Новости – Общество
Общество
Чему научат в школе
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Президент рассказал Дмитрию Ливанову, каким должно быть среднее образование
24 декабря, 2015 19:00
8 мин
Школьники, возможно, наконец перестанут учиться во вторую и третью смену, учителей избавят от бюрократии и поднимут им зарплату, также в школы вернут практику обучения профессиям. Таковы главные итоги обсуждения проблем образования на заседании Госсовета, озвученные президентом Владимиром Путиным.
Износ, сплошной износ
На заседании Госсовета Владимир Путин обратил внимание, что дети в стране продолжают учиться в две и даже три смены. «Уже в ближайшие годы должна быть ликвидирована в школах третья смена, а затем нужно добиться, чтобы ученики как минимум начальных и старших классов учились в одну смену», — заявил он.
Главе Министерства образования и науки Дмитрию Ливанову оставалось лишь соглашаться, констатировать очевидное и надеяться на лучшее. Тем более что в ближайшие десять лет, по словам министра, число школьников увеличится на 3,5 млн, и — добавим от себя — будущие успехи борьбы с дефицитом мест в средних учебных заведениях действительно призрачны.
«К сожалению, сегодня процент школьных зданий с износом выше 50%, даже 70% высок. Из-за нехватки площадей примерно четверть детей обучаются во вторую смену, — отвечал президенту глава ведомства. — Поэтому перед нами стоит задача создания новых школьных мест, в общей сложности до 2025 года их потребуется более 6,5 млн».
По словам Ливанова, прямо со следующего года стартует программа по содействию регионам в создании новых мест и новой инфраструктуры школьного образования. И РП, в свою очередь, надеется на то, что деньги, выделенные Минобру на эту программу, будут потрачены по назначению. Кроме того, желаем господину Ливанову уже в будущем году внятно отчитаться о том, что и как было сделано на этом трудном и, судя по всему, малоинтересном для профильных чиновников направлении.
Чтобы учителя не бастовали
Согласно следующей инициативе президента в России должна быть создана общенациональная система профессионального роста учителей. Действительно, требования к профессии учителя постоянно растут, и необходимо внедрять современные программы подготовки и повышения квалификации педагогов. Обсуждение этого вопроса плавно перетекло в тему роста и материального поощрения. Владимир Путин отметил необходимость «внедрения эффективного механизма материального и морального поощрения качественного творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту».
Владимир Путин напомнил, что уровень зарплаты педагогов — не ниже среднего по экономике — зафиксирован в законе, и его нужно выполнять вне зависимости от трудностей. А трудностей в последнее время как раз было немало. В середине декабря учителя средней школы № 2 поселка Первомайский Забайкальского края не вышли на работу, потому что не получили зарплату за ноябрь. Незадолго до этого бастовали учителя средней школы в поселке Приаргунск.
Сама по себе идея приравнять зарплату педагога к средней по региону здравая. Правда, есть одно но. «Все бы хорошо, но мы видим, что обеспечить среднюю зарплату по региону часто удается только за счет сокращения учителей. Поэтому сейчас очень важно обратить внимание на то, что уровень зарплаты педагогов не должен идти за счет сокращения штата, а следовательно, и повышения нагрузки на оставшихся учителей», — говорит о «подводных камнях» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
Вопросы воспитания
Одним из критиков образовательных инноваций Дмитрия Ливанова на Госсовете выступил руководитель фракции ГД «Справедливая Россия» Сергей Миронов, поднявший вопрос о четком формулировании миссии классного руководителя по воспитанию школьников.
«Большинство нововведений министерства [образования и науки] совершенно не продуманы и вносят настоящий хаос в учебный процесс, а реальные проблемы не решаются. Одна из этих проблем — классное руководство. Министр абсолютно справедливо отметил, что на первом месте в школе должно стоять воспитание. Но воспитанием как раз и должны заниматься классные руководители. А сегодня классный руководитель — это что‑то такое, как заведующий кабинетом, либо некая обязанность по проверке тетрадей. Поэтому я считаю, что классное руководство необходимо внести в качестве отдельной специальности в Единый квалификационный справочник, чтобы у занимающего эту должность педагога была и своя профессиональная ответственность, и право на достойную оплату», — предложил парламентарий.
Впрочем, решить вопрос можно прямо сейчас, без выделения должности классного руководителя в отдельную специальность — была бы только политическая воля. «Научить учителя быть классным руководителем на каких-либо курсах повышения квалификации нельзя, этому вообще невозможно научить. Классными руководителями должны быть самые уважаемые педагоги, к которым дети прислушиваются, любят и ценят. Чтобы их поощрить, достаточно просто поднять оплату за классное руководство», — считает Олег Сергеев.
Затрагивалась на заседании Госсовета и такая серьезная тема, как бюрократия в школах. Президент потребовал сократить число контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ. «Понятно, что в этой сфере, где речь идет о жизни и здоровье детей, строгий контроль, безусловно, необходим, — заметил президент. — Но нужно организовать его таким образом, чтобы не мешать педагогам заниматься своим главным делом — учить ребят».
Школы перегружены избыточными проверками и отчетами, радостно согласился Дмитрий Ливанов. По его словам, в Минобре провели мониторинг и выяснили: ежедневно в каждую школу приходит 11 запросов от проверяющих органов. В качестве примера абсурдности некоторых требований министр привел в пример один из предновогодних запросов, который пришел в одну из школ: «Доложить о праздничном оформлении окон и приложить к отчету фотографии». Ливанов отметил, что любая школа готовится к Новому году, и не нужно отчитываться об этой работе. Проверки проверками, но лучше бы высокопоставленный капитан очевидность в министерском кресле обратил внимание на обязанность вести сразу два классных журнала — рукописного и электронного, на заполнение которых российские учителя тоже тратят свое драгоценное время.
Эту проблему поднял преподаватель гимназии № 1 городского округа Самара, победитель конкурса «Учитель года России — 2015» Сергей Кочережко. «Учитель заполняет сначала рукописный журнал, а затем еще и дублирует информацию в электронный», — пояснил педагог. Возможно, министерству необходимо разрешить каждой школе пользоваться чем-то одним.
Возвращение профориентации
«Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом могли найти себе дорогу, получали достойную заработную плату», — отметил президент, намекнув на хорошо позабытую практику советских школ. В СССР и некоторое время после его распада обычным было получение выпускниками профессиональных навыков. Речь, конечно, не шла о каких-то высокооплачиваемых специальностях — профессии были рабочие, ребята осваивали их азы на уроках труда и автодела, но это реально пригождалось в жизни.
Его поддержали и главы регионов. «Существенно более важными партнерами в школьном образовании сегодня становятся бизнес и социальная сфера, — отметил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. — Применительно к школе речь может идти о существенном повышении роли предприятий и организаций в профессиональной ориентации и профильном обучении. Например, в Приморье эффективной оказалась модель классов "Роснефти"».
Аналогичный опыт есть и в Тамбовской области: глава администрации Александр Никитин отметил, что экономический профиль региона — это сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Поэтому в регионе уже построили две школы и завершают строительство третьей сельской школы, где детей учат по специальным агрономическим программам. По окончании школы выпускники получат не только аттестат о среднем образовании, но и свидетельство о профессиональной подготовке по рабочим профессиям. В этой работе также активно участвуют будущие работодатели — они помогают, в частности, в техническом оснащении школ.
По мнению Олега Сергеева из Всероссийского фонда образования, идея профориентации хорошая, но ее развитию препятствует сама система ЕГЭ. Ведь сейчас школьники могут одновременно поступать в разные вузы самой разной направленности, соответственно, в старших классах они гораздо спокойнее смотрят на выбор профессии, чем раньше, и в итоге лишь 30% выпускников вузов сегодня работают по специальности.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости