По состоянию на 12 июля 10:45
Заболевших727 162
За последние сутки6 615
Выздоровело501 061
Умерло11 335
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Маркетинг терроризма

Успех ДАИШ обусловлен использованием техник сетевого маркетинга, а не авторитетом командиров

Надежда Алексеева
15 июля, 2016 07:00
6 мин

Фото: theepochtimes.com

Запрещенная в России террористическая организация ДАИШ подтвердила факт гибели своего «министра обороны» Абу Умара аш-Шишани в результате авиаудара ВВС США по позициям группировки в Сирии. Ранее за голову аш-Шишани, известного под прозвищем «Умар-Чеченец» (настоящее имя — Тархан Батирашвили), Пентагон объявил вознаграждение в размере 5 млн долларов.
Это не первый случай ликвидации главарей ДАИШ. Но даже в случае полной ликвидации верхушки ДАИШ вербовка новых членов группировки по всему миру не прекратится. Идеи «халифата» настолько просты, что не нуждаются в идеологической поддержке из «центра» и специальном толковании. Любой человек на планете, будь он неграмотным бедняком из трущоб Третьего мира или же научным сотрудником европейского университета, может стать жертвой пропаганды ДАИШ, чтобы начать распространять ее далее. В эру «Твиттера», интерет-мессенжеров и «Ютуба» предельно урезанная, выражаемая в нескольких фразах и коротких клипах идеология смогла подчинить себе тысячи человеческих душ по всему миру.
Звон мечей
К рождению ДАИШ причастна группировка «Аль-Каида» (запрещена в РФ), чья печальная слава гремела в 90-е и начале 2000-х. Заметно, как прогрессировали технологии внедрения террористических идей одновременно с общим развитием IT-технологий и сменой восприятия информации интернет-аудиторией. Видеообращения Усамы Бен Ладена были еще рассчитаны на «телевизионное» и «книжное» мышление человека, приученного воспринимать информацию в качестве ограниченного ресурса. Такой пользователь способен, по крайней мере, досмотреть обращение, не приправленное спецэффектами, до конца.
С бурным развитием соцсетей произошло обесценивание любого контента, который для привлечения внимания на фоне сотен сообщений ленты должен теперь не только информировать, но и шокировать. Сегодня никто не стал бы смотреть скучные видеообращения лидера «Аль-Каиды», за исключением разве что профессионалов.
Зато тщательно срежиссированные клипы ДАИШ о реальных убийствах, где текст лишь поддерживает видеоряд, неизменно вызывают ажиотаж в соцсетях и СМИ.
Возможно, что прагматизм и эффективность ДАИШ отчасти обусловлены тем, что к созданию «халифата» приложили свою руку не только религиозные фанатики, но и профессиональные военные и разведчики, люди, в большей степени одержимые идеей власти, нежели вопросами веры. В частности, одним из разработчиков стратегии ДАИШ называют экс-полковника армии Саддама Хуссейна Самира Абд Мухаммеда аль-Хлифави, более известного под именем Хаджи Бакр. По информации немецкого издания Der Spiegel, именно Хаджи Бакр является автором стратегии так называемого «Исламского государства», и он в составе группы бывших военных разведчиков Ирака назначил лидером ДАИШ Абу Бакра аль-Багдади.
Это объясняет предельную пластичность ДАИШ по отношению к религиозным нормам: террористы просто-напросто игнорируют положения не только умеренного, но даже радикального ислама. В случае необходимости «проповедники» ДАИШ просто издают нужную фетву, как, например, положения, разрешающие изнасилования рабынь или употребление наркотиков. Исламские деятели всего мира успели тысячу раз проклясть ДАИШ, объявив их вероотступниками и детьми дьявола, но это не производит на такфиристов ни малейшего впечатления. Зато возможность вести столь дикий образ жизни, несомненно, привлекает немало молодых людей в ряды террористического «халифата».
Терроризм, который всегда с тобой
Основателям ДАИШ удалось выстроить устойчивую и способную к самовоспроизведению структуру. Принести присягу такфиристскому «халифату» можно не выходя из дома, просто попав под впечатление интернет-пропаганды террористов, чтобы далее действовать в силу своих возможностей. Если террористическая организация классического типа предполагает наличие достаточно прочных вертикальных и горизонтальных связей между ее членами, то адепты ДАИШ могут никогда в жизни не встречаться с сирийскими или иракскими «братьями». Например, студентку МГУ Варвару Караулову на поездку в Сирию подвигло лишь общение в сети с одним из террористов. По своей структуре «халифат» более всего напоминает сетевую маркетинговую пирамиду. Получивший «мандат» халифата, радикал может далее действовать по своему усмотрению, распространяя идеи исламистов. Некоторым удается даже создавать собственные «джамааты», получая определенную власть над завербованными неофитами. Идеи ДАИШ довольно просты, в силу чего не могут сильно искажаться при передаче от неофита к неофиту. Если у большинства террористических образований есть свой уникальный «почерк», то у ДАИШ его нет — каждый участник осуществляет свой «джихад», как умеет.
В качестве примера можно привести «банду GTA» — приезжие из среднеазиатских стран принесли присягу ДАИШ и начали охоту на подмосковных автомобилистов, расстреливая их на трассе. Отчасти эти преступления напоминают обстрелы иракскими боевиками ДАИШ машин в шиитских кварталах, но вряд ли кому-то могло прийти в голову, что нападения на водителей в Подмосковье как-то связаны с ближневосточным «халифатом». И уж наверняка данную операцию не разрабатывали сирийские и иранские главари ДАИШ.
Кроме того, по мнению ряда западных экспертов, недавние теракты в Брюсселе стали неожиданностью для верхушки ДАИШ — лидеры группировки не сразу отреагировали на события в аэропорту бельгийской столицы.
Все это делает ДАИШ более опасной и непредсказуемой организацией, чем ранее существующие — она дает человеку мандат на насилие, которым он уже пользуется по своему усмотрению.
В современном мире сетевые бизнес-стратегии завоевывает все большую популярность — активно распространяются сервисы вроде Uber или Airbnb, компании, выстроившие сбыт на принципах сетевого маркетинга, такие, как Avon или Herbalife, также приносят своим владельцам миллиардные прибыли. Растет роль социальных сетей, горизонтальных связей между людьми, при этом традиционные вертикальные алгоритмы взаимодействия оттесняются на второй план. И, к сожалению, ДАИШ, с его мобильными приложениями, видеороликами и сетевой структурой сумел эффективно встроиться в новую информационную эру, чтобы эксплуатировать ее достижения во имя чистого зла.
темы
6 мин