Дорога на Север
3 мин чтения
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

В качестве основного способа развития Арктики правительство видит увеличение чиновничьего аппарата

18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась представительная конференция по экономическому развитию Арктики, на которой обсуждались самые существенные проблемы реализации арктического потенциала России.

В конференции приняли участие главы российских регионов, депутаты Государственной думы, дипломаты, ученые, руководители крупнейших компаний из России, Финляндии и Швейцарии.

Сотрудничество, его задачи и сложности

Основным событием конференции стало пленарное заседание «Международное сотрудничество для реализации экономического потенциала арктической зоны». Как показали основные тезисы докладчиков и дискуссия, модератором которой был заместитель секретаря российского Совета Безопасности Евгений Лукьянов, за таким достаточно обтекаемым названием кроется целый узел серьезнейших и самых современных проблем.

За последние годы, ввиду новых возможностей арктического судоходства (так, Россия вводит в строй ледокол за ледоколом) и открытия огромных залежей полезных ископаемых (в первую очередь углеводородов) на арктическом шельфе, освоение Арктики стало одним из приоритетов во внутренней и внешней политике всех приарктических государств. Это обстоятельство, с одной стороны, превращается в глобальный вызов, а с другой — дает почти неисчерпаемые возможности для международного экономического сотрудничества. Но при оценке перспектив кооперации, привлечении инвестиций, международном партнерстве, выстраивании грандиозных и многообещающих планов очень важно соблюсти равновесие между бизнес-интересами и соображениями безопасности. Конечно, нельзя допустить, чтобы соперничество и конкуренция перерастали в конфронтацию. Но при этом в основе всех наметок и программ должен лежать национальный интерес, стратегические задачи, а не потребительский подход и неуемная жажда прибыли любой ценой.

Стремление к подобному равновесию как раз и была призвана продемонстрировать первая арктическая конференция на ПМЭФ-2016: российские масштабные проекты в Арктике открыты для международного сотрудничества, но исключительно на наших условиях.

Нестандартные предложения

По мнению заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского, прорыв в Арктике невозможен без новых управленческих тактик. Одной из таких тактик должно стать создание новых «опорных зон», понятие которых правительство совсем недавно ввело в программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». «Опорные зоны» — своего рода межведомственные центры, через которые будет вестись основная работа по развитию территорий и обеспечению главных узлов их жизнедеятельности. На первом этапе предполагается создать две «опорные зоны»: Кольскую и Северо-Якутскую.

Однако для того, чтоб эта идея, как многие ей подобные, не осталась чисто бюрократической инициативой, ее необходимо наполнить конкретным содержанием, то есть предложить принципиально новый уровень межведомственной кооперации и горизонтальных связей. В противном случае «опорные зоны» останутся еще одним бюрократическим кунштюком, не более того.

И здесь участники конференции вновь сделали ставку на новые управленческие решения. Прозвучали предложения объединить всю работу по Северу уже на федеральном уровне, создать должность специального вице-премьера «по Арктике», принять свод «арктических» законов, а лучше отдельный «Полярный кодекс», создать Арктический банк реконструкции и развития. Все это недурные идеи, и они способны дать много новых рабочих мест в госаппарате. Хочется лишь надеяться, что этим дело не ограничится и следом возникнут новые рабочие места уже непосредственно в Арктике — в новых портах, промышленных центрах, высших учебных заведениях. Тут надо твердо помнить — не меньше, чем инфраструктура, Крайнему Северу необходимо активное и амбициозное население. «Нет населения — нет территории». Для России, более половины территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, этот тезис особенно актуален.

Северный морской путь — главный нерв российской Арктики

«Ключевым фактором успешного освоения Арктики является Северный морской путь и сопутствующая портовая и авиаинфраструктура от Архангельска до Чукотки… Сегодня Севморпуть неэффективен, но надо думать о будущем и смотреть за горизонт через призму геополитики», — гласит пресс-релиз одной из «панельных сессий» арктической конференции ПМЭФ-2016.

Однако дело в данном случае не только в геополитике. Перспективы освоения Арктики зависят от состояния Севморпути. Здесь все решается очень просто. Есть навигация — на побережье Северного Ледовитого океана местами есть жизнь и работа. Нет — нет ничего, кроме метеостанций, отстоящих друг от друга на тысячи километров. 90-е годы прошлого века показали эту связь во всей ее жесткой и непреложной очевидности.

И в этом отношении очень радует постепенное — пусть и очень медленное — оживление судоходства через Северный Ледовитый океан, строительство новых ледоколов и новых портов, перспективы встраивания Северного морского пути в мировые транспортные коридоры, интерес к нему Вьетнама, Китая и даже Сингапура.

Сергей Франк, глава российской судоходной компании «Совкомфлот», заявил на ПМЭФ-2016: «Очевидно, что с транспортной точки зрения возможности Северного морского пути будут нарастать, и они нарастают каждый день. Я уверенно хочу сказать, что в 2017 году все исторические максимумы перевозок по этому маршруту будут превышены, а к 2020 году они будут превышены втрое — это только на той грузовой базе, которую мы видим, знаем, которая уже законтрактована».

И эта спокойная уверенность стоит всех расчетов экспертов ВШЭ, которые зачем-то предполагали рост грузооборота в 20 раз в несколько лет. Так не бывает, это жизнь, а не биржевые игры.

Слова теоретиков имеют одну ценность, убежденность практика — совершенно другую. От того, где будет осуществляться новый арктический прорыв — на землях и водах Крайнего Севера или на бумаге в столичных кабинетах, во многом зависит будущее России. И арктическая конференция, состоявшаяся в последний день Петербургского экономического форума, показала это с исключительной наглядностью.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Президентские кадеты: с перспективой стать летчиками-асами Далее в рубрике Президентские кадеты: с перспективой стать летчиками-асамиБюджетные интересы и ограничения могут стать «непреодолимой стеной» на пути создания поистине национальной школы подготовки летчиков по призванию Читайте в рубрике Делать здесь нечегоОдна история хабаровского бизнесмена как показатель провала региона в рейтинге инвестклимата Делать здесь нечего
Комментарии
21 июня 2016, 16:37
А что, в медведевском правительстве столько работы, что некому Арктику курировать? Зачем плодить бездельников, их уже больше, чем в СССР, а результатов нет. Кроме воровства, распила бабла - ничего другого не будет. А спрашивать за работу никто ни с кого не будет: президент своих не сдает
22 июня 2016, 11:15
Всё верно, как пел Владимир Семёныч: "...небось, картошку все мы уважаем, когда с сольцой её намять"...!
В принципе, смысл тот же...!
22 июня 2016, 11:05
Выдать всем чиновникам по тулупу и совковой лопате - и вперёд, не хрена расслабляться! Арктикой надо заниматься вплотную, непосредственно, регулярно быть "на передовой", так сказать и своим личным примером и инициативным стилем руководства подавать пример всем остальным!
Эээ... Шта..!? Не верю своим ушам... Опять распилом госсредств за версту разит, однако...!!!

21 июня 2016, 13:29
Да прекрасно же все. Ни в одной стране мира нет вице-премьера по Арктике и уж тем более "арктических законов". Так давайте же будем первопроходцами в этом деле! Если мы находим средства на всякие ЧМ по футболу, удовлетворение потребностей Крыма и Иже с ними... То неужели не найдём на Арктику?
21 июня 2016, 12:08
Откуда столько негодования? Любое практическое действие, тем более, новое или хорошо забытое старое, требует участия административного аппарата, который все посчитает, запланирует, отчитается. Это же логично.
21 июня 2016, 18:50
Да без проблем! Только все чиновники, которые будут решать арктические дела, должны находиться именно в Арктике. Что бы видеть проблемы региона наглядно. А то в теплых московских кабинетах уютно сидеть и ничего не делать, и толку не будет. А на целине ух как проблемы решаются)
22 июня 2016, 11:02
Угу, щаззз! Сами то верите в это?
Прирастут к своим кабинетным креслам, как обычно, а об Арктике будут знать только то, что оттуда им нефтедоллары в карман капают...! (((
Только вот на деле, по факту, всё в итоге оказывается совсем не так, как это планируется, чему все мы неоднократно были безмолвными свидетелями.
Может, всё от того, что коррупция и логика несовместимы...?
21 июня 2016, 12:24
нашей патриотической общественности хочется всего и сразу если забрались в Арктику по пояс, то надо сразу все рас
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!