦСР) в четверг представил предварительные материалы доклада «Возможно ли новое электоральное равновесие». В нем исследователи анализируют, как выглядит постпротестная Россия. На первой странице они признаются, что «в отличие от предыдущих докладов, мы даже не пытаемся дать обоснованное объяснение причин происходящего».
Данные этой работы во многом противоречат выводам экспертов в своих прошлых докладах о том, что власть утратила доверие населения. Наоборот, за год после протестов, если взять последней его датой события на Болотной площади 6 мая 2012 года, президент Владимир Путин, «Единая Россия» и в целом власть смогла «успокоить» население и даже заручиться поддержкой той части социальных групп, что принимали наиболее активное участие в протестных действиях («средний класс» и «российские образованные горожане»).
Первый слайд презентации доклада называется «Неоднозначность полученных результатов» и предупреждает, что исследование скорее вызвало вопросы, чем дало какие-то ответы. Например, вопреки прежним представлениям, в ходе наблюдений выяснилось, что «спрос на демократию в российской глубинке может превышать спрос на демократию в Москве». Кроме того, падение протестных настроений, вероятно, происходит за счет московского среднего класса, а в провинции к демократии стремятся менее обеспеченные слои населения.
Среди причин, послужившими факторами снижения рейтингов Путина и «Единой России» в течение последних 5 лет, нет никаких открытий: недовольство коррупцией, ожидание реальных дел со стороны президента, запрос на новые политические лица. Однако авторы доклада отмечают, что перераспределился удельный вес каждого из них: заметно усилился спрос на демократию, выросло недовольство уровнем жизни, бедностью и инфляцией, зато проблемы жилья и ЖКХ отошли на второй план.

Владимир Путин. Фото: пресс-служба президента России
Рейтинг Путина поддерживает его харизма и патриотическая направленность проводимой политики, с другой стороны эти же мотивации, вкупе с отсутствием альтернативы действующему президенту и готовностью власти применить силу негативно сказывается на его поддержке. Согласно докладу ЦСР, ключевые факторы, образующие «потолок» роста рейтингов, выражены разочарованием в способностях лидера страны обеспечить ей успешное развитие, а также страхом перед насилием со стороны власти.
– сообщают социологи и приводят цифры: высокую ситуативную тревожность проявляют 65% россиян, среди респондентов-москвичей «тревожных» оказалось 84%.
При этом россиян «нельзя назвать агрессивными»: 74% обладают средней выраженностью агрессии и лишь 10% – высокой. Более агрессивные люди имеют больший протестный потенциал, так как они пассионарнее. В результате «происходит заметная концентрация людей с повышенной агрессивностью в протестном сегменте общества». За Путина голосуют лишь 26% таких респондентов.
Авторы доклада отмечают, что страны с фашистскими режимами в свое время добились поддержки агрессивной части общества, а российским властям этого сделать не удалось ввиду проводимой ими консервативной политики.
Агрессию россияне перенаправляют на США, чиновников и мигрантов. Последних как одну из самых важных проблем называют жители Москвы и Санкт-Петербурга, за пределами этих городов наплыв мигрантов беспокоит только 16% населения.
Восстановление влияния «Единой России» связано с тем, что партию власти не ассоциируют с ее членами, и когда кого-то из депутатов уличают в коррупции, на имидже партии это не сказывается. При этом «на местном уровне существует запрос на некую якорную институциональную силу, к которой можно адресовать свои запросы». Когда в отношении «Единой России» в предвыборный период приклеился ярлык «партия жуликов и воров», роль «институционального якоря» начала переходить к КПРФ. Теперь же в ходе исследования такую резкую оценку «Единой России» почти никто не давал. Более того, если бы в ближайшее воскресенье проводились бы выборы в Госдуму, за партию власти проголосовало бы 44% россиян. В Москве «Единую Россию» поддержали бы 46%.
Электоральные рейтинги Путина в Москве согласно докладу ЦСР соответствуют среднероссийским – 49%. 74% жителей столицы такой выбор обосновали тем, что они разделяют политику и идеологию партии, в регионах так отвечали 67% опрошенных. Против всех в Москве готовы проголосовать 47% опрошенных, по всей России количество категорично настроенных граждан на 7 пунктов ниже и составляет 40%.
Специалисты ЦСР подчеркивают, что по российским меркам Москва отличается высокой лояльностью жителей к региональным властям. В частности момент для проведения досрочных выборов мэра Москвы был выбран удачно. Общая доля доверяющих городской власти составляет 37%.
— говорится в докладе.
52% москвичей выразили мнение о том, что в случае кризиса глава правительства поддержит их требования.
Политический строй, являющийся свободной и управляемой демократией, москвичи выбирают реже, чем жители России — 53% против 67%, отмечается в докладе. В малом и среднем городе демократию выбирают 64% жителей, в селе — 62%.
При этом 29% москвичей хотели бы жить при единоличной форме правления, то есть при диктатуре, монархии или олигархии.
34% жителей столицы поддерживают свободные выборы и 43% из них считают, что выборы последних лет были честными. В России так считают 39% респондентов и за свободные выборы выступают 51% опрошенных.
«Изменения восприятия демократии выступают в противоречие с широко распространенной точкой зрения о том, что в странах со средним уровнем доходов именно средний класс в крупных городах является драйвером демократии», — удивляются авторы доклада.
Они предполагают, что значительная часть среднего класса может предъявлять спрос на недемократические политические системы.
Авторы доклада считают, что протесты 2011-2012 годов в Москве и других крупных городах России вывели общественно-политическую ситуацию из равновесия. «Они (протесты — РП) создали волнообразный спрос на демократию и вызвали его последующее затухание», — говорится в тезисах.
Последнее исследование противоречит ранее выдвинутой теории о сближении социально-экономических запросов жителей Москвы и других регионов, которое в свою очередь могло свидетельствовать об ускорении модернизации и повышения однородности российского общества.
— отмечают авторы доклада.
23% москвичей считают для себя наиболее важными проблемами бедность и обнищание большинства населения, 14% из них обеспокоены ростом безработицы, и 11% встревожены ростом цен. В регионах повышением цен обеспокоено в три раза больше россиян — 36%; и ростом безработицы в два раза больше, чем в Москве — 23%.
Авторы доклада отмечают снижение приоритетности тем жилья, ЖКХ и образования. К примеру, в Москве проблемами ЖКХ обеспокоены лишь 9%, а по всей России этот вопрос волнует лишь 10% жителей страны.
Специалисты ЦСР также обращают внимание на размывание традиционного института семьи в Москве: лишь 34% респондентов в столице оказались связаны брачными узами, по всей Россия этот показатель составляет 55%.
Данные исследования свидетельствуют о том, что в Москве сильно отличается понимание патриотизма. 38% москвичей хотели бы жить в демократии западного типа, что в два с половиной раза превышает среднероссийский уровень (15%).
Столичный патриотизм сочетается с установками на развитие, модернизацию и вестернизацию, приходят к выводу социологи.
Протестный потенциал перераспределился из Москвы в другие российские регионы, следует из доклада. Это касается политической составляющей (протесты в связи с нечестными выборами), этническими трениями (конфликты на почве усилившегося неприятия мигрантов), и экономики. При этом готовность населения протестовать в случае нового экономического кризиса является высокой и намного превосходит готовность протестовать по поводу нечестных выборов. Самый высокий процент людей, которые будут протестовать по экономическим причинам, зафиксирован в областных центрах с населением выше 1 млн жителей — 63%. Меньше всего к такому варианту склоняются жители Санкт-Петербурга — 10%, не сильно отличаются показатели Москвы — 15%. При возникновении кризисной ситуации претензии президенту собираются высказывать 22% москвичей, 21% жителей Санкт-Петербурга и 30% респондентов всего по стране. Самый высокий показатель снова наблюдается в региональных столицах — 55% респондентов. Процентный показатель претензий к правительству везде ниже 30%.

Задержанные участники несанкционированной акции «Стратегия 31» на Триумфальной площади. Фото: Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС
Среди рисков для нового электорального равновесия авторы доклада отмечают уязвимое экономическое состояние дел в стране. Часть протестов и конфликтов может также возникать по политическим мотивам (нечестные выборы) и в результате усиления антимигрантских настроений.
Протестное лидерство в будущем будет сосредоточено в регионах, а не в Москве, а протестную волну могут быть вовлечены не только крупные, но и средние города, и сельская местность, предполагают авторы доклада.
Предыдущий доклад ЦСР был выпущен в октябре 2012 года. В нем исследователи, напротив, фиксировали рост недоверия к власти. «Одновременно с падением массовости протестной активности в Москве наблюдается резкое падение доверия населения к институтам власти и в первую очередь к президенту В.В.Путину. При этом скорость снижения рейтингов доверия и роста рейтингов недоверия с начала двухтысячных годов беспрецедентна. Наиболее очевидная причина этого явления состоит в том, что «роман народа с властью» закончился. Рейтинги доверия и недоверия быстро сближаются по своей величине, и при существующих темпах в 2013 году могут сравняться».
В ЦСР тогда приходили к такому выводу: «Падение рейтингов доверия к власти имеет фундаментальные причины и является переходной стадией между умирающей идеологией путинской стабильности и теми идеологиями, которые идут ей на смену».
Что же такое произошло за те 9 месяцев со времени предыдущего доклада ЦСР, что так резко изменило отношение народа к власти, лично Путину и «Единой России» - в сторону большего доверия к ним? Почему оплотом консерватизма и провластных настроений стала Москва, а протестные настроения теперь возможны только в провинции? «Русская планета» попросила политологов ответить на эти вопросы.
Центр стратегических разработок является достаточно критически настроенной структурой по отношению к партии власти, поэтому в докладе представлены вполне объективные показатели рейтинга «Единой России», считает член высшего совета этой партии политолог Дмитрий Орлов.
— отмечает эксперт.
«Показательно также, что высок уровень поддержки «Единой России» в Москве. Обычно он был чуть ниже, чем в России, сейчас выше», — добавляет политолог. Это говорит о том, что к «Единой России» вполне благоприятно относится средний класс, поскольку только за счет бюджетников такой значительный рейтинг в Москве набрать невозможно. «На мой взгляд, это исследование еще раз показывает, что «Единая Россия» имеет значительный текущий потенциал поддержки, и у нее, безусловно, есть будущее», — резюмировал политолог.
Политолог Дмитрий Орешкин рассказал «Русской планете» о тенденции к угасанию протеста против нечестных выборов.
«Думаю, правильно подмечена особенность расползания протеста из центра на периферию и приближения его к более конкретным жизненным проблемам, а именно: ЖКХ, здравоохранение, местная коррупция и национальные конфликты, как в Пугачеве. Для провинциальной, мелкогородской России проблема выборов вторична. Советские люди привыкли жить сами по себе. Власть для них — некоторая сверху данная реальность, насчет которой даже в голове не укладывается, можно и нужно ли на нее влиять. Власть сама по себе, мы сами по себе. Мы решаем свои проблемы. Поскольку там, в провинции, интерфейс взаимодействия человека с властью крайне узок, соответственно, проблема выборов малоактуальна», — рассказал политолог.
Население провинциальной России обеспокоено в первую очередь собственными, региональными интересами и конфликтами, не имеющими отношения к теме выборов. «В некотором смысле идет расслоение между крупными городами и их набором претензий к власти и тихой российской провинцией, где могут бы свои очень серьезные, может быть, даже более острые проблемы, но чрезвычайно далекие от электоральных. Люди не думают о каких-то философских или общих проблемах. Они видят, что дагестанцы контролируют рынок и задирают цены, — это их волнует. Выборы здесь не при чем», — сказал он.
— объяснил Орешкин, отметив, что в крупных городах взаимодействие жителей с властью делается постоянным.
«Что касается общей тенденции стабилизации рейтингов и роста поддержки «Единой России», я бы сказал, что по альтернативным данным и нашим электоральным ощущениям рейтинг не то что бы стабилизируется, а скорее принимает устойчиво низкий уровень», — не согласился с данными доклада ЦСР эксперт.
Протест сейчас вошел в период разочарования и презрения. «Люди в 2011 году в Москве столкнулись с вопиющими примерами грубой фальсификаций. Была вполне естественная волна гражданского возмущения, которая ушла в песок. Власть сначала испугалась, когда вышло много людей на улицы, а потом поняла: «Ну выходят, и черт с ними. Как вышли, так и уйдут». Протестующие тоже это ощутили. Вышел-ушел, вышел-ушел, а ничего не меняется. Три раза вышел, пять раз вышел. На шестой уже выходить не следует, тем более что власть ясно дала понять, что готова сажать тех, кто протесты организует. Поэтому сейчас общественная активность иссякла. Это правильное слово — иссякла», — объяснил он, добавив, что ситуация в России сейчас все больше напоминает Белоруссию.
«Когда говорят, что у «Единой России» рейтинг 35%, забывают упомянуть, что больше 40% опрошенных отказались отвечать на вопрос. Это самое важное. Раньше люди спокойно отвечали. А теперь они начали опасаться. Это крайне симптоматично», — уверен Орешкин.
«С одной стороны, рассуждения Михаила Эгоновича (руководитель ЦСР Михаил Эгонович Дмитриев –– РП) или его Центра стратегических разработок отражают какую-то реальность. Но в то же время это реальность летаргического сна, в котором на поверхности людей ничего не колышет и не интересует, а что под поверхностью они зацепить уже не могут, потому что боятся или не хотят говорить правду. А там, в глубине, нарастает раздражение», — заключил эксперт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости