Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Дорога на Север

В качестве основного способа развития Арктики правительство видит увеличение чиновничьего аппарата

Владимир Лактанов
3 мин

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась представительная конференция по экономическому развитию Арктики, на которой обсуждались самые существенные проблемы реализации арктического потенциала России.
В конференции приняли участие главы российских регионов, депутаты Государственной думы, дипломаты, ученые, руководители крупнейших компаний из России, Финляндии и Швейцарии.
Сотрудничество, его задачи и сложности
Основным событием конференции стало пленарное заседание «Международное сотрудничество для реализации экономического потенциала арктической зоны». Как показали основные тезисы докладчиков и дискуссия, модератором которой был заместитель секретаря российского Совета Безопасности Евгений Лукьянов, за таким достаточно обтекаемым названием кроется целый узел серьезнейших и самых современных проблем.
За последние годы, ввиду новых возможностей арктического судоходства (так, Россия вводит в строй ледокол за ледоколом) и открытия огромных залежей полезных ископаемых (в первую очередь углеводородов) на арктическом шельфе, освоение Арктики стало одним из приоритетов во внутренней и внешней политике всех приарктических государств. Это обстоятельство, с одной стороны, превращается в глобальный вызов, а с другой — дает почти неисчерпаемые возможности для международного экономического сотрудничества. Но при оценке перспектив кооперации, привлечении инвестиций, международном партнерстве, выстраивании грандиозных и многообещающих планов очень важно соблюсти равновесие между бизнес-интересами и соображениями безопасности. Конечно, нельзя допустить, чтобы соперничество и конкуренция перерастали в конфронтацию. Но при этом в основе всех наметок и программ должен лежать национальный интерес, стратегические задачи, а не потребительский подход и неуемная жажда прибыли любой ценой.
Стремление к подобному равновесию как раз и была призвана продемонстрировать первая арктическая конференция на ПМЭФ-2016: российские масштабные проекты в Арктике открыты для международного сотрудничества, но исключительно на наших условиях.
Нестандартные предложения
По мнению заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского, прорыв в Арктике невозможен без новых управленческих тактик. Одной из таких тактик должно стать создание новых «опорных зон», понятие которых правительство совсем недавно ввело в программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». «Опорные зоны» — своего рода межведомственные центры, через которые будет вестись основная работа по развитию территорий и обеспечению главных узлов их жизнедеятельности. На первом этапе предполагается создать две «опорные зоны»: Кольскую и Северо-Якутскую.
Однако для того, чтоб эта идея, как многие ей подобные, не осталась чисто бюрократической инициативой, ее необходимо наполнить конкретным содержанием, то есть предложить принципиально новый уровень межведомственной кооперации и горизонтальных связей. В противном случае «опорные зоны» останутся еще одним бюрократическим кунштюком, не более того.
И здесь участники конференции вновь сделали ставку на новые управленческие решения. Прозвучали предложения объединить всю работу по Северу уже на федеральном уровне, создать должность специального вице-премьера «по Арктике», принять свод «арктических» законов, а лучше отдельный «Полярный кодекс», создать Арктический банк реконструкции и развития. Все это недурные идеи, и они способны дать много новых рабочих мест в госаппарате. Хочется лишь надеяться, что этим дело не ограничится и следом возникнут новые рабочие места уже непосредственно в Арктике — в новых портах, промышленных центрах, высших учебных заведениях. Тут надо твердо помнить — не меньше, чем инфраструктура, Крайнему Северу необходимо активное и амбициозное население. «Нет населения — нет территории». Для России, более половины территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, этот тезис особенно актуален.
Северный морской путь — главный нерв российской Арктики
«Ключевым фактором успешного освоения Арктики является Северный морской путь и сопутствующая портовая и авиаинфраструктура от Архангельска до Чукотки… Сегодня Севморпуть неэффективен, но надо думать о будущем и смотреть за горизонт через призму геополитики», — гласит пресс-релиз одной из «панельных сессий» арктической конференции ПМЭФ-2016.
Однако дело в данном случае не только в геополитике. Перспективы освоения Арктики зависят от состояния Севморпути. Здесь все решается очень просто. Есть навигация — на побережье Северного Ледовитого океана местами есть жизнь и работа. Нет — нет ничего, кроме метеостанций, отстоящих друг от друга на тысячи километров. 90-е годы прошлого века показали эту связь во всей ее жесткой и непреложной очевидности.
И в этом отношении очень радует постепенное — пусть и очень медленное — оживление судоходства через Северный Ледовитый океан, строительство новых ледоколов и новых портов, перспективы встраивания Северного морского пути в мировые транспортные коридоры, интерес к нему Вьетнама, Китая и даже Сингапура.
Сергей Франк, глава российской судоходной компании «Совкомфлот», заявил на ПМЭФ-2016: «Очевидно, что с транспортной точки зрения возможности Северного морского пути будут нарастать, и они нарастают каждый день. Я уверенно хочу сказать, что в 2017 году все исторические максимумы перевозок по этому маршруту будут превышены, а к 2020 году они будут превышены втрое — это только на той грузовой базе, которую мы видим, знаем, которая уже законтрактована».
И эта спокойная уверенность стоит всех расчетов экспертов ВШЭ, которые зачем-то предполагали рост грузооборота в 20 раз в несколько лет. Так не бывает, это жизнь, а не биржевые игры.
Слова теоретиков имеют одну ценность, убежденность практика — совершенно другую. От того, где будет осуществляться новый арктический прорыв — на землях и водах Крайнего Севера или на бумаге в столичных кабинетах, во многом зависит будущее России. И арктическая конференция, состоявшаяся в последний день Петербургского экономического форума, показала это с исключительной наглядностью.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин