Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

Был ли Иисус Христос первым коммунистом в истории

Фото: Соцсети
Фото: Соцсети
Может ли христианин быть «коммунистом» в постмодернистском смысле
Сергей Худиев
7 сентября, 2021 12:22
12 мин

«Русская планета» и радио «Радонеж» продолжают цикл материалов о православном взгляде на события в стране и мире. В центре внимания - заявление Геннадия Зюганова о том, что Иисус Христос был коммунистом.

Радио Радонеж
Радио Радонеж

Председатель Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) Геннадий Зюганов в интервью «Радио КП» заявил, что Иисус Христос был первым коммунистом на планете.

Заместитель председателя синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, в ответ на это заметил:

«Не считаем корректным и уместным сравнивать воплотившегося Бога с какими-либо политико-экономическими учениями, включая коммунизм. Однако, напоминаем о том, что двери православных храмов остаются открытыми для верующих представителей всех российских партий».

Этот обмен мнениями обозначает важную проблему, характерную для современного мира вообще — не только для КПРФ. Люди пытаются как-то интегрировать Иисуса в свои, уже сложившиеся системы воззрений, привлечь Его имя для поддержки каких-то позиций, которые они сами сочли справедливыми — идет ли речь об устройстве экономики, миграционной политике или поддержке того или иного участника политического столкновения.

Но Иисус Евангелия говорит о покаянии — все наши системы представлений и ценностей должны рухнуть, и мы должны обратиться от идолов к Богу живому. Люди ищут смысла жизни, надежды, достоинства, оправдания, единства с другими в самых разных мировоззрениях — среди которых коммунизм занимал не последнее место. Встретить Иисуса — значит обнаружить, что все это мы обретаем в Нем. Мы, как все в мироздании, созданы Им и для Него.

Иисус не был революционером в политическом смысле — и попытки записать Царя Мироздания в революционеры просто безграмотны — но Он совершает в нас переворот намного более радикальный, чем любая революция. Он перестраивает всю нашу жизнь на новом основании, и это основание — Он сам.

То, чем мы занимались до встречи с Иисусом — совсем не обязательно что-то само по себе злое. Симон Зилот, судя по его прозвищу, был террористом (или партизаном, если вы склонны сочувствовать делу антиримского сопротивления), Матфей Мытарь, вероятно, обирал сограждан — но вот другие Апостолы мирно ловили рыбу.

Встреча с Господом полностью переменила их жизнь — она оказалась разрушена и пересобрана на совершенно новом основании. Вы не можете встретить Бога живого и уделить Ему немного места в вашем мире и среди ваших ценностей. Вы принадлежите Ему — и вся ваша жизнь подвергается радикальному пересмотру.

В самом деле, Иисус говорит о Себе, что Он был с Отцом прежде создания мира, и вернется, чтобы судить все народы в последний день — и зачислять Того, о ком Писание говорит как о Господе и Судии мироздания, в какую-либо политическую партию (хоть коммунистическую, хоть какую угодно еще) чрезвычайно нелепо.

Библейский термин «Господь» подразумевает абсолютного Владыку — и вы не можете привлечь Его в качестве союзника. Вы можете только признать Его власть, как Царя и Бога.

Другой вопрос — может ли христианин, человек, переживший такое обращение, быть коммунистом. Это зависит от значения термина. Может ли христианин быть «левым» — то есть поддерживать высокую степень перераспределения общественного богатства и вмешательства государства в экономику? Да; люди могут искренне верить, что именно такая политика будет лучше служить общему благу.

Некоторые говорят о том, что Евангелие учит социализму – или даже коммунизму. При этом ссылаются на осуждение «богатых» и то, что в первоапостольской общине «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:44,45).

Однако, если мы читаем текст подряд, мы обнаруживаем, что ни к революции, ни к принудительному перераспределению богатств, Господь никак не звал. Он советует богатому юноше «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф.19:21) но Он не говорит ученикам «раскулачьте-ка этого буржуйчика – и раздадим имение бедным». Фундаментальное отличие этического учения Иисуса от любых социалистических и коммунистических доктрин в том, что в нем полностью отсутствует принуждение.

В самом деле, если человек услышал призыв Божий и раздал свое имущество – он, возможно святой.

Но если он раздал ваше имущество, не интересуясь вашим желанием, то это никак нельзя назвать святостью. Если вы «скитающихся бедных ввели в дом свой» (Ис.58:7), то вы можете быть близки к канонизации; если какой-нибудь комитет поселил бедных в вашем доме, а вам лучше помалкивать – то комитет никак не является образцом христианской добродетели.

Христос в Своих притчах упоминает «купцов» и «торгующих» в предприятия которых надо было вкладывать серебро, в качестве вполне позитивного примера, да и «богатым» достается не за богатство как таковое, а за надменность, самоуверенность и пренебрежение к людям. В некоторых притчах (о работниках одиннадцатого часа, о винограднике) Господь сравнивает себя с владельцем, который нанимает работников.

Таким образом, быть «левым» в смысле экономики можно — но при этом с попытками обосновать такую политику Писанием едва ли можно согласиться.

Может ли христианин быть коммунистом в том смысле, который это слово имело в СССР — адептом идеологии марксизма-ленинизма? Нет. Марксизм-ленинизм — принципиально атеистическая идеология, что ее пропагандисты в СССР не уставали подчеркивать. Во времена «руководящей и направляющей роли» КПСС было очевидно — а кому было неочевидно, тому это разъясняли — что «единственно верное» учение несовместимо с «религиозными предрассудками», и, более того, ведет с ними непримиримую борьбу.

Методы менялись — от физической «ликвидации реакционного духовенства» при Ленине и Сталине до экономического удушения и жесткой дискриминации при Хрущеве, и настойчивой атеистической пропаганды, которую мы еще застали в позднем СССР. Но цель оставалась прежней — в «светлом коммунистическом будущем» не должно было остаться никакой религии.

Но в наши дни твердых адептов марксизма-ленинизма встретить трудно; мы живем в постмодернистском мире, где люди вообще избегают вопроса о том, что является истиной о мире.

Люди ориентируются не на продуманные мировоззрения, а на наборы символов, которые вызывают эмоциональный отклик и дают им возможность как-то обозначить себя, свои отношения с другими и свое место в мире. Они являются «коммунистами» в том смысле, что ностальгируют по СССР, где люди были добрее, а трава зеленее, а страна была огромной и держала весь мир в страхе, и проклинают «либералов», кознями которых мы лишились такого счастья.

Они демонстративно почитают Сталина — но не потому, что привержены идеологии сталинского СССР (к ней они обычно не питают ни малейшего интереса) — а назло «либералам», «бандеровцам», «западу» и другим нехорошим людям. В таком «коммунизме» силен элемент простодушного патриотизма — держава достигла наибольшего геополитического могущества при коммунистах, а конкретно при Сталине.

Если традиционные коммунисты прямо и открыто отвергали Православие — как и любую религию — то этот, если его так назвать, постмодернистский коммунизм, синкретичен и охотно включает в свой набор символов купола, кресты и иконы. Как символы несовместимых мировоззрений уживаются между собой? Отлично уживаются — они конфликтовали, когда за ними стояли различные, и при этом обязывающие, притязания на истину. Постмодерниста истина вообще не интересует — есть ли Бог, как учит Церковь, нет ли Бога, как учит марксизм-ленинизм, это вообще находится за пределами его интересов.

Коммунистов старой закалки неприятно поразил бы тип человека, который вообще не интересуется истиной — но мы живем в мире, где такой тип преобладает.

Может ли христианин быть «коммунистом» в этом, постмодернистском смысле? Нет, потому что христианин вообще не может быть постмодернистом. Истина имеет значение. Истина налагает обязательства. Если истина вас не интересует — вы совершенно определенно не христианин. Мученики умирали, чтобы не отречься от истины.

КПРФ содержит самых разных людей – традиционных марксистов-ленинистов, постмодернистов, у которых в голове одновременно бассейн «Москва» и Храм Христа Спасителя, и левых в смысле близком к западной социал-демократии. Как-то сорганизовать все это в один колхоз – непростая задача, но на выходе получается что-то скорее постмодернисткое.

Сейчас КПРФ выносит на знамя Сталина (имя которого даже КПСС в позднесоветские годы предавало благоразумному умолчанию). Рыночная логика, стоящая за этим, понятна — лицо компании не обязательно должно быть привлекательно, но оно должны быть узнаваемо. Но это лицо отступника от православной веры и ее жесточайшего гонителя. В годы его правления — и с его несомненного соизволения — было замучено и убито множество невинных людей, включая епископов, священников и мирян Русской Православной Церкви. Делать его лицом партии — и одновременно ссылаться на Иисуса, служителей Которого он истреблял — ярко выраженный постмодернизм.

Почти на каждый день в церковном календаре приходится память тех или иных новомучеников — христиан, клириков и мирян, убитых или умерших в лагерях во время коммунистического правления.

Конечно, люди не могут быть ответственны за преступления, происшедшие, по большей части, еще до их рождения. Но они ответственны за свое отношение к этим преступлениям. Прошлое нельзя изменить — но можно решать, что из него выносить на знамя, а что оставить в тени. Советское наследие неоднородно, и в нем можно было бы выделить подлинные достижения и людей, достойных нашей благодарной памяти — воинов, ученых, врачей, космонавтов.

Мы, православные, верим в покаяние и прощение. Люди не обязаны тащить за собой свои старые грехи. Люди — как и сообщества — могут меняться. Если хотят.

КПРФ может превратиться в левую патриотическую партию, которая следит за сохранением социальных гарантий и отстаивает права наемных рабочих. В общей системе сдержек и противовесов, необходимой в государстве, она может играть свою конструктивную роль — а верующие люди, с чистой совестью, за нее голосовать. Но для этого нужно произвести некоторую коррекцию курса — и не выносить на знамя наиболее мрачного душегуба советской эпохи. В конце концов, своих товарищей-коммунистов он погубил тоже очень много, первое осуждение его политики прозвучало на партийном съезде.

Захотят ли партийные лидеры пойти на сближение если не с христианством, то, хотя бы, с несколько более гуманной линией в своей собственной традиции — вопрос, на который могут ответить только они сами.

Но пока что для верующего христианина было бы очень странно голосовать за движение, которое выносит на свое знамя одного из худших гонителей Церкви в истории.

Но, электоральные перспективы КПРФ — это не самое важное. Самое важное — это вечное спасение людей, для которого Христос и приходил на землю. А покаяние и вера — дело не партийное; его совершают лично. А для человека, обратившегося к Господу, идеология — коммунистическая или любая другая — теряет свою привлекательность.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
12 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ