Новости – Общество
Общество
Бюро бессмысленных вещей
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Новое российское рейтинговое агентство будет стоить 3 миллиарда рублей
28 июля, 2015 13:00
7 мин
В России создается национальное рейтинговое агентство, которое призвано стать альтернативой легендарным американским S&P, Fitch и Moody's. Уставный капитал агентства, инициатором создания которого выступил ЦБ, составит 3 млрд руб. Его должны внести инвесторы. Агентство будет работать на внутреннем российском рынке, но постепенно выйдет и на другие, прежде всего стран Евразийского союза. Первые рейтинги начнут присваиваться уже со второго квартала 2016 года.
Предложение стать инвесторами национального рейтингового агентства разослано крупнейшим российским и иностранным компаниям. Среди них — госбанки, банки, страховые и управляющие компании, пенсионные фонды, коммерческие образовательные структуры и многие другие. Словом, все те, кого и призвана «рейтинговать» новая структура. На начальном этапе акционерами нового агентства станут от 21 до 40 компаний, а через 2–4 года акции национального РА поступят в публичную продажу и обеспечат приход новых инвесторов.
Дело не в количестве
Впрочем, состав собственников будущего РА — вопрос вторичный. Точнее, он уже прекрасно продемонстрировал всю абсурдность создания подобной структуры как таковой. Российские кредитно-финансовые организации всех мастей, без сомнения, и раньше мечтали о том, чтобы рейтинговать самих себя, а заодно и всех своих конкурентов. А когда в сторону западных агентств полилась обильная критика (за их политическую предвзятость), отечественные компании увидели в этом идеальную возможность для воплощения своей давней мечты. В итоге все сложилось еще удачнее, чем они планировали, — даже тратиться на дорогостоящие «абонементы» для хороших рейтингов у существующих российских РА не пришлось. Можно просто скинуться и устроить закрытый рейтинговый междусобойчик, причем с официального дозволения властей.
В современных российских условиях «независимость» агентства от каких-либо лоббистских групп или групп влияния будет сохраняться лишь на бумаге, подтвердил политолог Михаил Троицкий. Придя к такому заключению, можно не продолжать рассуждения о плюсах и минусах появления нового РА. Дело даже не в этой конкретной идее, не в сумме капитала и не в механизмах работы мегаагентства. Дело в самой природе РА, которые, по сути, кормятся за счет человеческой лени и других таких же надуманных финансовых институтов, как и они сами. И не стоит заблуждаться: это отнюдь не говорит об их безвредности для рядовых граждан. Последние являются конечными потребителями услуг большинства из рейтингуемых компаний, а значит, все свои затраты на получение рейтинга (а он не только негласно, но и совершенно официально стоит денег) фонды и банки перекладывают на них. Тем не менее подобным структурам позволяют не только существовать, но и плодиться и размножаться. Логике вопреки.
На сегодняшний день в России уже работают несколько агентств: АК&M, «Рус-Рейтинг», «Эксперт РА» и «Национальное рейтинговое агентство» (не путать с задуманным проектом, который еще не получил официального названия). Но никакой пользы от их существования — хотя бы и самой мизерной — российская экономика не получает. Сторонники и, конечно, сотрудники РА утверждают, что развитие этого рынка якобы будет способствовать притоку инвестиционного капитала в Россию. Но это не так. «Инвесторы в основной своей массе довольно консервативны и все равно будут ориентироваться на большую тройку международных агентств», — говорит аналитик ИК «ЦЕРИХ» Елена Шишкина. А это значит, что по меньшей мере держать в России собственных «агентов» смысла нет. Не говоря уже о том, чтобы их множить.
Здание Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Фото: Justin Lanetacc / EPA / ТАСС
Шило на мыло
Официальным поводом для создания очередного рейтингового агентства послужило одновременное понижение суверенного рейтинга России агентствами «большой тройки» в начале 2015-го. Это назвали необоснованным и политически ангажированным решением, а уже 14 июля был подписан закон о рейтинговых агентствах, который в том числе предусматривал изменение правового статуса агентств-нерезидентов. И это тоже непонятно. Раз уж наша страна с таким трудом пытается отплеваться от западных торговцев рейтингами, которые чересчур ангажированы иностранными правительствами, какая логика в том, чтобы взращивать их мини-копии на собственной территории?
«Все рейтинги рассчитываются на основе конкретных показателей, каждый из которых эксперты оценивают исходя из своего личного видения процесса. В том числе — в зависимости от своей идеологической принадлежности», — отмечает эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Наталия Шишкина. И это одинаково справедливо как по отношению к западным, так и по отношению к российским РА. «Есть ли гарантии, что американские рейтинговые агентства будут исходить из благих побуждений по отношению к России и отставят на второй план реалии информационной войны? Конечно, нет», — говорит Шишкина. Как нет и никаких гарантий, что наши российские агентства не могут быть в такой же степени ангажированы теми же американцами.
«Главный вопрос как раз в том, не будет ли политически ангажировано и наше новое агентство? — продолжает экономист Михаил Хазин. — Сегодня так сложилось, что чем дальше какой-то субъект находится от источника долларовой эмиссии, то есть от американского Федрезерва, тем ниже у этого субъекта рейтинг. И если мы хотим эту систему сломать, то надо действовать совсем другими методами. А сейчас специальные люди просто займутся "распилом" российских денег».
Грошовая опера
Одна из функций РА, которой пытаются оправдать существование этого института, — это создание некоего единого и всем понятного критерия, по которому будут определять надежность и кредитоспособность той или иной компании. В свою очередь, этот критерий используется как основа для регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний некоторых других финансовых организаций. Например, им разрешено инвестировать средства вкладчиков (пенсионеров, страхователей и т.п.) только в компании, имеющие рейтинг не ниже определенного.
У Центробанка даже есть свой список «доверенных» агентств, оценки которых он велит считать верными. Но это вызывает как минимум два вопроса к регулятору. Первый: почему сам ЦБ не может определить, насколько финансовая структура устойчива и кредитоспособна, если непосредственный надзор над участниками финрынка — в том числе проверка их отчетности — является его прямой обязанностью? И второй: неужели регулятор и впрямь настолько наивен, чтобы полагаться на честность и неподкупность подобных структур и доверять их оценкам сохранность тех же пенсионных накоплений? Ответы в обоих случаях напрашиваются печальные.
Что касается частных инвесторов, интересы которых также вроде бы обслуживают РА, то они тоже вполне способны и без агентств просчитать, в какие компании стоит вкладываться, а в какие нет. А ежели не способны, значит, они плохие инвесторы — вот и все. Даже вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова, которая имеет богатый опыт работы в сфере рейтингования и будет совмещать свой пост с обязанностями руководителя проекта нового РА, на одном круглом столе как-то признала: рейтинговые агентства будут нужны ровно до тех пор, пока в человеческой природе не умерли лень и желание перевалить ответственность за принятие решений на кого-то другого. И этой фразой, пожалуй, сказано все, что стоит в принципе знать о рейтинговых агентствах.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости