Новости – Общество
Общество
ДАИШ идет в Карабах
Ситуация в Нагорном Карабахе. Фото: Vahan Stepanyan/AP/ТАСС
К армяно-азербайджанскому конфликту примешали религиозный фактор
6 апреля, 2016 12:45
5 мин
Экстремисты из Азербайджана, которые воевали в рядах ДАИШ (запрещенная в РФ террористическая организация), вернулись на родину для участия в боевых действиях в Карабахе, сообщают СМИ.
Представители Нагорно-Карабахской Республики уверяют, что Азербайджан постарается представить конфликт в Карабахе как религиозное противостояние. Азербайджанская сторона называет эти заявления провокацией. Какую роль играет религиозный фактор в эскалации давнего конфликта — разбиралась «Русская планета».
Из Сирии в Карабах
Численность азербайджанского отряда, который ушел домой из Ракки, столицы ДАИШ — от 50 до 70 боевиков, заявил LifeNews со ссылкой на собственный военный источник. Сообщается также, что в ДАИШ этот уход был расценен как нарушение дисциплины.
Между тем азербайджанские СМИ говорят о 500–1000 гражданах Азербайджана, которые воевали в рядах ДАИШ. Известно о нескольких десятках человек, арестованных в Азербайджане за связь с экстремистами из ДАИШ, и сотне с небольшим убитых азербайджанцев на территории Сирии.
Чем больше боевиков из ДАИШ будет проникать на территорию Азербайджана, тем больше вероятность того, что конфликт в Нагорном Карабахе получит выраженный религиозный оттенок, рассказал «Русской планете» Рубен Заргарян, советник Постоянного представительства Нагорно-Карабахской Республики в России. «Мы получим борьбу между исламскими радикалами в лице ИГИЛ против христианского Карабаха, с захватом территорий и геноцидом населения», — дал неутешительный прогноз Зарганян.
Он говорит, что армянские церкви в Сирии страдали от боевиков ДАИШ в первую очередь (армянская христианская община занимает второе место по численности среди сирийских христиан, на первом — паства Антиохийской православной церкви). Так, по мнению представителя Карабаха, исламисты выполняли заказ Турции и желание Эрдогана уничтожить армянский фактор на всем Ближнем Востоке.
Турции не впервой менять личину и провозглашать очередной проект, чтобы обосновать претензии на соседние территории, — сейчас это проект с исламской спецификой, а раньше были идеи пантюркизма и светского государства, говорит Рубен Зарганян. По его мнению, ислам важен для Турции не как религия, а как предлог для экспансии. В свою очередь, Азербайджан под влиянием Турции делает попытки представить карабахский конфликт как извечное противостояние мусульман и христиан.
Джихад или не джихад
Конфликт в Карабахе несет в себе лишь малую часть религиозной составляющей, а угроза дестабилизации обстановки через исламистских радикалов преувеличена, считает российский исламовед Роман Силантьев. «Я сам часто езжу в Азербайджан и могу сказать, что там нет призывов к межрелигиозной войне, подобных тем, что можно услышать от духовных лидеров в других странах», — говорит он.
По мнению Силантьева, факт, свидетельствующий о том, что религия имеет мало значения в карабахском конфликте, — это контакты между духовными лидерами Азербайджана и Армении. Например, шейх Аллахшукюр Пашазаде, один из духовных лидеров Азербайджана, в 2011 году посещал Ереван.
«Той же "Аль-Кайеде" не удалось обосноваться в Азербайджане в начале 90-х, несмотря на попытки со стороны исламских радикалов, — говорит Силантьев. — И сейчас азербайджанцы прекрасно понимают, что, если они позволят боевикам ДАИШ действовать на их территории, те будут воевать за свои собственные интересы, а вовсе не за интересы Азербайджана».
Несомненно, Турция будет пытаться «пристроить» боевиков ДАИШ на территории Азербайджана. Но азербайджанцы серьезно относятся к этому вопросу, поскольку ценят свою независимость и не хотят быть под турками, говорит эксперт.
При этом в самом Азербайджане время от времени все же раздаются призывы к джихаду против армян. «Карабах — настоящее место для джихада, — заявил в 2014 году Гаджи Гамет Сулейманов, лидер азербайджанских салафитов. — Это азербайджанская земля, и ее нужно освободить от безбожников». Под безбожниками Сулейманов имел в виду армянских христиан, населяющих Карабах.
А ранее, в 2006 году, тот же шейх Аллахшукюр Пашазаде сказал, что «готов объявить джихад для освобождения оккупированных территорий Азербайджана». Он уточнил, правда, что сделает это, «когда настанет время», поскольку «потенциал мирных переговоров еще не исчерпан».
Провокации
Интересно, что еще в 2001 году исследовательская служба Конгресса США выпустила отчет, в котором проанализировала наличие и функционал радикальных исламистских группировок в Азербайджане. По мнению авторов отчета, эти группировки стали особенно заметны в ходе военных действий 1993 года — когда правительство Гейдара Алиева широко пользовалось услугами боевиков-моджахедов из Афганистана и других стран в войне против Нагорного Карабаха.
Азербайджан уже тогда характеризовал карабахский конфликт как религиозную войну, говорится в отчете. По мнению его авторов, это было сделано для установления связей в исламском мире: «Эти связи, включая заигрывания с радикальными организациями, проповедующими джихад, были нацелены на дипломатическую изоляцию Армении и поиск военной и финансовой помощи для развязывания новой военной кампании против Карабаха».
Получить комментарий в посольстве Азербайджана не удалось. В то же время азербайджанский эксперт одного из информационно-аналитических центров при МГУ отказался отвечать на вопросы «Русской планеты». Он назвал вопросы об использовании в карабахском конфликте боевиков из ДАИШ и привлечении в конфликт религиозного фактора провокационными. Он заявил также, что «в Азербайджане сторонников ДАИШ в случае их выявления сажают, также как и в России».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости