Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Автомобильная независимость России

Пересадка руководства РФ на отечественные модели ― вопрос принципа и подлинного суверенитета
Алексей Заквасин
7 марта, 2016 11:00
7 мин
Выставка «Гараж особого назначения». Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»
Автомобили, на которых ездила элита нашего государства, были гордостью отечественного автопрома. Это так называемый ГОН ― Гараж особого назначения. В этом году ГОНу исполняется 95 лет, а Почетному эскорту (имеется в виду парк мотоциклов, сопровождающих лимузины) ― 60 лет. «Русская планета» побывала на выставке, посвященной этим событиям. 
В павильонах экспоцентра в Сокольниках можно было увидеть автомобили, на которых передвигались царская семья и партийная верхушка, были также представлены машины 1990-х и 2000-х годов. Как известно, в Российской империи в начале XX века промышленность развивалась гигантскими темпами, но высокие технологии для гражданского сектора отставали. Поэтому императорский гараж состоял из Delaunay-Belleville и Mercedes.
Для советского руководства отказ от импортных машин был делом принципа. В 1920-е годы партийные боссы катались на Rolls-Royce, однако с приходом к власти Иосифа Сталина Советский Союз обрел долгожданную автонезависимость. После разработки ЗИС-101 и ЗИС-110 и появился первый серийный бронированный ЗИС-115.  
При Никите Хрущеве и Леониде Брежневе Гараж особого назначения пополняется ЗИЛами и ГАЗами. Советский автопром выпускал кабриолеты, седаны и лимузины. Как полагают эксперты, бронированные советские лимузины (ЗИЛ-41045, ЗИЛ-41051, ЗИЛ-41052 и ЗИЛ-41047ТБ) не имели аналогов в мире. В конце 1970-х годов конструкторы СССР стали отходить от заимствования решений у западных коллег и начали производить оригинальные модели.
В 1956 году в нашей стране появился Отдельный мотоциклетный взвод, вошедший в 9-е Управление КГБ СССР. Первоначально Почетный эскорт передвигался на М-72, выпускавшихся в Ирбите. Позже монопольным поставщиком мотоциклов стал Киевский мотозавод, разработавший К-750, К-650 и знаменитое семейство мотоциклов «Днепр», модели которого использовались вплоть до начала 1990-х годов.
Символичный разворот
При Борисе Ельцине было решено отказаться от передвижения на отечественном транспорте, и модели Завода имени Лихачева и Горьковского автозавода оказались не у дел. Элита пересела в основном на Mercedes, а для Почетного эскорта закупили BMW. Это был символичный поворот руководства страны в сторону Запада, а не своего народа, производившего более чем достойные авто.
Примечательно, что по основным характеристикам (скорость и количество лошадиных сил) последние ЗИЛы (конец 1980-х) совсем немного уступали поколению 500-х «Мерседесов», на которых передвигались элита в 1990-е годы. А киевские «Днепры» («Эскорт-86») мало чем отличались от первых BMW, появившихся в ГОНе. Вопреки заветам рыночной экономики, спрос почему-то не рождал предложения. Уникальные разработки автопромышленников стали никому не нужны. 
К сожалению, ситуация не изменилась и в наши годы, когда Россия заявила о себе как о сверхдержаве и перестала быть младшим партером западного мира. Руководители РФ без конца твердят о том, как важно не прогнуться перед Западом и поднять собственную промышленность. Однако никто не начинает решать стоящие перед Родиной задачи с личного примера. Федеральная верхушка по-прежнему разъезжает на Mercedes, а региональная предпочитает Audi.
За четверть века такое положение дел стало нормой и уже никого не удивляет, хотя разговоры о том, что пора отдать госзаказы отечественному автопрому, идут очень давно. Стоит признать, что 25 лет простоя нанесли колоссальный ущерб сектору производства элитных авто. Но давайте вспомним, что в 1920-е годы у Советского Союза и вовсе не было никакой автопромышленной базы. Многое создавалось практически с нуля.
%FOTO%
Конечно, сталинские ЗИСы в основном копировали ведущие зарубежные аналоги, а брежневские ЗИЛы уж очень напоминали Mercedes. Советский автопром всегда отставал. Однако было принципиальным, что страна сама производит машины, обеспечивает своих граждан рабочими местами, не тратит валюту на покупку иномарок. И в итоге СССР удалось ликвидировать гигантское отставание.
Задача национального масштаба
Пересадка первых лиц на отечественные авто ― это не только вопрос имиджа и независимости России. Скатывающийся в очередную яму российский автопром получит инвестиции и стимул к развитию. На машинах бизнес-класса передвигаются тысячи чиновников, и содержатся эти автомобили за счет бюджета. Почему же средства уходят за рубеж?
Если отдать деньги налогоплательщиков заводам и грамотно выстроить автопромышленную политику, то в будущем наша страна уже не будет стандартным конвейером для производства иномарок. А со временем уникальные разработки для элитных авто перекочуют в сектор массовых автомобилей. Россия получит шанс создавать собственные по-настоящему оригинальные машины, но уже для широких слоев населения.
Конечно, это задача на десятилетия вперед, и ее выполнение зависит от огромного количества факторов. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что для начала реализации обозначенной нами задачи существуют объективные предпосылки: есть промышленная база, спрос, деньги, но отсутствует политическая воля. И, пожалуй, именно этот фактор является главным препятствием.
Пример должен идти с самого верха: из Кремля и от правительства. Революция в автомобильном секторе никогда не начнется снизу. Региональные элиты в России автономны только в сфере распиливания бюджетных денег и лоббирования интересов своих спонсоров. Пересаживаться на отечественные машины провинциальные чиновники добровольно не станут, а вот на рекомендацию из федерального центра обратят внимание.
Автомобильная революция
Выставка Гаража особого назначения вызывает смешанные чувства. С одной стороны, гордишься разработками советских конструкторов, с другой ― не понимаешь, почему наша элита так быстро пересела на немецкие модели. Организаторы выставки попытались представить смену автопарка в 1990-е годы как некую эволюцию, ведь первоначально ГОН состоял из иномарок ― и вот сейчас, дескать, тоже.
Однако такая цепочка развития больше напоминает не прогресс, а деградацию. Едва ли не каждый месяц в публичной среде происходит скандалы, связанные с тем, что  руководство населенного пункта N решило арендовать Audi за десятки миллионов рублей. Необходимость ездить на дорогих иномарках оправдывают престижем и соображениями безопасности.
На первый фактор чиновникам должно быть наплевать. Престиж государственного или муниципального служащего заключается в работе на благо общества, а арендованная на народные деньги машина тут ни при чем. Вопрос с безопасностью тоже решаем. В подавляющем большинстве российских регионов по дорогам можно передвигаться разве что на внедорожниках. В сущности, какая разница ― арендовать Mercedes-Benz GL или УАЗ-469?
И тут мы подходим к главному. Для региональной элиты ключевое значение имеет комфорт: улучшенная подвеска, просторный салон, климат-контроль, кожаные сиденья и множество других «плюшек». Как все это влияет на эффективность ее работы? Никак. А если и влияет, то скорее в обратную сторону, так как комфортное передвижение чиновника практически не зависит от качества дорожного покрытия.
Требования престижа, комфорта и безопасности по-настоящему принципиальны только для первых лиц государства. А наш автопром способен, пусть и не сразу, удовлетворить запросы федеральной элиты. Автомобильная революция должна начаться как можно быстрее. В числе первых мер мог бы стать закон о пересадке чиновников на машины отечественной сборки. 
темы
7 мин