Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Что верующие могут вынести из года пандемии. Ресурсы христианина и советы духовника

Георгий Кочетков
Фото: Ogkochetkov.ru
Православный священник Георгий Кочетков рассказал об опыте преодоления кризисов в церкви
Свято-Филаретовский институт
23 декабря, 2020 14:01
12 мин

Пандемия и необходимость соблюдать меры, которые призваны защитить нас и наших близких, дали верующим много поводов задуматься о том, каким может быть церковный ответ на кризисы подобного масштаба и какие вообще ресурсы есть у христианина, чтобы справляться с кризисами в своей жизни.

О том, какой опыт преодоления кризисов есть в двухтысячелетней христианской традиции и какие новые возможности открываются в такие моменты, рассказал священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского православного братства, на международной богословской конференции «Паисиевские чтения», состоявшейся 11-12 декабря по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира.

– Отец Георгий, этот год для всех, для всего мира был непростым – пандемия затронула все сферы, и в церковной жизни многие столкнулись с трудностями: нельзя в привычном ритме ходить в храм, причащаться, живого общения стало меньше. Что такое кризис с христианской точки зрения и как верующим не потерять духовной бодрости в такие времена?

– Мы очень часто слышим слово «кризис»: в культуре, в социуме, в церкви, в политике, в национальной жизни, в экономике. В то же время всегда есть люди, которые не боятся и не унывают. В этом и проявляется настоящее влияние христианства.

«Кризис» в переводе с греческого означает «суд». И даже Страшный суд – тоже своеобразный кризис, как бы непривычно это ни звучало. Жизнь на любом уровне полна кризисами: маленькими, большими, семейными, личными. Они, конечно, вызывают страхи, но при любых обстоятельствах у человека остается надежда на действие Божье – и значит, на преодоление каких-то старых, заскорузлых проблем и выход на новые рубежи. Как говорил апостол Павел, переживший много опасностей и безвыходных ситуаций, «надежда не постыжает».

Мы и на суд Божий надеемся в том же самом смысле – что непрерывная череда страданий человеческих прекратится, прекратится разрушение, которое мы нередко видим в этом мире, лежащем во зле. Надеемся, что не будет зла и греха, то есть будет победа Божья. Ничего, что у нас к кризису отношение со страхом – это нормально, может быть, иногда и надо бояться кризиса, но не слишком, не надо быть подавленным, запуганным им. Так же как и идея Страшного суда не должна повергать нас в ужас. Нельзя ассоциировать кризис только с идеей разрушения, гибели – мира, души и так далее.

Наоборот, наш Бог – Спаситель! Христос – Спаситель душ наших, и это важнейшая основа нашей веры.

Библия открывает нам, что вся человеческая история началась с мощного вселенского кризиса – грехопадения, которое потрясло самые глубины человеческой души, а вместе с ней и все мироздание. Этот кризис в отношениях между Богом и человеком, когда Бог как бы потерял человека из виду и воскликнул: «Адам, где ты?» – распространился на весь мир. Миром стала владеть не жизнь, а смерть, и сам человек, поставленный Богом управлять творением, оказался порабощен низшим стихиям – погоде, природным катаклизмам, собственной плоти, вышедшей из-под его власти. Но и этот кризис стал для человека и Бога новым поводом для стремления друг к другу, и человеческая история не потеряла своей ценности в глазах Божьих, хоть она и проходит под знаком отпадения человека от Бога.

Поэтому мы можем иметь надежду из всякого кризиса выходить победителями. Христианство в этом смысле уникально, оно открывает нам, что для Бога нет ничего более серьезного и реального, чем человек и его способность к любви, свободе, творчеству, общению и самоотдаче.

Конечно, есть какие-то особенности современной жизни, которые связаны с некрепостью, нетвердостью нашей веры. Люди немножко пошатнулись, они живут часто раздвоенной жизнью, и это заставляет нас всех больше беспокоиться перед лицом любого кризиса. Эта тревога не случайна: ведь с момента явления Христа в мир мы живем в последние времена, история подходит к завершению, и предупреждения Евангелия «о начале болезней», «войнах и военных слухах», что «брат предаст брата на смерть» сбываются на наших глазах. Любой кризис напоминает нам не только о конечности жизни одного человека или целого народа, но и о конечности всей человеческой истории – чего стоит один только XX век с его многомиллионными жертвами.

– Знает ли церковь кризисы тяжелее нынешнего?

– В церковной истории кризисов было много, взять хотя бы разделение церкви на западную и восточную. Но не только это разделение XI века, но и любой раскол, любая ересь – это тяжелые кризисы в церкви. Опасности уклонения в христианской жизни есть у каждого и всегда, и не надо их недооценивать. Это не значит, что мы должны только и делать, что оглядываться куда-то назад или всего бояться. Нет, мы должны жить в духе творчества, любви, свободы, это и есть главный импульс христианской жизни, который помогает преодолевать кризисы.

Наиболее тяжелыми с точки зрения внешнего устроения церкви стали кризисы секулярного общества. В XX веке это коммунистическая революция, мировые войны, тоталитарные режимы. Церкви пришлось в небывалом масштабе столкнуться с богоборческими силами, которые создавали и создают все новые расколы, позволяющие все сильнее контролировать ее и подчинять государству.

В истории подобный кризис, касающийся напрямую устроения церкви, случился в IV веке. Он был связан с принятием императором Константином христианства, поэтому начавшийся тогда период церковной истории еще называют константиновским. С одной стороны, радостное событие – человек, который мог, подобно своим предшественникам, бороться с церковью, ее гнать, вдруг меняет свою позицию. Нечто похожее было и в нашей истории, когда князь Владимир крестил Русь в X веке. И вот, бывшие гонители вдруг становятся сначала терпимыми к церкви и христианству, а потом и дают церкви привилегированный статус в государстве. В этом был свой положительный смысл, это дало мощный импульс для развития христианской культуры, просвещения, фактически христианством был сформирован духовный облик многих европейских стран, в том числе России. Но была и обратная сторона. Церковь все больше смешивалась с миром: чтобы называть себя христианином, стало не обязательно брать на себя крест служения Богу и ближнему. Практика детского крещения получает массовое распространение именно в эту эпоху, и само крещение человека становится не свободным выбором Христа и следования за ним, а знаком принадлежности к той или иной культуре или народу. Многие люди даже не подозревают, что, крестившись, они приносили Богу обеты, подобные брачным, отступление от которых равно предательству.

Многие болезненные явления современной церковной жизни связаны с тем, что мы живем в переходное время. Константиновский период церковной истории, для которого был характерен тесный альянс церкви и государства, завершился в начале XX века, а жизни вне этого альянса церкви еще нужно научиться. Надо еще понять, как по-новому объединять верующих: не по внешнему территориальному принципу прихода и епархии, совпадающему с административным, политическим принципом деления территории, а по внутреннему – по вере, по духу, чтобы между людьми было доверие, настоящее христианское общение и чтобы их объединяло служение – дела для Бога и ближнего. Это оказалось очень непросто, не только потому, что мешают внешние силы, но и потому, что люди в церкви привыкли жить по-другому, опираться больше на внешнее: обряд, обычай, авторитет – и в проповеди, и в миссии, и в делах милосердия – во всем. Даже и на избрание епископов много столетий непосредственно влияла государственная власть. Как верующим обрести подлинную свободу, научиться жить самостоятельно, в том числе и во внешней, материальной жизни, – это вопрос, который актуален до сих пор, до сих пор приходится об этом думать, что-то искать, потому что устроение церкви еще не закончилось. Строительство Церкви как башни, о которой говорит древний текст «Пастырь» Ерма, в истории еще не завершено.

– А есть ли вдохновляющие примеры выхода церкви из кризиса?

– Вдохновляющие примеры были и в прошлом, есть они и в настоящем. Прекрасный пример – явление старчества. Можно вспомнить преподобных Паисия Величковского, Серафима Саровского, оптинских и других старцев. Они разрешали очень важные проблемы, показывали не только пример личной святости, но и учили тому, как можно жить вместе, единой общиной.

Другой пример – когда с середины XIX века в церкви возрождается общинная и братская жизнь. Довольно быстро появившиеся братства признает и государство, и церковная структура. Это тоже вдохновляющий опыт, потому что он показывает, что человек может иметь общение веры везде, не только в храме или монастыре. Общины и братства – та форма, которая прекрасно в себе совмещает духовную свободу, личностность, соборность и преемственность с предыдущими пластами церковного предания. Ведь братства на Руси были и в XV-XVI веках на территории нынешних Украины, Белоруссии, Прибалтики. И очень близкий опыт мы видим в конце XIX – начале XX века и в Петербурге, и в Москве, и в других местах, по сути по всей Российской империи.

И потом, после Октябрьского переворота 1917 года патриарх Московский Тихон неслучайно призывает в церкви создавать духовные союзы, братства, общины. Это всё вдохновляющие примеры, они и сейчас работают. Можно назвать сейчас в Русской церкви самое большое объединение мирян – Преображенское братство, которое уже более трех десятилетий существует в разных городах и даже странах. Братство – такой способ церковной жизни, где не теряется отдельный человек и в то же время обретается новая общность между людьми, а значит и новые силы и возможности: и для более глубокого восприятия православного богослужения, и для осмысления всех современных проблем жизни.

– А какие резервы могут помочь церкви выйти из кризиса сегодня?

– У церкви есть только один резерв – это сами верующие люди. Конечно, все мы нуждаемся в творческой силе, но ведь Дух Святой и действует на всех. Да, у всех разные дары, потому что люди разные, но чтобы это увидеть, узнать, понять, нужно чтобы в церкви громче зазвучал голос Божий. Вот для этого и стоит искать новые формы духовных союзов, братств, общин везде: в приходах, в епархиях, межъепархиальных, межприходских общностях – чтобы люди могли узнавать друг друга, ценить и любить. А для этого нужно что-то уметь вместе делать, надо снова научиться вместе жить, что так непросто в наше время.

Все это возможно только через любовь ко Христу, что очень сильно зависит от старших в церкви. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, старший, даже епископ, должен быть во главе пирамиды, но пирамида должна быть перевернута вершиной вниз. То есть, на нем, старшем – основная тяжесть, он самый служащий, а не просто царствующая персона в церкви. Если это будет иметь большее распространение, то совершенно изменятся и отношения в церкви, и отношение к церкви. Очень важно, чтобы возобновилось доверие, творчество, свобода, и только так возможно настоящее единство – не внешний какой-то политический союз, а союз любви. А любовь – творческая сила и может дать нам много возможностей, много форм.

Никогда любовь не повторяет одно и то же. Как Господь Бог всегда творит все новое, как говорит нам Писание, так и Его действие в нас тоже всегда творит все новое. И замечательно, что каждый человек обретает свое лицо, становится настоящей личностью, обретает именно тот лик, который хочет дать ему Господь. И дай Бог нам из нынешнего кризиса выйти достойно и с духовной прибылью!

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
12 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ