Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета
Общество

Дифференцированное обучение vs индивидуальный подход

Петр Иванов
24 февраля, 2021 11:41
5 мин
Петр Иванов
24 февраля, 2021 11:41
5 мин
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В современной педагогической практике выделяют несколько столпов, которые позволяют сделать максимально эффективным каждое занятие. При этом часто противопоставляют понятия «дифференциальное обучение» и «индивидуальный подход», хотя это методы, зачастую дополняющие друг друга. Понимание возможностей каждого подхода будет полезно не только педагогам, но и родителям или даже самим старшим школьникам, которые целенаправленно решают какую-либо образовательную задачу.

Современные классы переполнены учениками с разными интересами, опытом, способностями и потребностями в обучении. К таким детям невозможно подходить с единой меркой, требуя от всех равного прогресса. Это же справедливо не только для школ, но и для любых групповых занятий, начиная от кружков и завершая курсами для всех возрастов. Чтобы вовлечь студентов в образовательный процесс, преподаватель должен быть столь же разнообразным, как и его аудитория.

В контексте образования «дифференциация»представляет собой подход, при котором учебный процесс адаптируется к личностным потребностям отдельных учащихся. Так как в классах или больших группах обучается более десятка, а то и 20-30 учеников, то по объективным причинам преподаватель не может персонально заниматься с каждым. В этом случае поможет разделение «класса» минимум на три категории:

· группа сильных учеников, способности и усердие которых дают высокий результат даже при минимуме стимулов со стороны педагога. Такие ученики — благо для любого учителя, но почивать на лаврах рано, поскольку группа «отличников» также требует внимания и постановки новых целей, которые помогут поддержать энтузиазм на должном уровне и избежать выгорания;

· группа «хорошистов» со средними способностями, при работе с которыми педагог ставит задачу перевести таких учеников в группу «отличников»;

· группа отстающих, головная боль и вызов для любого учителя, которому приходится уделять «троечникам» больше внимания, нежели другим группам, хотя отдача при этом совсем не впечатляет. Тем не менее, работа с этой категорией не менее важна как с точки зрения образовательных задач, так и с позиции профессионализма.

При возможности преподаватель может и должен дифференцировать указанные группы с целью поиска более эффективных методов воздействия. Например, среди «хорошистов» достаточно часто встречаются холерики, которым для перехода в группу «отличников» не хватает одного шага. Таким шагом может стать похвала или просто внимание.

Как работает дифференциация: учитель реагирует на уникальные потребности учащегося, создавая соответствующий образовательный контент или конкретное средство обучения. Для разных групп необходимо подбирать задания различной сложности, регулируя время и условия их выполнения. Для успеха такого подходанужно действительно хорошо знать учеников и, где это возможно, адаптировать учебную программу.

Индивидуальное обучение начинается с потребностей одного-единственного ученика.В обычнойгруппе вы всегда найдете ребят, которые считают или пишут сочинения лучше остальных, и откровенно отстающихдетей. Преподаватель может заметить, что кто-то из них лучше учится, работая в коллективе с другими детьми, а кто-то предпочитает работать в одиночку или нуждается в особой помощи при возникновении трудностей. Лучшие учителя умеют достучаться до каждогоиз своих учеников, персонализируяучебный материал, чтобы каждый учился в своем собственном темпе. В этой точке мы плавно перешли к индивидуальному обучению, которое носит точечный характер и направлено на каждую потребность ученика. Этот метод можно сделать частью дифференцированного обучения или использовать в качестве самостоятельного репетиторского формата.

Индивидуальный подход обязателен при работе с умственно отсталыми детьми, а для всех других категорий наибольшую эффективность дает дифференцированно-индивидуальное обучение. И для интроверта важно иметь ориентир, относительного которого ребенок будет оценивать свои достижения. Соревновательная функция коллективного обучения может быть реализована даже в группе из двух человек, причем с высокой эффективностью. При этом преподаватель должен понимать, что и как делать, постоянно изучая своих подопечных. В этом плане большое значение имеет реакция родителей, к которым педагог обращается за информацией или помощью. Не относитесь формально к анкетированию или индивидуальным беседам. Вдруг вам попался тот самый «золотой» учитель, который в своей работе использует дифференцированно-индивидуальный подход.

Материал подготовлен нашим партнером - Курсы ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
5 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ