Докапитализация мимо кассы
4 мин чтения
Фото: Максим Кимерлинг/Коммерсантъ

Фото: Максим Кимерлинг/Коммерсантъ

Деньги, выделенные на финансирование реального сектора, уходят совсем в другом направлении

Деньги, выделяемые государством на докапитализацию банков, расходуются не по назначению. К такому выводу пришли в Счетной палате (СП), подведя промежуточные итоги «Мониторинга и выборочных проверок условий и объемов размещения… облигаций федерального займа (ОФЗ) в субординированные займы банков» за первое полугодие 2015 года.

Программа докапитализации банков через ОФЗ задумывалась специально для помощи банкам, чтобы те могли кредитовать реальный сектор в необходимых объемах. Но, судя по данным, полученным аудиторами, программа работает совсем не так, как рассчитывали в правительстве. По крайней мере, пока банки явно не бросили все силы и средства на помощь промышленным предприятиям. Так, Совкомбанк, первым подавший заявку на получение ОФЗ и получивший облигации на сумму 6,3 млрд руб., оказался единственным банком, представившим СП затребованную отчетность. У него объемы кредитования приоритетных отраслей выросли в среднем на 12%. А вот молчание остальных участников программы наводит на мысль о том, что дела у них обстоят куда более неприглядно.


Программа докапитализации банков начала работать в этом году. Средства докапитализации в виде облигаций федерального займа на сумму 1 трлн руб. были переданы государством Агентству по страхованию вкладов (АСВ), которое и принимает решение об их выдаче тому или иному банку. Первоначально предполагалось, что агентство будет выдавать ОФЗ в обмен на облигации банков такого же срока. Но банки предложением не заинтересовались, и тогда им предложили еще две формы помощи: предоставление субординированных займов со сроком возврата не менее 50 лет и предоставление банкам ОФЗ в обмен на их привилегированные акции.


В числе условий получения господдержки значится «заморозка» зарплат и бонусов сотрудников банка вплоть до членов совета директоров, а также «обязательство в течение трех лет после предоставления средств увеличивать не менее чем на 1 процент в месяц совокупный объем ипотечного (жилищного) кредитования и (или) объем кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях экономики», причисленных к приоритетным. В официальном списке таких отраслей восемь: сельское хозяйство; обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов; химическое производство; машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные); строительство; транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура); связь и, наконец, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Чуть позже перечень «приоритетов» пополнили еще субъектами федерации. С этого момента шансы реального сектора на получение кредитов за счет государственных средств, кажется, и начали стремительно падать. Как подсчитали в СП, за недолгий период фактического действия программы банки-участники нарастили объемы кредитования регионов аж в 11 раз — с 900 млн до 9,7 млрд рублей. Как заявил аудитор ведомства Андрей Перчян, на основании одного отчета окончательные выводы делать рано. «Однако если для банков и дальше будет более комфортно и менее проблемно кредитовать регионы, чем давать деньги реальному сектору экономики, то это, наверное, не то, ради чего начиналась программа докапитализации», — цитирует Перчяна пресс-служба СП.

Дефолтные регионы

Финансовые проблемы у субъектов федерации действительно есть, у некоторых в меньшей степени, у других — в большей. И со временем ситуация становится только хуже. Брать взаймы у государства регионы не могут из-за дефицита бюджета, и многим, чтобы выплачивать свои долги, ставшие неподъемными, приходится брать все новые и новые кредиты в банках. Результат налицо: по данным Минфина, за первое полугодие 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем их собственных доходов, выросло с 10 до 14. В их число попали: Амурская и Костромская области, где соотношение долга к доходам бюджета составило 116%, Смоленская область — 110%, Карелия — 109%, Хакасия — 108%, Карачаево-Черкесская Республика — 107%, Забайкальский край — 106%, Астраханская область — 105%, Удмуртия — 101%, Белгородская область — 101%, Саратовская область — 101%, Марий-Эл — 100%, Чукотский автономный округ (108%) и Республика Мордовия (173%).

Фото: Алексей Вовк / РИА Новости

Фото: Алексей Вовк / РИА Новости

Если на январь 2014 года долг субъектов РФ составлял 1,738 384 млрд руб., то на февраль 2015 года он вырос до 2,1 млрд руб. Так, госдолг Мурманской области с 2013 года вырос в 2,6 раза, Республики Коми — в 2,9 раза. С шоковой ситуацией столкнулась Архангельская область, госдолг которой с начала 2008-го по 2015 год вырос в 17 раз — с 1,9 млрд до 32,7 млрд руб.

Рост своих долгов регионы объясняют быстрым ростом бюджетных расходов, связанных с выполнением указов президента, на фоне слабой динамики налоговых доходов. В такой ситуации некоторым из них сложно найти ресурсы для погашения или рефинансирования долга. В итоге на грани дефолта в этом году уже побывали Вологодская и Архангельская области, крайне тяжелая ситуация была в Карелии. В связи с этим регионам приходится обращаться за помощью к банкам, которым, в свою очередь, весьма выгодно вкладываться в их долги.

Из пустого в порожнее…

Даже несмотря за хронический дефицит региональных бюджетов и его существенный рост в последнее время, кредитование субъектов федерации является для банков более надежным по сравнению с кредитованием реального сектора источником прибыли, поясняет главный экономист «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов. По его словам, даже если некоторые регионы в какой-то момент времени не смогут обслуживать свои долги, по закону их обязательства лягут на федеральный бюджет. А вот в случае неплатежеспособности предприятий реального сектора перспективы возврата кредитов будут весьма туманны, особенно в кризис, поэтому банкиры отдают предпочтение первому варианту. «Разумеется, такая политика банков не способствует росту промышленности», — констатировал Девятов. Более того, это только для банков кредитование субъектов относительно безопасно, а вот для государственный казны — отнюдь нет.

Вторая причина, по мнению старшего аналитика ИК «Велес Капитал» Юрия Кравченко, состоит в том, что облигации являются высоколиквидным активом, под который в случае необходимости банк может привлечь средства у ЦБ. «Программа докапитализации официально предусматривает покупку облигаций субъектов РФ, поэтому банки действуют так, как им выгоднее с точки зрения рисков и доходности», — говорит эксперт. Что касается кредитования экономики реального сектора, оно едва ли сможет стать приоритетом банковских стратегий в обозримом будущем. «До тех пор пока кредитование стимулируется административно, банки будут всеми возможными способами избегать этой обязанности», — считает Кравченко.

Проще говоря, формально банки имеют право размещать выделенные средства в бонды регионов, однако это не только мешает выделять больше средств на улучшение ситуации в «приоритетных» производствах, но даже развитию самих регионов никак не способствует. Очень вероятно, что из-за высокой долговой нагрузки полученные средства регионы будут направлять на погашение старых долгов, а потом снова и снова занимать у банков, чтобы выплачивать им кредиты, ими же и выданные. Естественно, с немалым процентом. Получается замкнутый круг, по которому безо всякого толка ходят одни и те же деньги. И пока они из этого круга не выйдут, будут использоваться только для одного — получения банками процентной прибыли. 

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Столица поможет адаптироваться приезжим Далее в рубрике Столица поможет адаптироваться приезжимВ Москве открылся большой центр тестирования и правовой помощи мигрантам Читайте в рубрике «Бизнес» «Диплом перестал быть основным документом для работодателей»Итоги года на форуме «Национальная система квалификаций России» «Диплом перестал быть основным документом для работодателей»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
06 августа 2015, 10:47
У нас все как всегда получается - выделяемые деньги уходят через банковский сектор в неизвестном направлении (впрочем, сами банкиры безусловно в курсе куда они входят).
Вместо того, чтобы кормить ростовщиков - лучше бы создавали государственные фонды, которые бы распределяли бы эти деньги по назначению. Уверен, что толку от такой схемы было бы гораздо больше!
06 августа 2015, 09:15
Целые области загнали в кредитное пике по аналогии с Грецией, а бизнесу не дают и первых и вторых кредитов. Банки просто не хотят работать на благо страны, так как у них нет для этого стимулов. Так вот прежде чем выделять деньги из гос бюджета надо сначала создать мотивацию тратить их именно туда, куда хочет государство, а не туда куда их обычно тратят.
05 августа 2015, 13:13
Это в духе наших властей. Деньги выделить, но создать для их получения конечным потребителем такие невыносимые условия, что проще будет выживать уж как-нибудь без этих средств.
05 августа 2015, 04:31
Про посадки верно подметили, но наше государство боится сажать, как будто замены таким горе работникам не найти...
05 августа 2015, 11:37
Проблема кадров, конечно, существует. Решать ее собственными силами мало возможности. Импортировать специалистов финансовой деятельности дорого и небезопасно.
07 августа 2015, 16:34
Это почему же мало возможности? Нужен другой подход к кадрам. Другая политика. Пусть в уже созданных структурах все "свои", тогда нужно разогнать и позакрывать эти коррумпированные структуры. А в новых кадры подбирать по другим признакам, никак не по знакомству и родственным отношениям. А главное - дать возможность инициативным и образованным людям из народа получить финансирование для создания демократичных структур, реально настроенных на кредитование малого бизнеса.
04 августа 2015, 21:36
Счетная палата везде растраты найдет. Так устроена финансовая система в России, что все благие намерения превращаются в способ распила бюджета.
04 августа 2015, 22:38
Только посадок от ее работы больше не становится, хочется все таки увидеть так сказать результаты работы
05 августа 2015, 13:19
А при чем тут СП и посадки? В данном случае программа помощи хромает из-за того, что получить эти деньги не так уж и просто. И банки тоже неохотно их будут брать и раздавать, так как большая неопределенность витает в воздухе, и что дальше будет с рублем и экономикой страны, тоже не совсем понятно. Сейчас такие громадные просрочки по уже выданным кредитам, ужос просто.
07 августа 2015, 15:56
Ваня. Они эту неопределённость сами создают! Вся эта связка: Правительство - банки - регионы - банки. Вот если эту связку разрубить и направлять деньги напрямую малому бизнесу (производству). А то одни чинуши и банкиры деньгами пользуются, а народ еле выживает.
05 августа 2015, 11:34
Посадок больше не станет, ведь система не для этого предназначена))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!