Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Детектив как поиск истины

Тигран Амирян. Фото: Клим Гречка

«Они написали заговор. Конспирологический детектив от Дэна Брауна до Юлии Кристевой»: монография литературоведа Тиграна Амиряна о популярном развлекательном жанре, в котором отражается вся «ситуация постмодерна»

Елена Коваленко
30 сентября, 2013 09:07
8 мин
Диссертация кандидата филологических наук Тиграна Амиряна была переработана в нон-фикшн и опубликована издательством «Фаланстер».
Амирян делает с детективами примерно то же, что философ Славой Жижек с кинематографом: в его руках они оказываются не просто плебейским чтивом для домохозяек, а важным и сложным феноменом культуры, свидетельствующим о ценностях современного общества и помогающим разобраться в таких явлениях, как теории заговора и апокалиптические настроения.
Один из самых популярных субжанров детективной литературы анализируется с разных сторон: Амирян строит генеалогию детектива, показывая, что он уходит корнями в XVIII век, вскрывает его внутреннюю связь с психоанализом, пытается определить значение конспирологии для постмодерна и так далее. Рассуждать о беллетристике автору помогает философия Мишеля Фуко, Жиля Делёза, Жана Бодрийяра и других мыслителей.
Для российской гуманитарной науки пестрая работа «Они написали заговор» — скорее исключение: в отечественных академических кругах до сих пор принято брезговать массовой культурой как предметом исследования.
cover
Между тем, как рассказал Амирян «Русской планете», исследовать структуру и функции конспирологических детективов стоит хотя бы для того, чтобы понять, «почему они так востребованы среди самой широкой и разноплановой аудитории».
«Сегодня это очень сложная задача. Возникшая ситуация, ситуация постмодерности, приводит к бесконечным играм, в которые вступают авторы самых разных конспирологических рассказов, в которые читатели так охотно вовлекаются в попытках найти какую-то истину, понять некий глубинный смысл и прочее.
Анализ такого жанра очень хорошо показывает, как сегодня производятся бесконечные фальсификации, и такие понятия, как „история“ и „реальность“, становятся предметом игры», — объясняет автор.
В книге речь идет о литературе, но тема конспирологии занимает не менее важное место в современном кино. «Для меня было важно использовать не только литературоведческий инструментарий анализа, не только концепции теоретического психоанализа, я обращался и к киноведческим теориям. Невозможно исследовать функцию массовой литературы и не видеть ее близость к кино», — говорит филолог.
Важно понимать отсутствие границ между массовым и элитарным в современной культуре, подчеркивает Амирян, и не бояться сталкивать в одном исследовании тексты совершенно разного эстетического порядка.
«Было сложно доказать представителям академической науки необходимость работы. Сложность заключается не столько в приятии или неприятии академическими работниками необычной темы, но в существующей бюрократической машине, в рамках которой ученым приходится существовать. Посмотрите, насколько конспирологический дискурс распространен в российском социополитическом пространстве. При этом нет ни одного адекватного исследования этого явления», — рассказал исследователь.
Презентация книги пройдет в книжном магазине «Фаланстер» 2 октября.
 
«Русская планета» публикует параграф из монографии Тиграна Амиряна.
 
Конспирологический детектив является поджанром детективной литературы, соприкасающимся не просто с проблемой поисков «убийцы», раскрытия преступной тайны, но и с попыткой выявления более глобальных основ мироздания, культуры, истории: именно поэтому представляет интерес категория истины как одна из движущих категорий механизма жанра.
Междисциплинарный подход Вадима Руднева, примененный к объяснению детективной литературы, становится одной из основных концепций, помещающих в центр внимания категорию истины. Руднев одним из первых в отечественной гуманитарной науке обращается к вопросам популярной культуры, давая целостную концепцию (хотя и в относительно небольшой статье) конкретного жанра (детектива) и вводит «детектив» в число ключевых понятий «словаря культуры XX века» не просто как отдельно развивающийся жанр, а как один из важнейших механизмов порождения массовой культуры.
По концепции Руднева, развитие детективного жанра (и причины его популярности именно в XX веке) зависит от господствующих мировоззренческих стратегий в культуре: «Возникновение детектива именно на пороге нашего века связано [...] с резкими изменениями в культурном сознании, его релятивизацией — перемещением акцента с безусловной истинности каких-либо ценностей к процедуре поисков истинности».
Исследователь выделяет разные способы реализации поисков истины сквозь призму и посредством детективного жанра в английской, французской и американской культуре. Исходя из набора функций (способы и средства ведения следствия, характер героя, общая атмосфера и ментальные ценности) он выдвигает инварианты жанра. В классическом («чистом») английском детективе «герой — сыщик-аналитик [...] путем логических умозаключений [...] „вычисляет“ личность преступника». Французский инвариант жанра предлагает экзистенциальные проблемы, сопряженные с поисками истины, где «сюжет посвящен раскрытию психологических черт личности и обсуждению проблем истины и лжи». Американский же тип детективной литературы отличается прагматизмом: «...для того чтобы раскрыть преступление, необходимо активное вмешательство в происходящие события».
Вадим Руднев. Фото: Михаил Никитин / rk.karelia.ru (http://rk.karelia.ru/)
Вадим Руднев. Фото: Михаил Никитин / rk.karelia.ru
Но истина — это самоцель жанрового конструкта, а сам конструкт подчинен, пожалуй, одному из самых важных модусов культуры XX века — концепту «игры». И детективная литература как отражение культурных предпочтений и тенденций эпохи основывается на игровой модальности, замыкая пределы жанра «правилами игры». Однако эти правила не могут быть замкнуты в детективном тексте, они имеют напряженную связь с такими понятиями, как «читательское ожидание», «читательская компетенция» и, наконец, с отражением в жанре коллективного сознания и универсальных психических функций. Когда исследователи объясняют популярность детектива тем, что этот жанр использует актанты, присущие глубинным психосимволическим уровням человеческого/коллективного сознания, то наибольший интерес представляют собой типы героев (сыщик, жертва, помощник, преступник, убийца и пр.) и их функции (разоблачение как попытка логоцентрации иррационального, обман, вредительство и пр.). Руднев же, ссылаясь на идеи Виктора Шкловского (неравное соотношение знаний героя-знатока и героя-простака в сюжете прозаического текста) и опыт Умберто Эко («повествование от имени простака создает необходимый прагматический зазор между тем, что знает автор, что — герой и что — читатель»), видит проявление топоса «игры», с одной стороны, в особом соотношении фабулы и сюжета, с другой — в функционировании достигнутого текстового эффекта (приема) уже во внетекстовом пространстве, в читательском восприятии. В упомянутом «Словаре культуры XX века» Руднев рассматривает проблему «языковой игры» Витгенштейна как важнейший научный импульс в современной культуре. В лингвофилософской картине Витгенштейна языковая игра становится основой социальных отношений, матрицей мировоззренческих представлений человека. Кроме того, Витгенштейн выделяет среди прочих такие типы предложений/высказываний, как «информировать о событии», «выдвигать и проверять гипотезу», «разгадывать загадки», что, несомненно, наводит на мысль о связи естественных языковых форм высказываний и структуры детективного жанра.
Заметим, что в XX веке функция и значение топоса «игры» в культуре становится одним из важных аспектов научной мысли. Современник Витгенштейна, нидерландский антрополог культуры Йохан Хёйзинга в своей работе «Homo ludens» («Человек играющий») заявляет: «Игра в культуре [...] некая данность, предшествующая самой культуре, сопровождающая и пронизывающая ее от истоков вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент переживает сам наблюдатель».
В фундаментальном исследовании игровых основ социокультурных практик Хёйзинга тоже касается проблемы «разгадывания загадок». «Загадки» как языковые и социальные игры находят свое отражение и в обыденной жизни древних греков (задавать вопросы, заставлять собеседника отгадывать, искать правильные решения), и в мифологических и ритуальных текстах, где загадка представлена как «головоломка». Нельзя точно утверждать, что Руднев пишет об игровой модели в той исследовательской парадигме, в которой развивается «теория игр» в западной науке, но, безусловно, это сопоставление модальности и жанра оказывается весьма продуктивным.
Сегодня, анализируя детективную литературу и массовую словесность в целом, исследователи часто прибегают к тем выводам, которые были сделаны Мишелем Пикаром в работе 1986 года о значении «игры» в чтении и функционировании литературы. Так, например, Марк Лиц, исследуя массовую словесность современности, полагает, что выделенные Пикаром особенности «игрового» отношения между текстом и читателем есть основной способ структурирования «реальности», где существуют определенные (нарративные) правила игры, которые читатель распознает (вступает в игру).
Что касается концепций В. Руднева, то позднее ученый возвращается к рассмотрению детектива в работе «Прочь от реальности». Текст Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» в интерпретации Руднева является моделью культурного феномена, способного привести реципиента к мыслительному заключению «Я — убийца» («Я был на его стороне, на протяжении всего повествования я думал его мыслями, всей душой был с ним, а он оказался убийцей...»). Здесь детектив Кристи служит не классическим образцом жанра, а скорее исключением, показывая границы коммуникативно-рецептивных возможностей криминального рассказа. Руднев напоминает, что из-за этого произведения «Агату Кристи исключили из клуба детективных писателей». Произошло это именно потому, что она нарушила правила выстраивания детективного сюжета. Приведенный факт закрепляет мысль о формульности, замкнутости структуры классического детектива, с одной стороны, а с другой, говорит о том, насколько криминальный жанр рассчитан на определенный тип рецепции: «В литературе все делается для читателя [...] читатель не должен чувствовать себя убийцей, это выходит за рамки детективного жанра».
Далее Руднев развивает мысль о психических функциях и дисфункциях человеческой психики, рассматривает оппозицию «быть жертвой»/«быть убийцей» в механизме восприятия культуры — сам факт, что именно детективная форма служит предметом размышлений о сложных психосимволических рефлекторных особенностях человека, дает нам право говорить о принадлежности структуры и модальности жанра к глубинным архетипическим уровням коллективного сознания. Именно потому, нарушая эту модальность, Агата Кристи уничтожает важнейшую особенность массовой литературы — способность читателя чувствовать себя в безопасности, осознавать защищенность в пространстве текста произведения, надежду и даже уверенность в благополучном исходе, к которому и «должен» приводить саспенс — особенность, которая не просто сопровождает массовые жанры, но является безусловным «правилом» игрового механизма.
Детективная литература основывается на игровой модальности (игра между такими константами литературного текста, как «знание/незнание героя», «сюжет», «фабула», «читатель»), которая приводит к определенному типу репрезентации (=поискам) категории истины. Пути развития детективной литературы показали, как границы осознания истины могут расширяться, начиная от классического английского детектива и заканчивая современными формами «романа с тайной» (как то конспирологический детектив), расширяя границы собственной компетенции от «частного» (детектива), более узкого (раскрытие убийства) к более глобальному (раскрытие исторических тайн).
Какие могут быть детективные романы, какого типа? Чаще всего ответ сводится к одному — английский детектив, французский полицейский роман, или роман-нуар, американский вестернизованный тип криминального детектива. Возникает вопрос, почему в наши дни, когда национальные границы все более размыты, когда глобализация и транснационализм проникают в культуру и стратегии репрезентации культурных артефактов, почему в эту эпоху детектив продолжает занимать главенствующую роль среди прочих жанров как по своей распространенности/тиражированности, так и по значимости и изучаемости в теоретических работах?
Причина популярности детектива или полицейского романа в XXI веке объясняется посредством обобщения всех тех знаний, которые гуманитарные науки вырабатывали в различныхдисциплинах. Психоанализ и литература, как говорит Юлия Кристева, дает возможность писателю и читателю приблизиться к себе, а значит, к границам собственного опыта, чтобы осознать себя и свое место. Расследования персонажа-детектива уподобляются теории, литературному ремеслу или работе психоаналитика.
Расследовать — значит познавать границы, а границей всего может быть только смерть.
Детектив в наши дни получает статус оптимистического жанра, одного из немногих типов повествования, позволяющих субъекту проникнуть в то, что доступно только литературе, психоанализу и самой смерти.
Возможно, в этом и кроется ответ. Детективный роман может быть только популярным или же, как показывает опыт современной теоретизированной художественной литературы, маргинальным, деконструированным (пародийным). Жанр, говорящий о месте субъекта, о границах субъекта, амальгамирует и создает постоянно повторяющееся «желание» между субъектом и текстом: чтение детектива становится вглядыванием в зеркало, в котором есть не только отображенная «реальность» стоящего перед зеркалом, но и весь его опыт в глубине зеркальности, в «перспективе вглубь», за поверхностью зеркала.
Сетки нарративного каркаса детективного жанра, которые были выявлены структурными исследованиями, являются необходимой основой путешествия в это «зазеркальное пространство», расширяющего «границы опыта», уводящего от «реальности», но при этом вовлекающего в зеркальное (сказочное) пространство зазеркальной (виртуальной) реальности.

Амирян Т. Н. Они написали заговор. Конспирологический детектив от Дэна Брауна до Юлии Кристевой : / Тигран Амирян. — М. : Фаланстер, 2013. — 352 с. ISBN 978-5-99037-324-2
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ