Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Автомобильная независимость России

Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»
Пересадка руководства РФ на отечественные модели ― вопрос принципа и подлинного суверенитета
Алексей Заквасин
7 марта, 2016 11:00
7 мин
Автомобили, на которых ездила элита нашего государства, были гордостью отечественного автопрома. Это так называемый ГОН ― Гараж особого назначения. В этом году ГОНу исполняется 95 лет, а Почетному эскорту (имеется в виду парк мотоциклов, сопровождающих лимузины) ― 60 лет. «Русская планета» побывала на выставке, посвященной этим событиям. 
В павильонах экспоцентра в Сокольниках можно было увидеть автомобили, на которых передвигались царская семья и партийная верхушка, были также представлены машины 1990-х и 2000-х годов. Как известно, в Российской империи в начале XX века промышленность развивалась гигантскими темпами, но высокие технологии для гражданского сектора отставали. Поэтому императорский гараж состоял из Delaunay-Belleville и Mercedes.
Для советского руководства отказ от импортных машин был делом принципа. В 1920-е годы партийные боссы катались на Rolls-Royce, однако с приходом к власти Иосифа Сталина Советский Союз обрел долгожданную автонезависимость. После разработки ЗИС-101 и ЗИС-110 и появился первый серийный бронированный ЗИС-115.  
При Никите Хрущеве и Леониде Брежневе Гараж особого назначения пополняется ЗИЛами и ГАЗами. Советский автопром выпускал кабриолеты, седаны и лимузины. Как полагают эксперты, бронированные советские лимузины (ЗИЛ-41045, ЗИЛ-41051, ЗИЛ-41052 и ЗИЛ-41047ТБ) не имели аналогов в мире. В конце 1970-х годов конструкторы СССР стали отходить от заимствования решений у западных коллег и начали производить оригинальные модели.
В 1956 году в нашей стране появился Отдельный мотоциклетный взвод, вошедший в 9-е Управление КГБ СССР. Первоначально Почетный эскорт передвигался на М-72, выпускавшихся в Ирбите. Позже монопольным поставщиком мотоциклов стал Киевский мотозавод, разработавший К-750, К-650 и знаменитое семейство мотоциклов «Днепр», модели которого использовались вплоть до начала 1990-х годов.
Символичный разворот
При Борисе Ельцине было решено отказаться от передвижения на отечественном транспорте, и модели Завода имени Лихачева и Горьковского автозавода оказались не у дел. Элита пересела в основном на Mercedes, а для Почетного эскорта закупили BMW. Это был символичный поворот руководства страны в сторону Запада, а не своего народа, производившего более чем достойные авто.
Примечательно, что по основным характеристикам (скорость и количество лошадиных сил) последние ЗИЛы (конец 1980-х) совсем немного уступали поколению 500-х «Мерседесов», на которых передвигались элита в 1990-е годы. А киевские «Днепры» («Эскорт-86») мало чем отличались от первых BMW, появившихся в ГОНе. Вопреки заветам рыночной экономики, спрос почему-то не рождал предложения. Уникальные разработки автопромышленников стали никому не нужны. 
К сожалению, ситуация не изменилась и в наши годы, когда Россия заявила о себе как о сверхдержаве и перестала быть младшим партером западного мира. Руководители РФ без конца твердят о том, как важно не прогнуться перед Западом и поднять собственную промышленность. Однако никто не начинает решать стоящие перед Родиной задачи с личного примера. Федеральная верхушка по-прежнему разъезжает на Mercedes, а региональная предпочитает Audi.
За четверть века такое положение дел стало нормой и уже никого не удивляет, хотя разговоры о том, что пора отдать госзаказы отечественному автопрому, идут очень давно. Стоит признать, что 25 лет простоя нанесли колоссальный ущерб сектору производства элитных авто. Но давайте вспомним, что в 1920-е годы у Советского Союза и вовсе не было никакой автопромышленной базы. Многое создавалось практически с нуля.
%FOTO%
Конечно, сталинские ЗИСы в основном копировали ведущие зарубежные аналоги, а брежневские ЗИЛы уж очень напоминали Mercedes. Советский автопром всегда отставал. Однако было принципиальным, что страна сама производит машины, обеспечивает своих граждан рабочими местами, не тратит валюту на покупку иномарок. И в итоге СССР удалось ликвидировать гигантское отставание.
Задача национального масштаба
Пересадка первых лиц на отечественные авто ― это не только вопрос имиджа и независимости России. Скатывающийся в очередную яму российский автопром получит инвестиции и стимул к развитию. На машинах бизнес-класса передвигаются тысячи чиновников, и содержатся эти автомобили за счет бюджета. Почему же средства уходят за рубеж?
Если отдать деньги налогоплательщиков заводам и грамотно выстроить автопромышленную политику, то в будущем наша страна уже не будет стандартным конвейером для производства иномарок. А со временем уникальные разработки для элитных авто перекочуют в сектор массовых автомобилей. Россия получит шанс создавать собственные по-настоящему оригинальные машины, но уже для широких слоев населения.
Конечно, это задача на десятилетия вперед, и ее выполнение зависит от огромного количества факторов. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что для начала реализации обозначенной нами задачи существуют объективные предпосылки: есть промышленная база, спрос, деньги, но отсутствует политическая воля. И, пожалуй, именно этот фактор является главным препятствием.
Пример должен идти с самого верха: из Кремля и от правительства. Революция в автомобильном секторе никогда не начнется снизу. Региональные элиты в России автономны только в сфере распиливания бюджетных денег и лоббирования интересов своих спонсоров. Пересаживаться на отечественные машины провинциальные чиновники добровольно не станут, а вот на рекомендацию из федерального центра обратят внимание.
Автомобильная революция
Выставка Гаража особого назначения вызывает смешанные чувства. С одной стороны, гордишься разработками советских конструкторов, с другой ― не понимаешь, почему наша элита так быстро пересела на немецкие модели. Организаторы выставки попытались представить смену автопарка в 1990-е годы как некую эволюцию, ведь первоначально ГОН состоял из иномарок ― и вот сейчас, дескать, тоже.
Однако такая цепочка развития больше напоминает не прогресс, а деградацию. Едва ли не каждый месяц в публичной среде происходит скандалы, связанные с тем, что  руководство населенного пункта N решило арендовать Audi за десятки миллионов рублей. Необходимость ездить на дорогих иномарках оправдывают престижем и соображениями безопасности.
На первый фактор чиновникам должно быть наплевать. Престиж государственного или муниципального служащего заключается в работе на благо общества, а арендованная на народные деньги машина тут ни при чем. Вопрос с безопасностью тоже решаем. В подавляющем большинстве российских регионов по дорогам можно передвигаться разве что на внедорожниках. В сущности, какая разница ― арендовать Mercedes-Benz GL или УАЗ-469?
И тут мы подходим к главному. Для региональной элиты ключевое значение имеет комфорт: улучшенная подвеска, просторный салон, климат-контроль, кожаные сиденья и множество других «плюшек». Как все это влияет на эффективность ее работы? Никак. А если и влияет, то скорее в обратную сторону, так как комфортное передвижение чиновника практически не зависит от качества дорожного покрытия.
Требования престижа, комфорта и безопасности по-настоящему принципиальны только для первых лиц государства. А наш автопром способен, пусть и не сразу, удовлетворить запросы федеральной элиты. Автомобильная революция должна начаться как можно быстрее. В числе первых мер мог бы стать закон о пересадке чиновников на машины отечественной сборки. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ