Новости – Общество
Общество
Диалог с дьяволом
Правительственные войска Сирии на подступах к Алеппо. Фото: George Ourfalian / AFP
Вашингтон встал на защиту сирийских террористов, терпящих поражение под Алеппо
11 февраля, 2016 18:00
9 мин
11 февраля в Мюнхене состоится встреча Международной группы поддержки Сирии в преддверии ежегодной конференции по вопросам безопасности. На этот раз переговоры пройдут в «венском» формате, Россию будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров. Накануне глава МИД РФ рассказал в интервью МК о том, что Москва представила США конкретную схему прекращения огня на территории Сирии, план был «взят в работу» Вашингтоном. Впрочем, комментарий американского госсекретаря по поводу данного предложения не внушает оптимизма: выступая перед журналистами, Джон Керри обвинил российскую сторону в срыве переговорного процесса.
«Россияне выдвинули некоторые конструктивные инициативы, касающиеся того, как огонь в Сирии может быть прекращен. Но если это только слова ради слов для того, чтобы продолжать бомбардировки, никто этого не примет. Мы узнаем об этом в течение нескольких дней»,— заявил представитель Госдепа. При этом Москва предлагает ввести режим прекращения огня на территории Сирии с 1 марта, а вовсе не в «течение нескольких дней» — об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в американском руководстве. Противоречия между Россией и Западом по вопросам сирийского урегулирования обострились после того, как сирийская правительственная армия при поддержке ВКС РФ начала наступление на Алеппо с целью освободить второй по значимости город САР от вооруженных антиправительственных группировок.
Венский вальс
Начавшиеся в октябре прошлого года на оптимистической ноте венские переговоры по Сирии за несколько месяцев зашли в тупик. Напомним, что впервые контактная группа по Сирии собралась в австрийской столице 23 октября, Москва настояла тогда на включении в переговорный процесс Ирана и Египта, а также пригласила американских и саудовских военных присоединиться к созданному в Аммане российско-иорданскому механизму координации действий в небе над Сирией. Джон Керри назвал первый раунд переговоров «конструктивным и продуктивным». Уже 30 октября Россия представила контактной группе свой список сирийских антиправительственных группировок, не являющихся террористическими. По словам Марии Захаровой, в результате переговоров был «создан некий действенный, настоящий полноценный, инклюзивный, репрезентативный, отражающий различные интересы всех вовлеченных сторон формат».
В ноябре сторонами венских консультаций была достигнута договоренность о проведении в Сирии демократических выборов через 18 месяцев, за полгода в стране планировалось создание переходного правительства и новой конституции. Правда, при этом не уточнялось, каким образом данный план будет осуществляться на практике в стране, занятой террористическими группировками разных мастей.
«Я знаю, что на фоне происходящего и продолжающихся боестолкновений в Сирии это звучит утопично. Но мы впервые собрали за столом значимых представителей, в том числе региональных партнеров, которые имеют влияние на режим в Дамаске, таких, как Россия и Иран, которые присоединились к сегодняшним решениям», — заявил тогда министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Однако уже в начале 2016 года весь позитивный настрой переговорщиков бесследно испарился. В рамках реализации выработанного ранее плана по урегулированию ситуации в Сирии на конец января была намечена встреча, целью которой должно было стать установление контактов между официальным Дамаском и умеренной оппозицией, представители которой просто не явились на переговоры. В результате попытки налаживания диалога оказались сорваны, переговоры были приостановлены и перенесены на 25 февраля. Глава Высшего комитета по переговорам (ВКП), представляющий оппозиционные силы Джордж Сабра, заявил, что условием участия представителей боевиков в переговорах является прекращение правительственной армией контртеррористической операции, осуществляемой при поддержке ВКС РФ.
Требование сирийской оппозиции поддержал Вашингтон. «Из-за российских действий в Алеппо и в регионе становится гораздо сложнее сесть за стол переговоров и начать серьезный разговор», — заявил госсекретарь США.
Лавров и Джон Керри во время встречи в Мюнхене, 11 февраля. Фото: Christof Stache / AFP
Алеппо как маркер
В январе 2016 года сирийская правительственная армия начала развивать наступление на второй по значимости город страны Алеппо, долгое время находившийся под властью разномастных террористических группировок. Чтобы опровергнуть утверждения западной прессы и политиков об «умеренном» характере занявших город формирований, достаточно вспомнить методы, при помощи которых боевики устанавливали контроль над городом — они не останавливались ни перед терактами (к примеру, в 2012 году террорист-смертник взорвал заминированный автомобиль у здания финансового департамента), ни даже перед применением химического оружия. В марте 2013 года боевики выпустили из района Нейраб ракету, содержащую отравляющие химические вещества, которые были распылены в районе Хан аль-Асаль. Большинство погибших тогда людей были мирными жителями. В настоящее время Алеппо контролируют различные группировки — запрещенные в России ДАИШ и «Джебхат ан-Нусра», «Ахрар аш-Шам» и другие.
За последнее время правительственным войскам при поддержке ВКС РФ удалось перекрыть транспортные магистрали, проходящие на севере провинции, отрезав таким образом боевиков от поставок оружия и продовольствия из Турции. Из осады были освобождены города Нубль и Аз-Захра, жители которых на протяжении последних лет выживали за счет сбрасываемой с воздуха помощи. В четверг курдские отряды выбили «оппозицию» со стратегической авиабазы под Алеппо.
Коалиция союзников развивает в эти дни активное наступление на Алеппо, эксперты прогнозируют скорое освобождение города в случае сохранения темпов продвижения армии. Освобождение крупнейшего города Сирии, выполнявшего роль транспортного и инфраструктурного узла для боевиков, станет, в свою очередь, важным шагом к полной победе правительственных войск.
Эта перспектива повергла Запад, а также Анкару и Эр-Рияд в настоящую панику. Турецкие власти пригрозили «защитить Алеппо» военными методами, МИД Саудовской Аравии сделал заявление о готовности ввести войска на территорию Сирии в составе международной коалиции.
Западные СМИ, в свою очередь, начали беспрецедентную кампанию по дискредитации действий российских военных в Сирии. Зарубежная пресса пестрит заголовками о «чудовищных жертвах» среди мирного населения, к которым якобы привели удары ВКС РФ и наземная операция сирийской армии. «На Алеппо по трупам женщин и детей» — так, к примеру, озаглавлен сюжет радиостанции «Радио свобода». Ангела Меркель заявила, что «шокирована страданиями сирийцев», к которым, по ее мнению, приводят действия российской авиации, Джон Керри обвинил Россию в использовании «неуправляемых бомб».
Удивительно, как быстро западные журналисты и политики «забыли» о чудовищных злодеяниях сирийских «оппозиционеров», осуществляемых теми задолго до российской операции и прославившихся пытками детей, жестокими казнями христиан, химическими атаками на мирное население и даже актами каннибализма. Спекуляции «сирийскими детьми», якобы гибнущими сейчас от действий ВКС РФ, освобождающих страну от власти настоящих людоедов, смотрятся крайне цинично.
Тем не менее в среду Совбез ООН по инициативе Испании и Новой Зеландии провел закрытое совещание по гуманитарной ситуации в Сирии, особое внимание было уделено положению жителей Алеппо, на подступах к которому сейчас идут бои. Постпред РФ Виталий Чуркин заявил, что Россия не собирается оправдываться за свои действия, а представитель Сирии Башар Джаафари констатировал, что «покровители боевиков», заседающие в совете, намеренно политизируют гуманитарные вопросы с целью оказать давление на Москву и Дамаск.
Следует отметить: в Министерстве обороны РФ уже заявили, что российская сторона не собирается менять свою стратегию в Сирии, несмотря на критику и «советы» западных коллег, об этом заявил в четверг представитель ведомства генерал-майор Игорь Конашенков.
Именно реакция на последние события в Алеппо является безошибочным маркером, определяющим реальную, а не декларируемую позицию участников переговоров по мирному урегулированию сирийского конфликта. Очевидно, что проведение выборов в стране, поделенной на части экстремистскими группировками невозможно, такой сценарий осуществим лишь после того, как террористы будут подавлены — вряд ли ДАИШ, например, может принять участие в избирательной кампании — это очевидный абсурд. Поэтому, те страны, которые выступают против освобождения Алеппо, по сути, выступают на стороне террористов.
Представители «умеренной» сирийской оппозиции требуют прекращения контртеррористической операции, что ставит под сомнение сам принцип разделения сирийских боевиков на «умеренных» и «террористов». Действительно умеренная сирийская оппозиция сама сражается с экстремистами и сотрудничает с Дамаском, такие примеры есть.
Имеет ли смысл для Москвы вести переговоры с откровенными защитниками экстремистских группировок? Эти консультации обречены на провал в случае продвижения антитеррористической коалиции и освобождения сирийских провинций. Если же ДАИШ и другие группировки сохранят контроль над сирийской землей, в венских переговорах просто нет смысла.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости