Новости – Общество
Общество
Бесконтрольная трехлетка
Фото: Интерпресс/ТАСС
Отсутствие регулярных проверок не решит проблемы развития малого бизнеса в России
12 января, 2016 14:30
6 мин
С первого января 2016 года вступил в силу трехлетний мораторий на плановые проверки предприятий малого бизнеса. Когда он закончится, проверять опять будут всех и вся — но уже немного по-другому: подход к надзорно-контрольным мероприятиям станет «риск-ориентированным». Это означает, что те предприятия, чья деятельность связана с повышенными рисками, будут подвергаться более жесткому надзору, нежели менее опасные для работников и окружающих.
МЧС прекращает проверки
Первыми о своей готовности приостановить проверки объявили сотрудники МЧС. Сохранятся плановые проверки только для бизнеса, связанного с повышенным риском для жизни и здоровья людей и потенциально опасного для окружающей среды. Действие моратория также не распространяется на предприятия, работающие в сфере образования, здравоохранения, электроэнергетики и теплоснабжения. Разумеется, под мораторий не попадают и те предприниматели, которые допускали какие-либо нарушения в течение последних трех лет. Однако и у них есть шанс. Они могут подать заявление об исключении их из планов проверяющих.
Ведомство также планирует сократить число выездов на места — теперь проверять будут в основном документы. В целом в 2016 году планируется провести аж на 150 тыс. надзорных мероприятий меньше, чем годом ранее.
Казалось бы, надзор сокращается — государственные средства экономятся. Но первое — не всегда хорошая новость. К минимуму будут сведены и проверки на сельскохозяйственных землях. Мы помним, к каким лесным пожарам приводили в последние годы в разных регионах страны разведение костров и выжигание сухой травы. Отныне требования пожарной безопасности в этом отношении будут ужесточены, но кто станет следить за их соблюдением, пока неизвестно.
Фото: Интерпресс/ТАСС
Не забывать о главном
Снижение административного давления — позитивный момент. Оно позволяет бизнесменам чувствовать себя свободнее и не тратить лишнее время и силы на подготовку бесконечной документации, однако само по себе не способно решить главные проблемы развития малого бизнеса в России. У государства тут триединая задача: во-первых, способствовать выходу подавляющего большинства малых предприятий из тени, во-вторых, обеспечить им доступ к инвестициям и, наконец, дать им преимущества в конкурентной борьбе с импортными товарами.
Эти три пожелания кочуют из обращения в обращение, от совещания к совещанию. Малый бизнес просит у власти налоговых льгот, дешевых кредитов и гарантированных госзакупок, то есть помощи в реализации его товаров и услуг.
С налоговым давлением, казалось бы, все понятно. Это весы. Если давление зашкаливает, малое предприятие скрывается в тень. И дело здесь даже не в бесчисленном количестве серых схем, которые знает каждый в меру квалифицированный бухгалтер. Дело в том, что любой предприниматель пойдет на риск, чтобы сохранить свой бизнес. Он в первую очередь будет стараться выжить в конкурентной борьбе, а потом уже станет следить за соблюдением закона и собственной безопасности. Таков психологический климат в России. И в этой ситуации главная задача властей — понимать свою страну и искать равновесие.
Система госзакупок постепенно развивается (хотя и в довольно сомнительном направлении). Но ведь дело не только в том, чтобы дать малому бизнесу равноправный доступ к госзаказу, но и в том, чтобы сделать товары и услуги этого бизнеса нужными и привлекательными не только и не столько для государства, сколько для рядового потребителя. А это задача на долгие годы, требующая структурных изменений во всей экономике, а не небольшого перерыва между проверками.
Есть ощущение, что за всеми разговорами, обсуждениями и благими намерениями, а также перенесенными с Запада схемами и наработками власть до конца не понимает, зачем ей вообще нужен малый бизнес. А ведь он выполняет важнейшую задачу — как чисто хозяйственную, так и социальную. Именно он первым реагирует на сиюминутные изменения конъюнктуры, потребности и особенности спроса и пр. Он создает рабочие места и тем самым поддерживает уверенность в завтрашнем дне, которой нам не хватает. Малый бизнес — это ощущение комфорта для всех нас, его пользователей. Но его способность преображать жизнь на местах в России на сегодняшний день почти не реализована.
***
В принципе, когда речь идет о взаимоотношениях государства и малого бизнеса, нужно ясно понимать, что мы рассчитываем получить на выходе. Будущее малого бизнеса зависит от того, какой мы хотим видеть страну, как — стратегически — мы мыслим ее будущее и — тактически — ее настоящее. И в этом смысле особенно губительны заимствованные и общетеоретические схемы и подходы. Введение риск-ориентированной системы проверок — это, конечно, хорошо, но совершенно недостаточно для того, чтобы прийти к равновесию (а не к равенству) в сфере бизнеса.
Существуют целые направления, большие отрасли в российском малом бизнесе, развитие которых имеет важнейшее значение для страны. Это и фермерские хозяйства, и инновационные предприятия, и производство товаров повседневного спроса, и торговля, особенно в труднодоступной местности. Но есть и такая предпринимательская деятельность, которая не несет социальной нагрузки, паразитирует на обществе, используя его пороки и слабости, а то и просто вредна. Уравнивать их в рамках общих подходов по меньшей мере неразумно. Одним нужны налоговые льготы, инвестиции, снижение административного давления и помощь в продвижении продукции, другим — строгий контроль над соблюдением закона и финансовой дисциплины. Частные предприниматели и государство должны учиться работать в общих интересах, на благо страны. В противном случае любые даже самые прекраснодушные меры приведут только к злоупотреблениям.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости