Асфальт смыло — губернатор остался
4 мин чтения
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Буквальное соблюдение непроработанных законов лишило Челябинск лучших в России дорог

Апрельский визит премьер-министра России Дмитрия Медведева в Челябинск получился неожиданным по своей тематике — и, казалось, весьма неприятным для губернатора Бориса Дубровского. Казалось бы, рутинное мероприятие: премьер с репутацией «нанотехнолога» приехал на совещание по импортозамещению. Ожидались правильные общие слова, пожелания хорошей работы, а то, глядишь, и грамоты с медальками. В городе готовились — трое суток подряд с семи утра до четырех ночи ремонтировали мостовые по пути следования медведевского кортежа; можно сказать, создали город мечты на отдельно взятом маршруте.

Награда нашла героя

Но все испортили несознательные горожане, которые накануне прилета премьера устроили митинг против плохих дорог в Челябинске. Один гражданин даже принес два колеса, которые у него буквально вырвала из машины яма на «Меридиане» — главной артерии, гордости города. Полицейские, правда, решили, что он планирует жечь покрышки, устраивать майдан и сменять власть в России, поэтому немедленно утащили его с обоими вещественными доказательствами в автозак.

Так суровая челябинская полиция спасла Россию. Но не избавила от проблем собственного губернатора, которому премьер вне программы начал задавать очень неудобные вопросы по сути происходящего с дорогами города. «Получил целый ряд обращений от разных людей, — проинформировал Дубровского Медведев, после чего начал выражаться в своем расплывчатом стиле: — В некоторых регионах получше, хотя никогда не бывает стерильной ситуации, но вот у вас ситуация более сложная, чем в других местах. И я бы хотел, чтобы вы вместе с федеральными структурами провели все необходимые согласования. Посмотрели, как лучше использовать дополнительные средства, которые должны появиться, и как лучше организовать ремонт дорог и строительство новых дорог там, где у нас с вами есть возможности».

Почувствовав, что за ямы на дорогах в яму не посадят, а особенно услышав про «дополнительные средства», унылый сперва губернатор заметно приободрился, отрапортовал об успехах (сколько денег потрачено, сколько дорог отремонтировано) и зачем-то поблагодарил премьера за замечание. Видимо, до этого замечания Дубровский не знал, что во вверенном ему регионе в марте снег сошел вместе с асфальтом. И что у этого метеорологического феномена есть конкретные технические причины.

Новая метла смела асфальт

Любите ли вы Челябинск так, как люблю его я? Автор этих строк летает туда минимум два раза в год — и с давних пор восхищался челябинскими дорогами. Да, был на Руси город, где качество покрытия не уступало московскому, а дорожное движение было организовано много грамотнее. Причиной этого был пунктик главы города, а потом губернатора области Михаила Юревича — он почему-то считал, что в областном центре, а лучше во всей области, должны быть хорошие дороги. В Челябинске сделали удобные бессветофорные правые повороты-срезки, реконструировали развязки, упорядочили логику дорожного движения — и, конечно, следили за состоянием дорог. Разметкой, правда, городские власти водителей баловали редко, но качество асфальтового покрытия всегда оставалось великолепным, особенно для города, расположенного в зоне резко континентального климата с серьезными перепадами температур.

Осенью 2015 года я впервые заметил, что что-то идет не так, а этой весной просто не узнал челябинские дороги. Яма на яме, возле самых страшных — заборчики прямо на дороге. Объезжая разрушенные участки, мы двигались по сложным траекториям, рядом с которыми известная всем «змейка» — прямая линия. Что же случилось? Неужели пятая колонна по ночам марширует по улицам на бульдозерах, взламывая асфальт?

Борис Дубровский и  Дмитрий Медведев (слева направо) во время встречи в Челябинске

Борис Дубровский и Дмитрий Медведев (слева направо) во время встречи в Челябинске. Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

В поисках незримого врага мы пообщались с представителями дорожно-строительного бизнеса в Челябинске. Они поведали, что случилось всего лишь буквальное исполнение знаменитых законов № 44 и № 223 о госзакупках. Два года назад перешла на тендеры в дорожном строительстве областная администрация (это совпало со сменой губернатора), год назад — районные. Вместо известных организаций с хорошей репутацией и собственной материальной базой (таких в городе четыре) подрядчиками теперь становятся совершенно феерические структуры. Ведь фактически единственным параметром тендера является цена: побеждает самое дешевое предложение.

Среднее падение цены на тендерах составляет 52–54% от начальной суммы, что, безусловно, областные власти могут занести себе в актив: ведь при этом экономятся бюджетные деньги. Но на итоговую сумму сделать хорошую дорогу и при этом выйти в прибыль просто невозможно.

Как итог — грубейшие и повсеместные нарушения технологий. Вместо щебня — дресва. Вместо крупнозернистого асфальта — мелкозернистый. Толщина асфальтового слоя после трамбовки — 2–3 см вместо положенных 6 см. Со стороны выглядит нормально, но такое покрытие заведомо нежизнеспособно.

«Из моих 37 небольших объектов за год, на которые я давал гарантию, развалилось семь, администрация, правда, предъявила претензии только по двум из них. И это еще хороший результат — у конкурентов до 50% фактического развала, до четверти гарантийного ремонта, — сказал один из участников рынка. — Все прежние годы дорожными работами занимались профессионалы из серьезных организаций, теперь же на тендеры приходят люди, у которых из техники — одна авторучка в кармане. Они сбивают цену, выигрывают, а потом судорожно думают, где взять самых дешевых в городе таджиков и списанную технику в аренду».

Уральский самородок

Та же проблема со строительным контролем, который теперь тоже стали продавать через госзакупки. В соседней Свердловской области был анекдотичный случай — компания, выиграв конкурс на постройку дома (сбросив 50% от начальной цены), под другим названием выиграла конкурс на строительный контроль по этому же дому. Все по букве закона, но… вы точно хотите покупать такие квартиры и ездить по таким дорогам? Проблема-то не только уральская.

В качестве решения проблемы даже мелкие ремонтники предлагают отказаться от механического использования ФЗ № 44 и № 223 — как минимум в требованиях к тендерам следует прописывать обязательное наличие у подрядчика строительной техники и собственного производства стройматериалов. Иначе получается полная профанация, которую не только корреспондент «Русской Планеты», но даже премьер-министр увидел на челябинских дорогах.

Однако премьер и губернатор пришли к иному решению. Ямы на дорогах будут заваливать не асфальтом, а деньгами: Челябинская область как одна из самых проблемных в этом отношении получит дополнительное финансирование из государственного бюджета на ремонт и строительство дорог. Финт Дубровского удался на славу. Следите за руками:

  • сэкономить региональный бюджет, платя копейки шарашкиным конторам;
  • довести дело до народного недовольства и списать все на финансовые трудности;
  • получить дополнительное федеральное финансирование, ведь впереди выборы и нельзя злить народ.

Отставленного губернатора Юревича, «бизнесмена из 1990-х», утешили мандатом депутата Госдумы (своеобразная пенсия по невостребованности), но его преемник, «крепкий хозяйственник» Борис Дубровский проявляет, кажется, куда бóльшие способности. С такими талантами не грех со временем и Росавтодор возглавить. Там любят рачительных менеджеров.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Возвращение главкома Далее в рубрике Возвращение главкомаГенерал-полковник Владимир Чиркин, ранее осужденный за взятку, возглавит совет главных конструкторов по вооружениям Читайте в рубрике «Общество» Россия возвращается в КамраньВстреча военных министров АСЕАН в Москве укрепит позиции РФ в Юго-Восточной Азии Россия возвращается в Камрань
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
03 мая 2016, 17:27
Вы все врети--это ГЕЙРОПА И ПИНДОСИЯ ВИНОВАТА.
28 апреля 2016, 12:28
Полицейским, арестовавшим праведно-возмущенного гражданина надо на головы надеть эти самые покрышки! Или, может, они у нас по воздуху летают, а не на авто ездят?
Какая-то круговая порука, честное слово, все всё знают, но упорно продолжают покрывать друг друга...(((
И ведь эта проблема уже давно приобрела глобальные, общегосударственные масштабы!
В каждом втором населенном пункте (если не во всех, кроме разве что столичных дорог в пределах МКАДа) то же самое, из года в год!!!
Живем как в трущобе, честное слово!!! Зато требовать поборы за проезд у нас горазды...
Настоящая ДОРОЖНАЯ МАФИЯ, кроме шуток!
27 апреля 2016, 11:06
А в чем проблема, собственно? В ТЗ должны быть прописаны необходимые требования к дорожному полотну. А после того, как асфальт уложен, берутся образцы - и если что-то не совпадает, то подрядчик переделывает все за свой счет. Почему нельзя усилить контроль за исполнением?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!