Новости – Общество
Общество
«Цифровой мир вторгся на поле университетов»
Дафна Коллер. Фото: Артем Асташенков / «Русская планета»
Основатель интернет-курсов Coursera.org Дафна Колер прочитала в Москве лекцию о том, как сетевое обучение изменит систему образования
25 июня, 2013 18:26
6 мин
В московском центре Digital October 24 июня состоялась встреча с Дафной Коллер — одной из создателей системы удаленного образования Coursera. Профессор Коллер ответила на вопросы собравшихся и объявила о планах компании лицензировать материалы российских университетов.
Coursera была создана в 2012 году Коллер и ее коллегой Эндрю Ыном. Система предоставляет бесплатный доступ к курсам ведущих университетов — на сегодняшний день это 390 программ от 83 вузов. Материал подается в виде серии лекционных видеороликов, тестов и творческих заданий, которые оцениваются другими студентами. Сейчас на сайте зарегистрировано почти 4 млн пользователей, за 2012 год проект привлек $22 млн инвестиций.
Конечно, не все зарегистрированные пользователи активно учатся — но цифры и не так малы, как можно было бы себе представить, утверждает профессор Коллер. Из тех, кто записался на один курс, 40% записываются снова на другой, даже если не закончили первый (из статистики намеренно исключены те, кто записывается на несколько курсов сразу). «Я не считаю провалом начать курс, но не закончить его — даже пройдя половину пути, вы все равно чему-то научились», говорит Коллер. — «Сертификаты получают всего 8% из тех, кто нажал кнопку "записаться на курс". Но начнем с того, что половина нажавших просто не появляется в первый день — они записались, повинуясь импульсу. Многие из тех, кто все-таки начал смотреть лекции, не собираются выполнять домашние задания — они записались просто посмотреть. Из тех, кто сделал первую домашнюю работу — 45% успешно завершают курс. Из тех, кто заплатил за SignatureTrack (сервис биометрического подтверждения личности — РП) — 74% получают сертификат. Из тех, кто в опросе перед началом курса указал, что серьезно намерен доучиться до конца— 83% добиваются успеха. А если они еще и подписались на SignatureTrack, то речь идет уже о 93% выпускников».
Дафна Коллер считает принципиальной роль сообщества в процессе обучения. По ее словам, возможность обсуждать и работать в группе является важным фактором, удерживающим внимание студента. К сожалению, для этого нужно, чтобы все учились по одному графику — поэтому курсы повторяются не чаще, чем раз в три месяца, иначе бы было просто невозможно, например, сделать работоспособную систему взаимной проверки творческих заданий. Компания надеется по мере роста пользовательской базы начинать курсы чаще — раз в месяц. Есть еще ряд технических ограничений, с которыми проект сталкивается в данный момент. Например, из-за различных систем оценки в разных учебных программах пока не удалось создать интерфейс, в котором студент мог бы увидеть свой общий результат, пока курс не завершится.
Еще одно неудобство заключается в том, что при все расширяющемся спектре учебных тем, не все курсы идут вглубь. Содержание курса зависит от преподавателя. (в некоторых случаях университеты размещают сокращенные версии своих курсов и открыто предлагают платно пройти расширенный вариант в собственной системе удаленного обучения университета — РП).
Для преподавателей в Coursera подготовлена библиотека инструкций и обучающих видеороликов. В плане формата подачи материала компания предлагает некоторые ориентиры из серии «лучше делать сегменты лекций короче», но не настаивает — все подобные вещи остаются на совести преподавателя и университета. Специалисты Coursera постоянно наблюдают за тем, какие курсы пользуются популярностью, и дополняет свои рекомендации лекторам, основываясь на этих данных. 14 инструкторов помогают университетам разобраться в тонкостях организации тестов и творческих заданий.
Профессор Питер Страк готовится к записи лекции по греческой мифологии. Фото: Matt Slocum / AP
Решение, что публиковать, а что нет, остается за университетом, он же сохраняет права на материалы. Coursera рекомендует вузам не запрещать скачивание видеолекций, но даже когда оно разрешено, это не обязательно значит, что материалы можно передавать дальше. Крайне редко они распространяются по лицензии Creative Commons.
Coursera строго следит за качеством материалов, но дело здесь не столько в стандартах, сколько в ограничениях: новые курсы требуют нового дискового пространства и увеличивают нагрузку сотрудников компании. По той же причине стартап не работает с независимыми преподавателями, в обход университетов.
Помимо возможности расширить свою аудиторию и собрать важную статистику, которая помогла бы улучшить курс, Coursera открывает для преподавателей возможность профессионального роста. 2 месяца назад на ресурсе появились курсы подготовки учителей по модели K-12 (система образования от детского сада до 12 класса средней школы, действующая в США, Канаде, Турции, Филиппинах и Австралии — РП). Особенно это важно для младшей школы, поясняет Коллер: «По интернету мы не можем научить маленьких детей сидеть тихо и слушать учителя, но мы можем научить учителей обращаться с детьми».
В США подготовка и запись одного курса обходится университету в $30-50 тысяч. В других странах мира цены, разумеется, отличаются. Coursera приходится оплачивать хостинг и трафик. Возникает вопрос, будет ли система всегда бесплатной? Коллер утверждает, что компания не планирует делать контент платным. «Даже если мы запросим всего $5, это отсеет тех, у кого нет и таких денег и тех, у кого просто нет кредиток. Мы ищем другие способы монетизации», — говорит профессор.
Один вариант, о котором думают в компании, это платная сертификация по прохождении курса — собственные дипломы Coursera, разумеется, имеют мало веса. Сейчас на некоторых курсах действуют две разных системы. SignatureTrack проверяет личность студента посредством веб-камеры и особенностей манеры печатать — по защищенности от списывания это примерно эквивалентно выполнению домашнего задания дома. В некоторых программах обучения уже можно получить полноценное удостоверение о прохождении курса от Американского совета по образованию. Его признают реальные университеты — нужно лишь заплатить и сдать экзамен под надзором живого инструктора (по веб-камере).
Второй вариант монетизации — лицензирование курсов университетам. Если вузу понравится какой-нибудь онлайн-курс, они могут договориться об использовании материалов при обучении своих студентов, а те, в свою очередь, смогут получать за прохождение таких курсов баллы.
«Наша основная цель действительно идеалистичная. Это социальная миссия. Но чтобы мы достигли успеха, мы должны себя обеспечивать. Меценаты проработают с тобой лишь несколько лет, потом их заинтересует что-то еще... К счастью, наши инвесторы уверены, что смогут вернуть вложенные деньги. Мы обсуждали еще несколько способов монетизации, помимо вышеперечисленных», — поясняет свою бизнес-модель профессор Коллер. По ее мнению, компания развивается с опережением, так как в интернете на формирование четкой бизнес-модели, судя по примерам Facebook, Amazon и Zynga, уходит до пяти лет. Совет директоров компании состоит из основателей, а что касается инвесторов, они «не занимаются микроменеджментом, так что нам повезло».
Как и все первопроходцы, Coursera сталкивается с рядом вызовов. «Во-первых, конечно, нужно сообщить о нас людям, особенно тем, кому это нужнее всего. Поэтому расскажите друзьям!» — говорит Дафна Коллер. Во-вторых, традиционные университеты чувствуют угрозу от такой трансформации высшего образования. Так всегда происходит, когда цифровой мир вторгается в какое-нибудь новое поле — меняются методы, люди теряют работу. «Конечно, это проблема для сектора, который не менялся несколько сотен лет, но это достойный вызов, и мы работаем с университетами, чтобы помочь им адаптироваться и извлечь пользу из этой трансформации», — поясняет профессор.
Трансляция лекции Роджера Барра по Биоэлектричеству на сайте Coursera.org
Вузы беспокоятся, что проекты типа Coursera изменят образовательную сферу настолько, что в небольших местных университетах вообще отпадет надобность. «Но я думаю иначе: для многих учиться самостоятельно – вызов, и они отсеиваются в процессе. Мы предлагаем преподавателям подходить к процессу с той точки зрения, что студент приходит в класс, уже просмотрев лекцию, — и работать в классе над решением проблем», — говорит Коллер. — «Именно так онлайн-обучение может найти себе применение, например, в клинической медицине. Есть огромное количество базовых теоретических знаний, на обучение которым тратится ценное время специалистов, которые отрываются от работы в больницах и так далее».
Coursera не планирует останавливаться на достигнутом: «Мы в самом начале этого пути, технологии, которыми мы сейчас пользуемся, примитивны». В планах Коллер более качественный и глубокий механизм оценки работ, творческих заданий, индивидуальный подход. В будущем планируется создать полноценную программную платформу, где можно было бы размещать не только видео, но полноценную интерактивную рабочую среду для группового обучения. «Частично мы станем средой обучения для университетов, но не заменим их полностью», — считает Коллер.
Дафна Коллер гордится тем, что только одна треть студентов Coursera — американцы. Среди остальных двух третей есть даже 14 пользователей, находящихся в Антарктиде. «Но это накладывает на нас обязательство сделать контент доступным как можно большему количеству людей», — поясняет профессор. С этой целью месяц назад была запущена партнерская программа Global Translation, благодаря которой проект сможет перевести лекции, а в перспективе и тесты, на различные языки. Курсы для перевода отбираются по популярности, партнеры переводят по одному курсу за раз. Направления перевода соответствуют географическому расположению самых больших групп иностранных пользователей — первые языки на очереди это русский, португальский, турецкий, японский, украинский, казахский и арабский.
Россия находится в первой пятерке стран по количеству регистраций на Coursera. При этом российский сегмент растет быстрее всего — только с января 2013 года количество соотечественников в программе увеличилось на 230%. Поэтому в России Coursera не ограничится переводом существующих курсов. Цель Дафны Коллер в этой поездке — договориться о размещении контента с российскими университетами. Если этот план будет реализован, Coursera сможет предоставлять всем желающим лекции на русском языке.
По словам профессора Коллер, российские университеты настроены доброжелательно, они уже заметили присутствие стартапа на рынке. Хотя некоторые представители российских вузов, с которыми встречалась Коллер, не слышали о проекте сами, опросив студентов, они обнаружили, что около 30% учащихся смотрят лекции в системе Coursera. Пока что никаких четких договоренностей в этом направлении у Коллер нет — но это не удивительно, ведь первая подобная встреча прошла 22 июня.
Что касается партнерской программы и перевода существующих лекций, то в России этим занимается Digital October — в качестве пилотного проекта в центре перевели субтитры к лекциям профессора бизнес-школы Уортона Кевина Вербаха по геймификации (применению игровой механики в неигровых сценариях) и провели в апреле встречу слушателей курса.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости