Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Бюджетный шопинг российских чиновников

Служебные машины перед зданием Госдумы. Фото: auto-city.ru 

Основным способом хищения казенных средств остаются госзакупки
Елена Грекова
16 июля, 2015 18:30
12 мин
При всех разговорах о сокращении затрат на содержание госаппарата и о повышении эффективности использования бюджета самый очевидный — и даже уже плохо скрываемый — канал утечки казенных денег по-прежнему открыт «для широкого доступа». Речь идет о, так сказать, немотивированных госзакупках. Законодательные запреты и публичные порки провинившихся, чем было занялись правоохранительные органы несколько лет назад, быстро наскучили и публике, и правительству, да и, как теперь стало ясно, не дали результатов. Что уж говорить о нынешнем курсе правительства на сокращение дефицита и повышение бюджетной дисциплины? Курс курсом, но никакой кризис не должен лишать человека права на простые радости жизни. А чиновник, как известно, тоже человек.
Но есть один нюанс
Попытки закрутить гайки в механизме госзакупок предпринимались неоднократно. Но большинство из них, скорее, утоляло жажду прессы в плане позитивных сенсаций, нежели реально ограничивало растраты казны. Так, с первой задачей успешно справился законодательный запрет на госзакупку иномарок. Его еще прозвали «запретом на роскошь». Но на деле никакого особого неудобства любителям кожаных салонов и встроенной видеотехники он не принес. «Исключение из перечня закупаемых товаров иномарок — история, скорее, про политику, чем про ужесточение контроля за закупками. Проблема не в том, какой вид товара или услуг разрешено закупать, а в механизмах, до сих пор позволяющих, например, прописывать контракты под "своего" участника», — говорит гендиректор Legal Constantine Нина Заварзина.
В итоге все, кто привык кататься на люксовых авто, так и продолжают это делать. Просто сначала на открытом аукционе покупается машина (спору нет, исключительно отечественного производства), а уж потом никто не запретит отдельным лотом докупить к ней любые прибамбасы вплоть до планшетов и телевизоров. Вряд ли какому-то ведомству придется объяснять, зачем ему понадобилась ультрасовременная электроника. Призывают же всех к оптимизации работы за счет перехода на новые технологии. Вот они и исполняют. А можно и вовсе для обоснования закупки применить универсальную формулировку «для нужд такого-то министерства/службы/управления и т.п.». Тендеров, в которых фигурирует эта фраза, в публичном доступе предостаточно.
Уроки словесности
Вообще, профессиональный навык чиновников — в любой ситуации обходиться набором общих фраз — наверняка оказался крайне полезным в свете возникшей необходимости проводить закупки путем открытого аукциона. При умелом манипулировании понятиями и цифрами любую «открытость» можно запросто подогнать под свое удобство, причем не выходя за рамки действующих правил. Судя по архиву заказов на сайте zakupki.gov.ru, стандартный «паспорт» закупки может вообще не содержать никаких данных, прямо или косвенно указывающих на ее целесообразность. Выглядит такая заявка совершенно заурядно и никаких подозрений не вызывает, по крайней мере до тех пор, пока немотивированное любопытство не заставит углубиться в детали. Ведь именно там, как известно, и прячется дьявол. А конкретнее — в требованиях к объекту закупки, прописанных в техническом задании (ТЗ). 
Скриншот с сайта zakupki.gov.ru
Скриншот с сайта zakupki.gov.ru
Простой пример: вряд ли у кого-то возникнет мысль подкопаться к заказу на «предоставление легковых автомобилей для нужд…» или, еще лучше, на загадочную «поставку АРМ для ОПФР». Любовь к аббревиатурам — такое же обычное дело для тружеников госаппарата, как и их пристрастие к ничего не значащим обобщениям. Но есть и другая крайность: в качестве объекта закупки указывается, скажем, «приобретение технических средств и прав использования программного обеспечения для реализации мер по защите среды виртуализации и выполнение работ по их настройке…» — и далее в том же духе. Невольно начинаешь думать, что чиновники придумали этот «птичий язык» специально для того, чтобы их никто не слушал, или слушал, но ни слова не мог понять. Шутки шутками, но нагромождение канцеляризмов и терминов — действительно весьма эффективный, а главное, абсолютно законный способ прятать неудобные факты, что называется, у всех на виду. В этом смысле документация по госзакупкам — крайне поучительное и любопытное чтиво.
Пенсионерам и не снилось
Прежде всего, из ТЗ можно узнать, что общая цена госзакупки, вопреки расхожему мнению, практически ничего не говорит о том, насколько эта закупка может быть правомерна. Например, закупка легковых автомобилей для войсковой части на сумму 269 млн рублей вовсе не обязательно означает, что отечественный автопром начал выпускать аналоги «поршей» и «роллс-ройсов» и что теперь на них намерены пересесть все военные чины. В то же время намного более скромная с виду заявка на поставку транспортных средств для нужд Пенсионного фонда — всего лишь на какие-то там 65 млн рублей — отнюдь не свидетельствует о скромности «нуждающихся». Стоит залезть в спецификацию, и вместо совокупной цены лота можно найти и стоимость каждой отдельной поставочной единицы, и число таких единиц, и, главное, технические требования к товарам закупки, которые намного больше говорят о «скромности» заказчика, нежели чем любые цифры.
И становится ясно, что упомянутая войсковая часть не «поршей» хочет накупить, а обычных уазиков по цене около 780 тысяч рублей и в количестве 90 единиц. С учетом этого сумма в 269 млн рублей уже не кажется такой уж завышенной. Для сравнения: тех 65 млн рублей, которые намерен потратить на транспорт Пенсионный фонд, хватит всего на десять автомобилей, подходящих под его требования. Сколько будет стоить каждое авто, подсчитать нетрудно. Трудней представить, чем же должна быть напичкана люксовая модель отечественного производства, чтобы стоить 6,5 млн рублей. Спасибо прилежанию сотрудников ПФР, не поленившихся прописать все характеристики желанного транспортного средства в закупочной документации и тем самым избавивших поставщиков от необходимости гадать.
В оригинале полный список всех автопредпочтений Пенсионного фонда с трудом умещается на шести страницах. Начинается он с пожеланий относительно внешней окраски (кузов должен быть «черный с перламутровым эффектом») и внутренней отделки будущего авто. «Сиденья, центральная консоль, облицовка дверей (включая отделения для хранения мелких вещей и подлокотники), нижняя часть панели приборов (включая крышку перчаточного ящика), крышка подушки безопасности на рулевом колесе должны быть отделаны кожей» — указано в заявке. Также для обеспечения нужд Пенсионного фонда в автомобиле должны присутствовать: аудиосистема на 13 динамиков, жидкокристаллические мониторы, встроенные в спинки передних кресел, DVD-проигрыватель для развлечения пассажиров и отдельная «мультимедиа- и навигационная система центральной консоли» с цветным TFT-дисплеем, радиоприемником, CD/DVD проигрывателем и функцией голосового управления. Не говоря уже о самом очевидном: передние и задние сиденья должны быть оснащены системой вентиляции и функцией массажа. Это лишь малая часть обязательных к выполнению требований по комплектации и характеристикам искомых авто. А в самом конце этого длинного списка, в самом-самом низу как бы стыдливо спрятан пункт «Страна-производитель — Россия».
Делить и умножать
Но шикарные машины и «служебные» айфоны, которые нет-нет, да проскакивают в закупках и спонсируются госбюджетом, — лишь ничтожная часть того, что разворовывается или растрачивается. Открытый электронный аукцион, вроде бы гарантирующий прозрачность закупок, похож на шляпу с двойным дном: мы видим только то, что достал из нее фокусник, а вот что осталось внутри, знает только он сам. «С одной стороны, то, что госзакупки перевели в электронной вид, уже большой прогресс, — рассуждает координатор проектов "ТендерПро" Ольга Горчицына. — Благодаря этому заоблачные траты бюджетов на корпоративы и шикарные авто получили широкую огласку и послужили формальным поводом для ряда громких отставок. Тем же, кто остался на своих местах, пришлось скорректировать планы и сметы, особенно в части так называемых представительских расходов». Но это только видимая сторона госзакупок, продолжает Горчицына. «Гораздо сложнее обнаружить коррупционную схему, заложенную в саму процедуру закупки и, в частности, в ее тендерную документацию», — отмечает она.
Естественно, ведь тендеров — тысячи, и с каждым днем их список обновляется и пополняется. Проследить все хитросплетения хозяйственных отношений между заказчиками, исполнителями и всеми конкурсантами физически невозможно. Наверное. Но вот отдельных заказчиков, например в лице служб и ведомств, которые активнее всех опустошают бюджет и при этом жалуются на нехватку денег, вполне можно было бы взять на карандаш. Юрист холдинга «Люди дела» Алексей Аржанников вообще уверен, что все необходимые инструменты для пресечения хищений у нас уже есть. «Но дело тут даже не в лазейках в законе, а в реализации законодательных положений на практике», — говорит он.
Один из самых простых способов кормиться от госзакупок — это проводить аукционы «чисто для своих». Получив заказ, «свои» либо отблагодарят «откатом», либо не отблагодарят, потому что, например, состоят с организатором в родственных связях. При этом внешне все выглядит чинно и благородно: аукцион же был открытым, и обладатель тендера победил в честном бою. «На самом деле реальной конкуренции нет почти в половине процедур в рамках госзакупок. Это подтверждают цифры: доля закупок "у единственного поставщика" в 2014 году, по данным МЭР РФ, составляла 48% от общего числа тендеров, — рассказывает Ольга Горчицына. — Это свидетельствует о том, что изначально в тендерную документацию заложены избыточные требования, нереальные сроки поставок, несущественные характеристики предмета закупки и множество других ухищрений. Запросы сформулированы и размещены так, чтобы допустить до государственных заказов только "своих" поставщиков».
По словам эксперта, бесконечной изобретательности чиновников можно позавидовать. Каких только способов — от теневых до очевидно абсурдных — ни придумали они для того, чтобы шансы на победу в аукционе были только у нужного исполнителя. Например, вместо составления заявок на несуществующие товары с невыполнимыми требованиями опытные закупщики вообще могут сделать описание предмета заказа максимально путаным и невразумительным. И ни один непосвященный поставщик не поймет, чего же хочет заказчик. Эти же упражнения в словесности позволяют вообще не проводить открытый аукцион, а по-тихому распределить все заказы через конкурс. «Существует утвержденный перечень товаров, работ и услуг, закупить которые можно только путем проведения аукциона в электронной форме. Но чиновники прописывают предмет закупки таким образом, чтобы ее можно было провести по конкурсу, хотя по факту она требует открытого аукциона», — пояснила Горчицына. 
Пленарное заседание Госдумы РФ
Пленарное заседание Госдумы РФ. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Могут и не хотят
В действующем законе существуют алгоритмы борьбы с подобными коррупционными схемами, повторяет Алексей Аржанников. «Но они не реализуются в должной мере, в том числе и потому, что иные поставщики предпочитают не вступать в тяжбы с заказчиком», — констатирует эксперт. Другая классическая афера заключается в том, что у «своих» поставщиков закупают те товары или услуги, которые уже есть у заказчика. «В подавляющем большинстве случаев это закупка работ, которые уже были выполнены для заказчика в рамках других контрактов, — поясняет Аржанников. — В этом случае оплата по договору полностью оседает на счетах поставщика, который связан с должностными лицами». На этот случай также есть законодательные механизмы; бороться с недобросовестными заказчиками — вполне реальная и посильная для государства задача, но имеющиеся возможности не реализуются на практике. И понятно, почему: пока рука моет руку, а чиновники наделены такой властью, что могут самостоятельно распоряжаться бюджетом и устанавливать правила игры для самих себя, государственную казну так и будут разворовывать. «Сегодня вместо системной и массовой мы имеем лишь точечную борьбу с коррупцией в госзакупках, — резюмирует Аржанников. — При этом какие-то действия реально предпринимаются только в двух случаях: либо если поставщик, ущемленный в правах, оказался особо принципиальным, что редкость, либо если факты хищения начали затрагивать высшие эшелоны власти».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
12 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ