Новости – Общество
Общество
Благородная ракулка
Всероссийский конкурс «Еджид кепысь» г. Сыктывкар. Роспись набирухи для ягод. Фото: из личного архива
Почему национальная северная роспись теряет свой первозданный вид
16 января, 2016 18:00
8 мин
В конце прошлого года в Архангельской области выбрали «Женщину года». Победа досталась руководителю кружков росписи по дереву и плетению из бересты из Красноборска 41-летней Татьяне Зиновьевой. Она также стала победительницей в номинации «Женщина ― хранительница северных традиций». Татьяна Зиновьева — одна из немногих, кто занимается интересным самобытным ремеслом ― ракульской росписью, которая является наименее изученной и освоенной из росписей Северной Двины. Мастерица рассказала РП об особенностях этой росписи и поделилась, почему ее книга о ракулке буквально возродилась из пепла.
Центром ракульской росписи принято считать деревню Ульяновская Архангельской области. Она находится в нескольких километрах от впадения в Северную Двину небольшой речки Ракулки, по имени которой и назвали этот тип росписи. Однако мастерица Татьяна Зиновьева, полжизни скрупулезно изучающая самобытную роспись, считает, что это утверждение можно оспорить.
— Деревню Ульяновская можно назвать лишь условным центром ракульской росписи, — говорит Зиновьева. — Ее обозначила исследовательница Ольга Круглова, которая была там в 1959 году в экспедиции. В деревне жила семья Витязевых, с которой Круглова связывала возникновение ракулки, но я с этим не согласна. Я выяснила, что на самом деле, все началось не с данной семьи и гораздо раньше, чем они начали этим заниматься. Однако не спорю, что с Витязевыми связан как раз период расцвета росписи, он приходился на середину и конец XIX века, и тогда в этой деревне жило наибольшее количество мастеров.
Вообще, Архангельская область является колыбелью многих видов росписей. А Красноборский район, где проживает Татьяна Зиновьева, является центром сразу трех росписей ― пермогорской, уфтюжской и ракульской. Так вот последняя, как оказалось, наименее изученная и хранит еще множество тайн и загадок.
― По ней нет систематизированных материалов, хотя ее исследованием занимались известные исследователи народного искусства, но они изучали ее как искусствоведы, музейные работники, — поясняет Татьяна Зиновьева. — То есть уделяли внимание больше каким-то историческим фактам. Но вот глубоких исследований чисто методического характера, кроме меня, никто не проводил.
Женщина впервые познакомилась с ракулкой в 1995 году еще будучи студенткой Поморского международного университета им. Ломоносова, где ей преподали курс северных росписей. После окончания учебы, покинув шумный город, она устроилась в школу искусств в небольшом поселке. Стала с детьми посещать местные музеи и обнаружила настоящую ракульскую роспись, совершенно не ту, что ей показывали в институте.
— В девяностые годы как раз стали возрождаться многие виды ремесел, но вот хороших материалов по ракульской росписи не было, — вспоминает Татьяна Борисовна. — И педагогам, видимо, сложно было нас знакомить с традиционными видами орнамента. После я стала посещать все музеи в Архангельской области, в Вологде, где можно найти ракульскую роспись, в том числе посетила музей Ферапонтового монастыря. Там есть очень большая коллекция прялок с оригинальной росписью. Именно тогда я полностью окунулась в мир ракулки. Сама стала заниматься и совершенствоваться. А в начале 2000-х я посетила творческую лабораторию в Реутове народного мастера России Ольги Шелепеевой. Она многому меня научила, я считаю ее своим наставником. Кстати, позднее, она выступит рецензентом моей книги.
– Одна из особенностей ракулки — отсутствие жанровых сцен и сопроводительных надписей, как в пермогорской росписи, — рассказывает Татьяна Зиновьева. — Ракульские прялки имеют желто-охристый фон и крупную роспись. Почему говорю про прялки, потому что они преобладали среди расписываемых предметов. Хотя были еще и лубяные набирухи для ягод, санки и дуги. Основной мотив росписи ― это древо S-образной формы с крупными декоративными листьями. Орнамент растительный вообще такой богатый, крупный и по нему рассыпаны как роса белые полукружия. Причем каждый лист расписан в два-три, а то и четыре цвета. Еще роспись выделяется от всех остальных интересной формой птиц. У них крохотная головка и грузное туловище, что больше напоминает куриц.
Как отметила мастерица, набор красок очень богатый, но в то же время колорит не кричащий, благородный.
— Некоторые исследователи в описании цветов основным называют красно-коричневый, — продолжает мастерица. — Я изучила сотни изделий с ракульской росписью и с уверенностью могу сказать, что одним из основных цветов был свекольный. В орнаменте также встречается киноварь — это красно-оранжевый цвет, глубокий зеленый и синий или темно-голубой цвет. Также дополнительно в качестве обводки используется черный контур и белый цвет для полукружий и капель. На поздних работах мастера уже вместо зеленого цвета использовали охру, видимо были проблемы с приобретением красок. Еще один интересный момент ― все, кто видел настоящую ракульскую роспись, говорят, что она изображена на желтом фоне. Визуально это так, но на самом деле изначально изделия расписывали на белом фоне. И только специальная пленка, которой в конце покрывали весь орнамент, давала этот золотистый цвет. Потому что в ее состав входил яичный желток.
Одним из основных цветов ракульской росписи был свекольный
Одним из основных цветов ракульской росписи был свекольный. Фото: из личного архива
В 1930-е годы в период коллективизации этот промысел, как и многие, начал угасать. Единоличные ремесла тогда не приветствовались. Интерес у людей к позабытой ракульской росписи снова стал появляться лишь в 1990-е годы. Тогда в Архангельске появилось целое предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Оно объединило группу мастеров, которые занимались разными ремеслами. А уже в начале 2000-х по всей области начали открываться творческие студии, и в школах на занятиях в кружках стали уделять немалое внимание народной живописи.
— К сожалению, современные мастера уже уходят от сложившихся веками традиций и рисуют не ту ракулку, какая была в Архангельской области, а какую-то свою, модернизированную, — вздыхает Татьяна Зиновьева. — Чаще всего это пародия на ракулку. Сейчас я ставлю перед собой задачу аккуратно перенести ракульскую роспись на современные бытовые изделия.
Татьяна Борисовна с удовольствием передает свой опыт жителям Архангельской области. Она преподает роспись по дереву на специальных занятиях в Красноборском историко-мемориальном и художественном музее им. Тупицына. А в декабре 2014 года Татьяна Зиновьева победила в номинации «Роспись по дереву» на творческом Всероссийском конкурсе «Еджид кепысь» в Сыктывкаре. Правда, она предоставила на суд жюри набируху для ягод с уфтюжской росписью. Но зато на премию издала книгу о ракулке. Наработки к ней она старательно копила целых 20 лет. А 11 лет назад она уже готова была верстать материал, но планам помешал нелепый случай.
— Весной 2004 года ночью в деревянном доме на 14 квартир, где я жила, случился пожар, — вспоминает Татьяна Борисовна. — Тогда все имущество, в том числе наработки, эскизы, фотографии и диски, в которых хранилась ценная информация для моей книги, — все сгорело. Я тогда думала, конечно, не о них, а о том, как спастись со своей дочкой. И лишь спустя полгода я нашла в себе силы все начать с нуля. Снова писала, фотографировала, ездила по музеям, общалась с людьми. Наконец-то все получилось, и в этом году вышел тираж из 1000 экземпляров книги, которая называется «Ракульская роспись. Народная роспись Северной Двины». Считаю, все что ни делается — все к лучшему. Сейчас я скажу, что моя книга гораздо полная, чем тогда до пожара. Мечта сбылась, есть еще одна. Поскольку много заготовок для росписи я делаю сама, очень хочется иметь собственную мастерскую со всеми деревообрабатывающими инструментами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости