Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

«Будущий кризис — массовое банкротство банков и компаний»

На этой неделе «Рошен» сокращает работников, а КамАЗ простаивает. Что будет с экономикой дальше?
Николай Дзись-Войнаровский
24 ноября, 2014 21:05
5 мин
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
«Похоже, сегодня можно попытаться предсказать характер будущего кризиса, с которым предстоит столкнуться российской экономике: массовое банкротство банков и компаний», — написал 24 ноября в обзоре Nota Bene старший научный сотрудник Центра развития и эксзампред Банка России Сергей Алексашенко (документ есть в распоряжении РП).
Алексашенко приводит несколько примеров  в подтверждение своего вывода.
Во–первых, 21 ноября авиакомпания «ЮтЭйр» допустила технический дефолт по своим облигациям, то есть, упрощенно говоря, просрочила выплату долга. Возможно, компания сумеет убедить кредиторов, что в будущем отдаст все долги. Если же нет, то технический дефолт станет просто дефолтом, а «ЮтЭйр» признают банкротом.
«Данная ситуация является временной», — считает гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. Но Алексашенко уверен, что все иначе: «Все предыдущие случаи дефолтов авиакомпаний заканчивались их банкротством <…> Спасти "ЮтЭйр" может только Сбербанк, который является крупнейшим кредитором компании (80% долгосрочного долга), и для которого банкротство "ЮтЭйр" станет существенной пробоиной в балансе. Но я сомневаюсь, что на спасение стоит всерьез рассчитывать — в лучшем случае, нам предстоит увидеть историю "Мечела 2.0"».
История «Мечела» состоит в том, что его акционеры (среди которых тоже есть Сбербанк) не хотят спасать убыточную компанию, однако получить долг пока не получается и обанкротить тоже — Минпромторг против разорения крупной компании.
Во-вторых, с аналогичной ситуацией — дефолт, но пока не банкротство — столкнулась группа компаний «Связной». Ее руководство сохраняет оптимизм. «В данный момент финансовое состояние Связного Банка не дает никаких поводов для начала разговоров о санации кредитной организации», — уверен Максим Ноготков, основной акционер банка, входящего в группу вместе с одноименной торговой сетью.
«Банкротство одной из крупнейших торговых сетей страны не должно удивлять. С одной стороны, быстрый рост на кредитных деньгах всегда чреват такими неожиданностями. С другой, когда главный акционер одновременно пытается развивать несколько принципиально похожих проектов, то ему приходится размазывать тонким слоем имеющиеся ресурсы, что не увеличивает устойчивости ни одного из проектов», — выносит приговор Сергей Алексашенко.
Поскольку российская судебная практика небогата на дела о банкротстве с сохранением производственных процессов, появление таких исков в значимом количестве может стать еще одним фактором, тормозящим экономический рост, подводит итог экономист.
Сергей Алексашенко. Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Прогнозы экономического роста становятся все мрачнее. Если в апреле Международный валютный фонд (МВФ) прогнозировал, что российская экономика по итогам 2014 года вырастет на 1,3%, то в октябре уже сильно понизил прогноз — теперь фонд ждет роста только на 0,4%. «И это экономика, которая еще недавно росла на 5–7% в год!» — ужаснулся глава постоянного представительства МВФ в РФ Бикас Джоши, выступая 24 ноября в Высшей школе экономики. В следующем году экономика России вырастет на 0,5%, ожидает МВФ.
«Рост по этому году будет 0,5%, может быть, чуть меньше, на следующий год, скорее, минус», — говорит зампред ВЭБа, бывший заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, уточнив, что ВВП в 2015 году снизится как минимум «на 0,3–0,4%, может быть и больше».
Еще одна плохая новость — прибыль российских банков в 2014 году окажется на 10% ниже прошлогоднего уровня, согласно прогнозу зампредседателя Центробанка Алексея Симановского.
Две крупных компании реального сектора сегодня тоже сообщили о проблемах. Липецкая фабрика украинской кондитерской компании «Рошен», принадлежащей президенту Украины Петру Порошенко, сократила 300 сотрудников из-за уменьшения спроса на продукцию (по крайней мере, по официальной версии гендиректора фабрики).
Производитель грузовиков КамАЗ с 24 ноября перешел на четырехдневную рабочую неделю в связи с «кризисными явлениями» и падением продаж.
И, наконец, замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила: «Наверное, будем опять восстанавливать при необходимости инструмент ГКО». ГКО — это государственные казначейские облигации, которые правительство РФ в 90-е годы продавало частным инвесторам, чтобы занять у них деньги, а когда приходила пора возвращать средства, выпускала еще больше ГКО, то есть действовала по принципу финансовой пирамиды. В августе 1998 года — как раз когда Сергей Алексашенко работал в Центробанке — пирамида рухнула, и правительство РФ объявило дефолт по ГКО.
темы
5 мин