Новости – Общество
Общество
Проверка и наказание
Дмитрий Медведев выступает на форуме партии «Единая Россия», посвященном экономике. Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Предприниматели и кабмин сошлись во мнении: число проверок бизнеса, которые «гонишь в дверь, а они лезут в окно», нужно срочно сокращать
22 июня, 2016 12:00
7 мин
Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая 21 июня на форуме ЕР «Экономика России: успех страны и благосостояние каждого», заявил, что стране по силам в ближайшие пять лет добиться двукратного сокращения количества проверок бизнеса.
Речь, пояснил глава правительства, идет как о плановых, так и о внеплановых контролирующих мероприятиях. «Проверки, как говорится, в дверь гонишь, а они лезут в окно, — посетовал Медведев. — Они в подкорковом слое наших коллег из госорганов, они показатели себе таким образом порой определяют». К этому премьер добавил, что нередко чиновники организуют проверки ради получения «дивидендов» в виде взяток или карьерного роста.
Книга жалоб и предложений российского бизнеса
Заявление главы кабмина теснейшим образом перекликается с выводами доклада «Книга жалоб и предложений российского бизнеса-2016», составленного уполномоченным по правам предпринимателей Борисом Титовым. Вскоре документ ляжет на стол президенту Владимиру Путину.
Титов тоже отмечает, что чиновники часто используют проверки в коррупционных целях и при этом сами практически не несут ответственности за допущенные нарушения, даже грубые — вроде неуведомления предпринимателей о предстоящем приходе контролеров, неознакомления с регламентом проверки и непредставления итоговых документов.
В худшем случае, по свидетельству Титова, чиновникам за нарушение может грозить штраф в размере 5 тысяч рублей или предупреждение, а за повторное нарушение — взыскание в 10 тысяч или дисквалификация.
По мнению омбудсмена, штрафы для чиновников следует повысить в 10 раз, а заодно ограничить их возможности по приостановке бизнеса и ввести наказание за умышленное завышение кадастровой стоимости с целью получения дополнительных налогов в региональные бюджеты. Ответственность за подобные деяния, убежден Титов, должна быть вплоть до уголовной в случаях, если умышленные действия заказчика привели к переплате более чем 2 млн рублей за три финансовых года.
От СИЗО и контролеров не зарекайся
По данным Минэкономразвития, в 2014 году в России прошло около 2 млн проверок бизнеса. В то же время федеральный опрос субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенный институтом бизнес-омбудсмена, показал, что в реальности их число доходит до 9 млн.
Широко распространена практика массовых внеплановых проверок по решению органов исполнительной власти, без согласования с Генпрокуратурой РФ. Данные о таких мероприятиях в официальной статистике не отражаются.
За 2015 год российские правоохранительные органы выявили 255 250 случаев экономических преступлений. Было возбуждено 234 620 уголовных дел — больше, чем в любой предшествующий год. Выросло и количество содержащихся в СИЗО предпринимателей. На 1 февраля 2016-го число лиц, оказавшихся в следственных изоляторах по экономическим статьям, составило 6539 человек. C апреля 2012 года рост составил 70% (по данным на 1 апреля 2012-го, в СИЗО по аналогичным статьям находились 3840 человек).
При этом в феврале 2016-го под домашним арестом находился 2831 обвиняемый и подозреваемый (в июле 2015-го таких было 1526). Однако число осужденных уменьшилось по сравнению с 2014 годом: их стало меньше на 1,5 тысячи — 34 903 вместо 36 389.
Вывод напрашивается сам собой: реальная эффективность проверок снизилась, зато их пагубное воздействие на бизнес возросло. Ведь, как подчеркивается в докладе Титова, реальными сроками уголовное преследование заканчивается всего в 15% случаев. Зато в 83% случаев предприниматели теряют бизнес.
Приостановка бизнеса как коррупционный инструмент
Сегодня работу практически любой компании можно приостановить для проверки на срок до 90 дней. При этом усилиями контролеров, ссылающихся на необходимость расследования уголовных дел, у предпринимателей под видом вещественных доказательств порой «уплывают» и дорогостоящее оборудование, и крупные партии товаров. В некоторых случаях продукция позднее обнаруживается на рынке или объявляется утраченной.
Даже если местонахождение имущества известно, его возврат законному владельцу может затянуться на годы. Неудивительно, что в таких обстоятельствах некоторые предприниматели пытаются прибегнуть к подкупу следственных органов. Ситуация работает не на искоренение коррупции, а на ее преумножение.
В своем докладе бизнес-омбудсмен предлагает несколько мер, которые, по его мнению, могли бы существенно изменить положение вещей. В частности:
- сокращение максимального срока проверки до 10 дней;
- внесение в уголовное законодательство изменений с целью установления срока хранения изъятых предметов, не признанных вещдоками, и обеспечения сохранности имущества;
- определение набора действий по затягиванию рассмотрения уголовных дел, что позволяет квалифицировать эти действия как проявление типичной коррупционной практики, и, соответственно, усиление ответственности за это.
Зашкаливающая безответственность ЦБ
Не обойден в докладе стороной и столь важный вопрос, как потеря бизнесменами средств на депозитах в результате отзыва лицензий у банков. Система страхования вкладов сейчас распространяется только на физических лиц: в случае банкротства кредитной организации Агентство по страхованию вкладов (АСВ) может вернуть гражданину до 1,4 млн рублей, а вот предприниматели, то есть юридические лица, в таких случаях рискуют остаться ни с чем.
Борис Титов предлагает внести в Госдуму законопроект, распространяющий систему страхования вкладов и на средства юрлиц, относящихся к категории малого и микробизнеса — в пределах до 5 млн рублей. Также омбудсмен указывает на причину наблюдающегося сейчас произвола. Вплоть до момента отзыва лицензий у банков в соответствии со статьями федерального закона «О Центральном банке РФ» их вкладчики вводятся в заблуждение. Ведь на протяжении значительного времени, пока Центробанк осуществлял постоянный надзор, признаков неустойчивости в деятельности этих банков выявлено не было, а значит, клиенты и догадываться не могли о возможных проблемах и их последствиях.
«Необходимо значительно повысить качество надзора со стороны ЦБ РФ, обеспечить прозрачность мониторинга (с учетом требования законодательства, в том числе законодательства о банковской тайне)», — резюмирует автор доклада.
* * *
По сути, все сказанное в документе указывает на то, что в нашей стране пока нет эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Именно эти субъекты сейчас — самое слабое звено, ведь крупные компании давно отыскали механизмы, позволяющие им адаптироваться к постоянно меняющемуся госрегулированию.
В этом одна из причин того, что за последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в российском ВВП не поднялась выше 20–21%.
Очень важно, чтобы дело пошло, наконец, дальше громких заявлений и в стране начала реализовываться масштабная госполитика поддержки среднего и малого предпринимательства, затрагивающая налоговую, денежно-кредитную, контрольно-надзорную сферы, а также регулирование деятельности инфраструктурных монополий. Что же касается проверок, то их результатом должно становиться увеличение числа добросовестных предпринимателей, а не томов уголовных дел.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости