Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Бюджет для своих

Бизнесменам придется доказывать государству, что они «свои», а не «чужие»
Андрей Полонский
18 ноября, 2015 13:50
7 мин
Фото: Максим Блинов/РИА Новости
Случилось нечто невероятное. Российское государство впредь намерено помогать только своим предпринимателям. И больше того: оно готово озаботиться тем, чтобы прибыль, полученная в результате господдержки, тоже оставалась в РФ. В прежние годы все было совершенно иначе. О людях, получавших господдержку, можно было складывать легенды. Приходили они с разных сторон света и встречали у нас ту самую русскую отзывчивость, о которой столько писал Достоевский. А какой вклад они вносили в дело борьбы с коррупцией — ни в сказке сказать, ни пером описать.
Но все. И двух с половиной десятилетий новой России не прошло, как закрылась лавочка.
Как явствует из официального сообщения, опубликованного утром 17 ноября 2015 года на сайте правительства России, Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ с целью ограничения государственной поддержки иностранных юридических лиц. Документ предусматривает запрет на предоставление господдержки в форме субсидий, бюджетных инвестиций и государственных гарантий иностранным фирмам, включая офшорные.
Если предложение будет принято, для того чтобы получить из федерального бюджета 10 и более млн руб. (или 5 млн руб. из регионального и 1 млн руб. из местного), компаниям придется раскрывать всех, кто так или иначе получает прибыль от их деятельности. Если кто-то из принципалов (непосредственных хозяев) или бенефициаров (выгодополучателей) претендующей на госденьги фирмы окажется иностранным подданным, бюджетных денег просителям не видать. Раньше такой практики не было, и, соответственно, мало кто представлял, кому служила помощь российского государства и чем она для этого государства могла при случае обернуться.
К тому же государственные субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, отныне будет запрещено конвертировать в иностранную валюту. До этого момента подобного правила также не существовало.
В законопроекте сделано только одно исключение: на государственные гарантии могут рассчитывать юридические лица, зарегистрированные в офшорах, когда это делается для поддержки экспорта промышленной продукции. Таким образом, из-под действия ограничений выводятся зарубежные фирмы, которые Внешэкономбанк использует для продвижения российских высокотехнологичных товаров. Обходной маневр остался, однако использовать его будет значительно сложнее.
В случае если бюджетные средства будут получены в нарушение этих правил, деньги придется вернуть. Кроме того, если государство дает гарантии, а правила были нарушены или проигнорированы, гарантийные обязательства тут же снимаются.
Со скоростью улитки
Теперь немного дегтя в бочке меда. Запрет на государственную поддержку иностранных юридических лиц и компаний, зарегистрированных в офшорах, был включен в число поручений президента правительству еще в декабре 2013 года. Под поручением (Пр-3086, п. 1.31) стоит дата исполнения — 15 июля 2014 года. Однако лишь во второй половине декабря 2014 года Минфин разработал соответствующие поправки к Бюджетному кодексу. А обсуждало их правительство только на днях.
Не нужно обладать слишком богатым воображением, чтоб представить, какое сопротивление на всех этапах подготовки встречал и будет встречать этот законопроект в дальнейшем. Он ведь призван затруднить «распиливание» бюджета, а для некоторых людей в России и вокруг России за последние десятилетия это стало больше чем профессией — основным и единственным занятием.
Фото: Аверин Александр/пресс-служба «Другой России»/ТАСС
Фото: Аверин Александр/пресс-служба «Другой России»/ТАСС
Куда уйдут средства
Бизнесмены, которые работают на Россию, и бизнесмены, которые не учитывают ее интересы (читай, работают против нее), поставлены в разные условия. По крайней мере, в части государственной поддержки.
Осталось ответить на еще один не менее важный вопрос: куда же пойдут высвободившиеся миллионы? Одно дело, если львиная доля субсидий будет направлена на помощь бедным нефтяникам, о которой постоянно просит Игорь Сечин, и совсем другое — если они послужат развитию малого и среднего предпринимательства, а также тех отраслей, которые имеют для страны стратегическое значение: высокотехнологичное машиностроение, фармацевтика, сельское хозяйство, строительство и т.п. Для стабильного выхода из кризиса нашей экономике необходимы структурные перемены, и государственная поддержка должна стать важнейшим инструментом, позволяющим эти перемены осуществить.
Очень показательна в этом отношении ситуация с туризмом. Египет закрыт, туристическим операторам государство пообещало денег. Если запрашиваемые средства будут направлены на развитие внутреннего туризма, это действительно может стать одним из шагов по выходу из кризиса — будут созданы новые рабочие места, простимулированы строительство, внутренние перевозки и пр. Если же они будут употреблены на то, чтобы помочь турфирмам переправлять туристические потоки в Хошимин или Бангкок, никакого эффекта не случится. Разовая акция, не более того.
Государственная поддержка — и в виде субсидий, и в виде госгарантий — не может быть слепой раздачей денег всем «нуждающимся» (тем более что самым нуждающимся у нас чаще всего почему-то оказывается банковский бизнес; может, пора задуматься над эффективностью работы этого сектора и поставленного над ним регулятора?) Господдержка обязана носить целевой характер. Государству нужно понимать, чего оно хочет добиться от бизнеса, когда приходит к нему на помощь.
Здесь, помимо экономического, существует еще существенный социальный аспект проблемы. Для того, чтобы выйти из кризиса, необходимо внести оживление в ту сферу хозяйственной деятельности, которая самым тесным образом связана с повседневной жизнью миллионов людей, в том числе и от этого кризиса пострадавших. Речь идет о малом предпринимательстве.
На сегодняшний день каждый зарегистрировавший ИП или являющийся учредителем ООО в первые два года может рассчитывать на государственные субсидии, потолок которых определен в 500 тыс. руб. для Москвы и 300 тыс. руб. для субъектов федерации. Однако это не совсем те суммы, которые могут помочь сдвинуть дело с мертвой точки даже при наличии самых замечательных идей. Так, может быть, средства, которые удастся сэкономить на иностранцах, следует потратить на своих сограждан? Или мы считаем, что это слишком «рискованные инвестиции»?
Чего хочет бизнес?
Недавно Институт финансово-экономических исследований провел любопытный опрос на тему эффективности использования господдержки российскими компаниями. Выяснилось, что все те предприятия, которые на сегодняшний день пользуются помощью из бюджетов того или иного уровня (а их всего 20%), предпочли бы вместо денег (то есть прямых субсидий) получить от государства налоговые послабления. Именно высокие налоги вкупе с дорогими кредитами опрошенные руководители предприятий назвали главными факторами, тормозящими развитие.
Государственное финансирование необходимо там, где речь идет о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, внедрении новых технологий и т.п. В остальных случаях достаточно просто дать бизнесу «дышать».
Вне всякого сомнения, запрет на государственное финансирование иностранных компаний, деофшоризация экономики — большое благо. Удивительно, что только сейчас, но лучше поздно, чем никогда. Теперь дело за малым. У государства есть возможность направить высвобождающиеся средства на обеспечение устойчивого развития — в российских национальных интересах. На этом пути сделан только один из первых шагов. 
темы
7 мин