Новости – Общество
Общество
Братство чугунного кольца
Царское Село. Лицей. 1822 г. Рисунок А. А. Тон
Лицеи сыграли в истории российского образования огромную роль — но вовсе не ту, которая им предназначалась
26 октября, 2015 10:30
11 мин
Просвещением дворянства в России первым озаботился еще Борис Годунов, за столетие до Петра отправивший 18 дворянских отроков за границу учиться. В начале XIX века Россия уже могла похвастаться наличием собственного качественного высшего образования, а вот разностороннее среднее образование отсутствовало. Чтобы решить проблему просвещения молодежи, Александр I поручил бывшему своему воспитателю, Фредерику Лагарпу, которого ценил как талантливого учителя и необычайно просвещенного человека, составить проект создания в России первого лицея, который бы занимался «образованием юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы». В 1810 году проект был готов, несколько поправлен министром народного просвещения графом Алексеем Разумовским и утвержден императором. 19 октября 1811 года первый в России лицей торжественно открылся в Царском Селе.
Портрет Александра I. Неизвестный художник, около 1825 года
Портрет Александра I. Неизвестный художник, около 1825 года
Союз Аполлона
Согласно проекту обучение делилось на два трехлетних курса, начальный и окончательный. Лицей был сословным учреждением: принимались туда только дворянские дети возрастом от 10 до 12 лет. Принимали в лицей после экзаменов, на которых «абитуриенты» должны были продемонстрировать таланты, умение рассуждать и познания в науках. Прием осуществлялся раз в три года, причем поступить за один раз могли не менее 20 и не более 50 человек. Обучение приравнивалось к университетскому — по окончании выпускники имели право на гражданские чины от XIV до IX класса, то есть от коллежского регистратора до титулярного советника в зависимости от успехов. Те, кто хотел поступать на военную службу, были уравнены с воспитанниками Пажеского корпуса. Сперва царь даже планировал, что в учебном заведении будут воспитываться его младшие братья Николай и Михаил, но впоследствии отказался от этой идеи.
Программу обучения разработал Михаил Сперанский. Имевший в то время огромное влияние на царя реформатор понимал задачу этого учебного заведения в том, чтобы оно воспитывало не покорных исполнителей, работающих из страха или ожидания награды, а убежденных мыслителей, которые бы горели духом преобразований. Желая, чтобы ученики получили разностороннее и гармоничное образование и воспитание, он разбил все предметы на шесть блоков. К «нравственным» предметам относились Закон Божий, этика, логика, правоведение и политическая экономия, к словесным — российская, латинская, французская, немецкая словесность и соответствующие языки, а также риторика, к историческим — российская и всеобщая история, а также физическая география, к точным — математика, начала физики и космографии, математическая география и статистика. Наконец, лицеисты занимались изящными искусствами — чистописанием, рисованием, танцами — и гимнастическими упражнениями: фехтованием, верховой ездой, плаванием. Любопытно, что в Царскосельском лицее строго запрещались телесные наказания — просвещенный государь считал, что подлинных слуг Отечеству розгой не вырастишь.
Александр Пушкин
Александр Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского.
Название, которое основатели дали учебному заведению, было для нашей страны новым: оно «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками», писал лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Ликеем в Афинах именовалось святилище бога солнца и поэзии Аполлона — подобно древнегреческим школам, Царскосельский лицей располагался на лоне природы, среди зеленых парков. В четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца у каждого лицеиста была собственная комната со спартанской обстановкой — железная кровать, комод, конторка, стул, стол.
Отечество нам Царское Село
Самый известный из первых студентов лицея — конечно же, Александр Пушкин: в Царское Село будущего великого поэта привез его дядя, Василий Пушкин. Подростка потрясла речь, которую произнес на открытии один из преподавателей лицея юрист Александр Куницын, призвавший учеников превыше всего чтить законы: «Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Директора и преподаватели лицея видели главную задачу этого учебного заведения в том, чтобы формировать мировоззрение нового поколения дворян: их взгляды и поступки должны были строиться на осознании чувства гражданского долга, достоинства и чести, стремлении к просвещению.
Именно поэтому обучение в лицее выгодно отличалось от других образовательных учреждений — в том числе университетов. «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо», — гласило «Постановление о Лицее». Преподаватели не заставляли механически заучивать уроки, а старались научить учеников рассуждать. На каждого воспитанника писались подробные характеристики, в которых перечислялись его личные качества. Лицей обладал богатой библиотекой, где учащиеся привыкали самостоятельно искать ответы на возникающие у них вопросы; педагоги составляли для каждого индивидуальные списки литературы, которую им требовалось прочесть. И действительно, лицей побуждал своих учеников к творческой деятельности — они заводили рукописные журналы, издавали «Царскосельскую газету», участвовали в постановках лицейского театра. В первые годы своей работы лицей не знал оценок, впервые их стали ставить лишь в 1816 году. Время от времени лицеисты должны были выдерживать «испытания» — трехмесячные, полугодовые, годовые и, наконец, экзамены по окончании каждого трехлетнего курса.
Портрет Е.А. Энгельгардта, написанный лицейским преподавателем рисования П.И. Пороховниковым (1877)
Портрет Е.А. Энгельгардта, написанный лицейским преподавателем рисования П.И. Пороховниковым (1877)
По традиции, заведенной вторым директором лицея Егором Энгельгардтом, после выпускных экзаменов ученики разбивали колокол, который в течение шести лет собирал их на занятия, и каждый брал себе по осколку — чтобы навечно запомнить, что когда-то был частью целого. Для первого выпуска из осколков колокола даже были изготовлены памятные чугунные кольца. Эта традиция символизировала еще одну важную функцию лицея: куда большее значение для многих выпускников имело не только образование как таковое, но и дружеский круг, в котором они воспитывались и связь с которым сохранили через годы после выпуска. И недаром Пушкин, всю жизнь гордившийся своим чугунным кольцом, отмечал каждую годовщину 19 октября стихами о дружбе, вспоминая однокашников, с которыми и после окончания поддерживал тесную дружбу: Дельвига, Пущина, Кюхельбекера.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
План Александра I оправдался, но совсем не так, как того ожидал государь. Нет, Царскосельский лицей и вправду подарил России нескольких ярких государственных деятелей — таких, как канцлер Александр Горчаков, министр иностранных дел России Николай Гирс или губернатор Тамбовского края Александр Корнилов. Но гораздо большую роль сыграл лицей в развитии русской культуры и общества. И дело не только в том, что среди его выпускников были такие литераторы, как Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Иван Пущин и Михаил Салтыков-Щедрин, или столь яркие ученые, как филолог Яков Грот и философ Николай Данилевский. Гораздо важнее то, что даже куда менее известные выпускники лицея также становились проводниками духа свободы, который был привит им в годы учебы. А значит, лицей сыграл свою роль в формировании сознания гражданина в России. И, несмотря на то что в своей истории Царскосельский лицей пережил несколько реформ, далеко не все из которых были для него благоприятными (так, 1822 году он был отдан в ведение Управления военно-учебных заведений), учеба в нем считалась престижной на всем протяжении XIX столетия, и отдавать своих детей сюда стремились многие русские государственные деятели — к примеру, здесь учился сын Ивана Крузенштерна Павел, впоследствии ставший вице-адмиралом.
Реклама первого лицея в Москве 1897 год
Реклама первого лицея в Москве, 1897 год. Источник: wikipedia.org
Теория заговора
Царскосельский лицей — самое известное из подобных учебных учреждений XIX века, но далеко не единственное. В 1868 году в Москве был открыт Императорский в память Цесаревича Николая лицей, который куда шире известен под другим, неофициальным названием — Катковский. Название не случайно: средства на его основание дали известный консервативный публицист Михаил Катков и его друг профессор Павел Леонтьев. Основан он был с целью «содействовать утверждению основательного образования русского юношества, способствовать развитию в России самостоятельного педагогического дела и вырабатывать на практике его основания, приемы и способы». Московский лицей состоял из восьми гимназических и трех университетских классов, где обучение велось по трем разным профилям — юридическому, филологическому и физико-математическому. Особенностью этого учебного заведения было то, что к каждому ученику был приставлен наставник — тутор. Ученики старших классов посещали лекции Московского университета. В конце XIX века этот лицей стал готовить преподавательские кадры для гимназий, сыграв значительную роль в общем повышении уровня квалификации русских учителей.
Физико-математический лицей в городе Нежине, основанный князем Александром Безбородко, открывшийся куда раньше московского, в 1820 году, стал первым заведением такого уровня, предназначенным для малороссийских дворян. В стенах этого заведения (правда, еще до того, как заведение получило гордое звание лицея) учился будущий классик русской литературы Николай Гоголь. Огромную роль в культуре России сыграл и Ришельёвский лицей (впоследствии — гимназия), основанный в 1817 году по указу того же Александра I.
К началу ХХ века лицеи приобрели в основном светский характер и обрели специализацию — некоторые остались в основном гуманитарными, другие получили технический уклон. В таком виде они могли бы играть видную роль в системе российского образования — если бы не Октябрьская революция. В первые годы советской власти по лицеям был нанесен тяжелый удар — в 1925 году ОГПУ сфабриковало дело по обвинению группы выпускников Александровского (бывшего Царскосельского) лицея в создании контрреволюционной монархической организации. По делу были арестованы чуть менее сотни человек, из которых 26 были расстреляны, а более 50 приговорены к лагерям или ссылке. Одним из «неопровержимых доказательств» в наличии заговора послужил тот факт, что выпускники лицея собирались в день его основания — 19 октября…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости