Новости – Люди
Люди
Банкрот Исмаилов идет на посадку
Фото соцсети
Басманный суд Москвы заочно арестовал хозяина «Черкизона». В чем причина опалы?
14 ноября, 2017 15:20
12 мин
Организация двойного убийства и незаконный оборот оружия — вот обвинения, которые предъявлены одному из российских бизнесменов, чье имя давно стало нарицательным. Санкции по указанным статьям — вплоть до пожизненного лишения свободы.
Впрочем, самого Тельмана Мардановича «ищут пожарные, ищет полиция». Не факт, конечно, что найдут. Но пока в «Полярной сове» готовят камеру «Ультралюкс» и включают лобстеров в меню, вспомним основные вехи биографии миллионера, который в одночасье стал банкротом.
Будущий олигарх родился в 1956 году в Баку, в семье горского еврея — крупного цеховика, что, в общем-то, предопределило судьбу мальчика.
«Предпринимательством» Тельман Марданович был озадачен с 14-ти лет. А едва достигнув совершеннолетия, стал директором коммерческого магазина. Первого, между прочим, в Баку! Отучившись три курса в азербайджанском нархозе, юный Тельман обул кирзовые сапоги. Отслужив, доучивался в «Плешке» — легендарном экономическом институте имени Плеханова в Москве. Оттуда его путь лежал в Минторг.
Приобретя опыт работы на государственной службе, Тельман Марданович в разгар перестройки открыл «Коммерческую благотворительную компанию», свел дружбу с тогдашним председателем комиссии по кооперативной работе Юрием Лужковым и его супругой Еленой Батуриной.
Дела шли в гору! На заре 90-х в Москве возник, пожалуй, самый известный «проект» Исмаилова – Черкизовский вещевой рынок, просуществовавший почти 2 десятилетия.
Фото: соцсети
Именно здесь, вдали от новоарбатских бутиков, могли за вполне умеренные деньги приодеться в дешевый китайский ширпотреб малообеспеченные жители столицы. А кто там, в начале 90-х, был плохо обеспечен? Да большинство. Впрочем, сегодня мало что изменилось.
«Черкизон» был государством в государстве. А государство нуждалось в своей инфраструктуре. И вскоре она опутала просторы рынка, дабы хоть как-то восполнить нужды многочисленных работников и посетителей.
Сложившаяся картина у многих вызывала устойчивые ассоциации с Хитровым рынком XIX века – пристанищем беглых каторжников, всевозможной неруси, воров, разбойников и жуликоватых торгашей.
Попытки властей навести на Черкизовском рынке порядок к успеху не приводили. Письменные предписания служб и ведомств использовались «по назначению». Постановления судов игнорировались.
К 2009 году за «Черкизон» взялся, засучив рукава, не кто-нибудь, а тогдашний премьер-министр Владимир Владимирович Путин, который признал неудовлетворительными результаты борьбы с контрабандой, наносившей колоссальный ущерб отечественному производителю.
Именно тогда, в первый летний день 2009 года, мы услышали фразу, которая стала мемом.
— Где посадки? – поинтересовался де-юре глава Правительства РФ, а де-факто, никуда и никогда с 2000 года не уходивший руководитель российского государства. Он напомнил, что на одном из рынков лежит товаров на 2 млрд долларов, а все бездействуют. Имелся в виду «Черкизон».
Почему же вдруг перестал устраивать «верха» работавший почти 20 лет «Черкизон»? Корни опалы уходят во всё тот же «злосчастный» 2009-й, когда в Анталье распахнул перед посетителями свои двери невиданной красоты отель «Mardan Palace», по сравнению с которым все другие гостиничные комплексы Средиземноморья кажутся унылыми постоялыми дворами.
Фото: соцсети
Стоимость этого дворца составила примерно 1,5 млрд долларов. Было бы несколько наивно назвать отель «местом для избранных». Избранные нервно курили в стороне, узнавая о «вопиющих» подробностях инфраструктуры этого дивного местечка.
На побережье был завезен особый, не обжигающий в жару ноги песок. Гостям отеля предлагалось вино, стоимость которого достигала $4000 за бутылку. Церемонию открытия вели не Басков с Галкиным, а заезжая кинодива Шэрон Стоун. Фундаментом для всего этого великолепия была гигантская махина – «Черкизон», который исправно работал, невзирая ни на какие тучи, сгущавшиеся над его гигантскими территориями, и ежедневно приносил миллион долларов прибыли своим владельцам руками тысяч нелегальных, но трудолюбивых мигрантов.
Фото: соцсети
Тот факт, что отель был создан на деньги, полученные его владельцем не совсем легальным путем, был известен не только власть предержащим, но и любому ежу в Измайловском парке. Однако в опалу Исмаилов попал вовсе не из-за нарушения действующего законодательства, на которые у нас, когда нужно, смотрели и смотрят сквозь пальцы.
Задумайтесь! В то время, когда каждый российский бизнесмен счел нужным приволочь свой оброк на строительство олимпийских объектов в городе Сочи (суммарно было пожертвовано 214 млрд рублей), Тельман Марданович забыл, что времена изменились, и живет он далеко не в ельцинской России.
Не прошло и недели после заявления российского премьера, как Следственный комитет (тогда еще при прокуратуре) обнаружил на складах рынка тысячи контейнеров, в которых были завезены товары — страшно подумать! — без накладных.
СМИ, словно очнувшись от многолетней спячки, стали округлять глаза и сыпать сообщениями о детской одежде и обуви, не соответствовавшей санэпиднормам.
О том, что в одежде с Черкизона ходило три четверти Москвы, и что любые накладные для стотысячной армии безграмотных гастарбайтеров и не владевших русским языком китайцев могли бы быть полезны только в одном «сакральном» месте, говорить было как-то неловко.
«Черкизон» становился «зловещим» местом, о котором Стивену Кингу было впору писать очередной роман. Здесь оперативно нашли все! Контрабанду и антисанитарию, бубонную чуму и дома, где азиатские жрицы любви, зараженные ВИЧ, предлагали утомленным путникам своеобразно провести досуг.
«Это безобразие в центре Москвы было закончено раз и навсегда! Этот гадюшник надо закрывать! Мы доведем это дело до конца в ближайшее время», — говорил председатель СКП РФ Александр Бастрыкин.
«Рынок в любом случае должен быть закрыт, но это решение должно быть принято на федеральном уровне», - вторил ему досиживавший последний год в своем мэрском кресле Юрий Михайлович Лужков. Судя по характеру этого высказывания, мэр не то чтобы умывал, а, скорее, споласкивал руки после продолжительных отношений с Исмаиловым, оставляя место для шага назад.
«Черкизон» закрылся, но это было только начало. День 6 августа 2009 года стал черным для любителей фуа-гра, которые пришли позавтракать в ресторан «Прага», расположенный в знаменитом здании-утюге на Арбате. Многим в ресторане пришлось «задержаться».
«Концертная группа», состоявшая из работников СКП РФ, ФСБ и других силовых ведомств, предложила вниманию гурманов «маски-шоу». Причина обыска с последующей выемкой документации была очевидна. Ресторан принадлежал «АСТ», президентствовал в этом холдинге Тельман Марданович, который всё еще наивно полагал, что причиной его продолжающихся бед и несчастий являются завистники-конкуренты.
Но вскоре Исмаилов прозрел. Осознание того, что к лучшему уже ничего в его положении не изменится, было пронзительным. Тельман Марданович вспомнил, что турки и азербайджанцы – братья навек. Он метнулся в Турцию и подал документы на гражданство.
Забыл! Забыл экс-владелец «Черкизона» заповедь потомка янычар, сына турецкоподданого Остапа Ибрагимовича Бендера, который чревовещал в «Двенадцати стульях»:
— Вы, конечно же, можете уйти. Но предупреждаю: у нас длинные руки!
«Длинные руки» дотянулись до Тельмана Мардановича в 2014 году в Никосии (Кипр), где суд наложил арест на его активы, оцененные в 135 млн. долларов США. Решение было принято по иску от представителей выскочившей, словно из табакерки, компании «Sezaria Ltd», представителям которой задолжал Исмаилов.
Год спустя, в 2015-м, «Банк Москвы» подал иск о признании экс-владельца «Черкизона» банкротом, объявив во всеуслышание, что компании, так или иначе имеющие отношение к его холдингу «АСТ», не погасили 3 кредита на общую сумму в 230 млн долларов. А бенефициар Исмаилов, дескать, давал личные поручительства о возврате указанной суммы, но так и не вернул. Более того – не оплачивал просрочки, не платил пени, что, в итоге, увеличило сумму общей задолженности до 286 млн. долларов.
Суд удовлетворил требования истца и постановил взыскать средства с подконтрольных Тельману Мардановичу структур. Конечно же, взоры уполномоченных лиц обратились в сторону семизвездочного шедевра — отеля «Mardan Palace» в Анталье, который перестал принадлежать Исмаилову на излете 2015 года.
Судьбу отеля счастливой не назвать! Новые хозяева не смогли спасти его от разорения. Закрывшись для гостей в августе 2016 года, отель обрастал «счетами за коммуналку» и долгами по зарплате персоналу, покинувшему славное местечко после того, как шикарная гостиница была обесточена, словно какой-то бомжатник с алкоголиками-квартирантами.
Буквально на днях, 12 ноября, «Mardan Palace» подвергся разграблению. Турки! А кто еще? Украли радовавшие глаз хозяина золоченые ограды и перила.
А что же Исмаилов? Еще в 2015 году, воспользовавшись предусмотренной законом возможностью физических лиц добиваться признания своей финансовой несостоятельности, он начал судебную тяжбу, менее чем за месяц добившись того, что суд признал его банкротом, несмотря на нехватку необходимой для этого документации.
Весной 2017, после того, как опальный бизнесмен предлагал нереалистичные (по мнению экспертов) планы реструктуризации его долгов, которые были отклонены, началась распродажа его имущества. К этому времени суммарная задолженность перед кредиторами начитывала 157 млрд рублей.
Поскребя по сусекам, обнаружили парочку участков Исмаилова в Подмосковье, которые «потянули» на полмиллиарда. Обнаружилась «скромная» вилла на Лазурном берегу (+25 млн евро в кредиторскую копилку) да квартирка (349 м2 в Одинцовском районе).
Не увенчалась успехом попытка Тельмана Мардановича передать любимому внуку пару квартир на Кутузовском проспекте. Арбитраж удовлетворил исковые требования финансового управляющего и включил вышеупомянутую недвижимость в «конкурсную массу» на погашение кредиторской задолженности.
Но эти тучи, на протяжении многих лет сгущавшиеся над бизнесменом, походили на мелкие неприятности по сравнению с тем, что было впереди.
Осенью 2016 года брат Исмаилова — Рафик — был задержан по подозрению в организации убийства предпринимателей Владимира Савкина (торговые центры в Москве) и Юрия Брилева («Люблино-Моторс»).
Тела столичных бизнесменов были обнаружены с пулевыми ранениями на 30-м километре Новорижского шоссе, в салоне автомобиля «Тойота Ланд Крузер 200».
Следователи предположили, что причиной убийства стал денежный конфликт между Рафиком Исмаиловым и Владимиром Савкиным. Но прошел год, и эта история получила вполне ожидаемый поворот…
Десятки силовиков одновременно нагрянули по двенадцати адресам, имевшим отношение к Тельману Мардановичу. И вот… Басманный суд Москвы арестовал (пока что заочно) «владельца заводов, дворцов, пароходов», обвинив его в организации убийств, а также незаконном обороте оружия.
Как сообщают СМИ, следствие располагает доказательствами причастности Тельмана Исмаилова к иным тяжким преступлениям, за которые еще четверть века назад можно было заглянуть «на огонек» в расстрельную камеру, а сегодня можно куковать до скончания дней на «Вологодском пятаке», где «номера» куда менее комфортабельны, чем в семизвездочном отеле.
Такая история.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости