Новости – Общество
Общество
Страховщики просят защиты от клиентов
В одном из офисов Российского союза автостраховщиков. Фото: Антон Денисов /РИА Новости
Страховые компании предложили Верховному суду свой план мер по борьбе с клиентами и автоюристами
24 мая, 2016 10:45
9 мин
Российский союз автостраховщиков (РСА) отправил в Верховный суд письмо, в котором изложил свои претензии к юристам, занимающимися проблемами страховых выплат по ОСАГО. В этом документе РСА фактически приравнивает автоюристов к мошенникам только на основании того, что и те, и другие раскручивают страховщиков на существенные выплаты. Из текста письма становится понятно, что действия юридических компаний, в рамках правового поля добивающихся приемлемых выплат для ремонта автомобилей, стали сегодня основной расходной статьей страховщиков — существенной и непрогнозируемой.
«Мы знаем судей, а они нас»
Надо признать, что компании, специализирующиеся на возмещении убытков, предлагают просто сказочные условия. «При наступлении страхового случая вам помогут собрать все необходимые документы, направят за вас досудебную претензию страховщику, проведут независимую экспертизу и будут представлять ваши интересы в суде», — говорится, к примеру, на сайте одной из них. Автовладельцу даже ездить никуда не надо. Автоюрист получит исполнительный лист и передаст его в банк для взыскания, а потом проконтролирует зачисление выплаты на карту банка. «Юридические услуги нашей компании оплачиваются не Вами, а страховой компанией. Для Вас это бесплатно. В ряде случаев дополнительно взыскиваются штрафные санкции, которые составляют 50% от невыплаченной суммы», — отмечается на сайте автоюристов. Причем они не скрывают, что «мы знаем — и знают нас — в каком судебном участке, с каким судьей как выстраивать диалог», а в штате работают бывшие сотрудники прокуратуры, МВД, судов и страховых компаний.
Чтобы прикрыть лазейки в законах для оплаты работы автоюристов, РСА просит Верховный суд «дать разъяснение о том, что суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах исходя из средней стоимости таких услуг в регионе или соразмерно сумме требования истца». Потому как в настоящее время, отмечается в письме, стоимость услуг представителя «значительно превышает среднюю стоимость таких услуг в регионе или несоразмерна сумме требования истца». Да, это наглость со стороны автоюристов — требовать за работу больше всей стоимости ремонта, — но находящаяся полностью в рамках закона.
Ловкость рук — и никакого мошенства
Указывают страховщики и на ряд уловок, применяемых представителями пострадавшей в ДТП стороны. В частности, законом об ОСАГО предусмотрено, что до предъявления иска в суд потерпевший обязан обратиться с заявлением об убытке к страховщику, а в случае несогласия с решением страховщика — подать досудебную претензию. Однако адвокаты не тратят время на подобные мелочи, и «претензия, направленная по почте, часто содержит пустые листы, хотя, судя по описи вложения, соответствующие документы приложены к претензии», сокрушаются в РСА. Однако для обращения в суд все формальности как бы соблюдены. Или частый случай, когда страховщики ОСАГО не могут произвести страховую выплату, поскольку потерпевший предоставляет недостоверные банковские реквизиты либо не предоставляет их вообще. «В результате этого автоюристам сверх страховой компенсации удается дополнительно добиться от страховщиков пени и штрафы за несвоевременную выплату», — подчеркивают в Ассоциации.
Получается любопытная ситуация — страховщики страдают от действий собственных клиентов, которые с помощью грамотных адвокатов научились толковать закон и правила в свою пользу. Хотя еще недавно все было с точностью до наоборот: компании срывали на рынке ОСАГО многомиллиардные прибыли, отказывая гражданам в выплатах направо и налево, используя юридические казусы. Например, знакомому автора этих строк страховая отказала в выплате по каско только потому, что инспектор ГИБДД не указал в протоколе точное время ДТП. А в другой раз заплатила по ОСАГО в три раза меньше, чем стоил ремонт в знакомом автосервисе с большой скидкой. Не удивительно, что большинство автовладельцев предпочитало не тратить свое время и доплачивать за ремонт из собственного кармана, рассматривая ОСАГО как еще одну налоговую повинность перед государством.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Крокодиловы слезы
В письме РСА подробно разъясняет схему работы автоюристов, которые перехватывают потерпевшего после ДТП и на месте аварии заключают с ним договор или же оформляют доверенность. Автоюристы якобы на месте выплачивают своему клиенту определенную часть средств, после чего у потерпевшего пропадает интерес обращаться к страховщику ОСАГО напрямую. «Потерпевший получает сумму, как правило, меньше размера ущерба, который мог бы выплатить страховщик», — сокрушаются авторы письма.
Что, правда? Нам-то казалось, что предлагаемые выплаты по ОСАГО откровенно мизерны — купить на них запчасти или отремонтировать автомобиль до состояния перед аварией обычно не представляется возможным. И причина — в «средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ», прописанных в методике определения ущерба от РСА. В теории участник ДТП может выбрать, хочет он получить мизерную страховую премию или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании. Многие выбирают ремонт, но на практике за его качество приходится доплачивать — автосервису тоже неинтересно работать за страховые копейки.
Удивительно ли, что все больше пострадавших в ДТП обращаются к автоюристам? Банк России в начале мая привел данные, в соответствии с которыми комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО в 2015 году перешагнул планку 100% и достиг 101,7%. По мнению представителей страховых компаний, основные дыры в бюджетах проделали именно автоюристы. Если средний размер выплаты по ОСАГО в досудебном порядке с 2011 по 2015 год составлял 35 615 рублей, то средний размер выплаты за аналогичный период времени с учетом судебных издержек зафиксирован как 62 944 рублей. Отмечается, что с рынка ОСАГО автоюристы только за прошлый год смогли вывести 10 миллиардов рублей.
«Резко возросшее количество судебных разбирательств по ОСАГО является не следствием выплатной политики страховщиков, а следствием активизации деятельности юридических посредников, направленной не на защиту прав и законных интересов потерпевших, а на извлечение сверхприбылей», — говорится в письме несчастных автостраховщиков.
Война разъяснений
Вот только с точки зрения обычного потерпевшего с его «правами и законными интересами» как раз все хорошо. Сумму, которой ему хватит на ремонт автомобиля, он получит. А то, что страховая якобы разорится от взыскания с нее максимальных выплат, штрафов и пеней, идущих «в карман автоюристов» — старая песня, которую страховщики поют еще с введения рынка ОСАГО, когда якобы каждый год они терпели миллиардные убытки на выплатах из-за низких тарифов. Хорошо, тарифы задрали для неприличия — теперь мешают юристы. Хотя как раз они действуют по закону и не имеют серьезного лобби в правительстве.
Конечно, коррупционный элемент в этой стихийно образовавшейся системе защиты автовладельцев присутствует: нет сомнений, что сплошь и рядом автоюристы договариваются на местах с судьями, которым становится выгодно присудить максимальную сумму по иску к страховой компании. Но, извините, с волками жить — по-волчьи выть: не автовладельцы начали эту войну за чужие карманы, они просто защищаются в меру сил, согласно сложившимся в нашем обществе обычаям.
Вот и РСА, в свою очередь, советует Верховному суду «разъяснить» судьям на местах, в чью сторону следует принимать решения по наиболее частым искам об урегулировании убытков при ДТП. А пока такого разъяснения нет, многие страховые компании просто сворачивают деятельность в тех регионах, где убытки стали наиболее значимыми — в Краснодарском крае, Татарстане, Ростовской и Волгоградской областях. Все это очень смахивает на картельный сговор, только направленный не на извлечение выгоды, а на «наказание» неправильных автовладельцев, которые порой сутками вынуждены сидеть в очередях за полисом.
Решить эту проблему могло бы создание государственного страховщика или хотя бы агентства, присутствующего во всех регионах независимо от конъюнктуры. Пока такого нет, люди невольно доверяют совершенно частному «Росгосстраху», маскирующемуся под государственную компанию, что, вообще говоря, является намеренным введением потребителя в заблуждение.
Что до автоюристов, то любое решение этой проблемы отрицательно скажется на качестве страховых услуг. Свободное состязание сторон в суде — обязательное условие правового государства, а если нечистые на руку судьи принимают сторону того, кто больше заплатит, то это уже никак не проблема автострахования.
***
На самом деле вся эта история — типичная русская сказка, где злодей сначала бесчинствует, а потом ему — тоже не совсем законными методами — дают укорот. Сочувствия к обманутому злодею при этом почему-то не возникает.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости