Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Асфальт смыло — губернатор остался

Буквальное соблюдение непроработанных законов лишило Челябинск лучших в России дорог
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Апрельский визит премьер-министра России Дмитрия Медведева в Челябинск получился неожиданным по своей тематике — и, казалось, весьма неприятным для губернатора Бориса Дубровского. Казалось бы, рутинное мероприятие: премьер с репутацией «нанотехнолога» приехал на совещание по импортозамещению. Ожидались правильные общие слова, пожелания хорошей работы, а то, глядишь, и грамоты с медальками. В городе готовились — трое суток подряд с семи утра до четырех ночи ремонтировали мостовые по пути следования медведевского кортежа; можно сказать, создали город мечты на отдельно взятом маршруте.
Награда нашла героя
Но все испортили несознательные горожане, которые накануне прилета премьера устроили митинг против плохих дорог в Челябинске. Один гражданин даже принес два колеса, которые у него буквально вырвала из машины яма на «Меридиане» — главной артерии, гордости города. Полицейские, правда, решили, что он планирует жечь покрышки, устраивать майдан и сменять власть в России, поэтому немедленно утащили его с обоими вещественными доказательствами в автозак.
Так суровая челябинская полиция спасла Россию. Но не избавила от проблем собственного губернатора, которому премьер вне программы начал задавать очень неудобные вопросы по сути происходящего с дорогами города. «Получил целый ряд обращений от разных людей, — проинформировал Дубровского Медведев, после чего начал выражаться в своем расплывчатом стиле: — В некоторых регионах получше, хотя никогда не бывает стерильной ситуации, но вот у вас ситуация более сложная, чем в других местах. И я бы хотел, чтобы вы вместе с федеральными структурами провели все необходимые согласования. Посмотрели, как лучше использовать дополнительные средства, которые должны появиться, и как лучше организовать ремонт дорог и строительство новых дорог там, где у нас с вами есть возможности».
Почувствовав, что за ямы на дорогах в яму не посадят, а особенно услышав про «дополнительные средства», унылый сперва губернатор заметно приободрился, отрапортовал об успехах (сколько денег потрачено, сколько дорог отремонтировано) и зачем-то поблагодарил премьера за замечание. Видимо, до этого замечания Дубровский не знал, что во вверенном ему регионе в марте снег сошел вместе с асфальтом. И что у этого метеорологического феномена есть конкретные технические причины.
Новая метла смела асфальт
Любите ли вы Челябинск так, как люблю его я? Автор этих строк летает туда минимум два раза в год — и с давних пор восхищался челябинскими дорогами. Да, был на Руси город, где качество покрытия не уступало московскому, а дорожное движение было организовано много грамотнее. Причиной этого был пунктик главы города, а потом губернатора области Михаила Юревича — он почему-то считал, что в областном центре, а лучше во всей области, должны быть хорошие дороги. В Челябинске сделали удобные бессветофорные правые повороты-срезки, реконструировали развязки, упорядочили логику дорожного движения — и, конечно, следили за состоянием дорог. Разметкой, правда, городские власти водителей баловали редко, но качество асфальтового покрытия всегда оставалось великолепным, особенно для города, расположенного в зоне резко континентального климата с серьезными перепадами температур.
Осенью 2015 года я впервые заметил, что что-то идет не так, а этой весной просто не узнал челябинские дороги. Яма на яме, возле самых страшных — заборчики прямо на дороге. Объезжая разрушенные участки, мы двигались по сложным траекториям, рядом с которыми известная всем «змейка» — прямая линия. Что же случилось? Неужели пятая колонна по ночам марширует по улицам на бульдозерах, взламывая асфальт?
Борис Дубровский и Дмитрий Медведев (слева направо) во время встречи в Челябинске
Борис Дубровский и Дмитрий Медведев (слева направо) во время встречи в Челябинске. Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
В поисках незримого врага мы пообщались с представителями дорожно-строительного бизнеса в Челябинске. Они поведали, что случилось всего лишь буквальное исполнение знаменитых законов № 44 и № 223 о госзакупках. Два года назад перешла на тендеры в дорожном строительстве областная администрация (это совпало со сменой губернатора), год назад — районные. Вместо известных организаций с хорошей репутацией и собственной материальной базой (таких в городе четыре) подрядчиками теперь становятся совершенно феерические структуры. Ведь фактически единственным параметром тендера является цена: побеждает самое дешевое предложение.
Среднее падение цены на тендерах составляет 52–54% от начальной суммы, что, безусловно, областные власти могут занести себе в актив: ведь при этом экономятся бюджетные деньги. Но на итоговую сумму сделать хорошую дорогу и при этом выйти в прибыль просто невозможно.
Как итог — грубейшие и повсеместные нарушения технологий. Вместо щебня — дресва. Вместо крупнозернистого асфальта — мелкозернистый. Толщина асфальтового слоя после трамбовки — 2–3 см вместо положенных 6 см. Со стороны выглядит нормально, но такое покрытие заведомо нежизнеспособно.
«Из моих 37 небольших объектов за год, на которые я давал гарантию, развалилось семь, администрация, правда, предъявила претензии только по двум из них. И это еще хороший результат — у конкурентов до 50% фактического развала, до четверти гарантийного ремонта, — сказал один из участников рынка. — Все прежние годы дорожными работами занимались профессионалы из серьезных организаций, теперь же на тендеры приходят люди, у которых из техники — одна авторучка в кармане. Они сбивают цену, выигрывают, а потом судорожно думают, где взять самых дешевых в городе таджиков и списанную технику в аренду».
Уральский самородок
Та же проблема со строительным контролем, который теперь тоже стали продавать через госзакупки. В соседней Свердловской области был анекдотичный случай — компания, выиграв конкурс на постройку дома (сбросив 50% от начальной цены), под другим названием выиграла конкурс на строительный контроль по этому же дому. Все по букве закона, но… вы точно хотите покупать такие квартиры и ездить по таким дорогам? Проблема-то не только уральская.
В качестве решения проблемы даже мелкие ремонтники предлагают отказаться от механического использования ФЗ № 44 и № 223 — как минимум в требованиях к тендерам следует прописывать обязательное наличие у подрядчика строительной техники и собственного производства стройматериалов. Иначе получается полная профанация, которую не только корреспондент «Русской Планеты», но даже премьер-министр увидел на челябинских дорогах.
Однако премьер и губернатор пришли к иному решению. Ямы на дорогах будут заваливать не асфальтом, а деньгами: Челябинская область как одна из самых проблемных в этом отношении получит дополнительное финансирование из государственного бюджета на ремонт и строительство дорог. Финт Дубровского удался на славу. Следите за руками:
  • сэкономить региональный бюджет, платя копейки шарашкиным конторам;
  • довести дело до народного недовольства и списать все на финансовые трудности;
  • получить дополнительное федеральное финансирование, ведь впереди выборы и нельзя злить народ.
Отставленного губернатора Юревича, «бизнесмена из 1990-х», утешили мандатом депутата Госдумы (своеобразная пенсия по невостребованности), но его преемник, «крепкий хозяйственник» Борис Дубровский проявляет, кажется, куда бóльшие способности. С такими талантами не грех со временем и Росавтодор возглавить. Там любят рачительных менеджеров.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин