Новости – Люди












Люди
Амнистия не для Бирюлево

Во время беспорядков в районе Бирюлево Западное. Фото: Михаил Почуев / ИТАР-ТАСС
Фигурантов дела о волнениях в Западном Бирюлево до сих пор не амнистировали; возможно, следствие готовится предъявить им дополнительные обвинения
24 января, 2014 12:38
7 мин
Следствие затягивает амнистию фигурантов «бирюлевского дела», которым после событий в московском районе Западное Бирюлево были предъявлены обвинения в хулиганстве. Эта статья попадает под амнистию, объявленную Госдумой к 20-летнию Конституции; защита подала ходатайства о прекращении дела еще месяц назад, однако следствие их игнорирует, рассказали «Русской планете» адвокаты обвиняемых.
Сейчас обвиняемыми по «бирюлевскому делу» проходят четыре человека — это 23-летний Тимур Мусикаев, 23-летний Артем Новиков, 18-летний Андрей Титаренко и некий несовершеннолетний, имя которого не раскрывается. Трое из них находятся в СИЗО, несовершеннолетний — под подпиской о невыезде.
По версии следствия, обвиняемые принимали участие в «хулиганских действиях» возле торгового центра «Бирюза». В частности, Титаренко якобы несколько раз ударил по стеклянным дверям здания, а Мусикаев швырнул в сторону полиции металлическую урну. Всем им было предъявлено обвинение по части 2 статьи 213 УК («Хулиганство, совершенное группой лиц»).
Как рассказал «Русской планете» адвокат Олег Аниканов, защищающий Тимура Мусикаева, ходатайство об амнистии он подал еще 24 декабря прошлого года, однако решение до сих пор не вынесено.
«Следователь умышленно затягивает амнистию», — говорит Аниканов.
Защитник уже подал жалобу на следователя Анну Сочилкину в Следственный комитет, а также сообщил о нарушениях в аппарат уполномоченного по правам человека.
В начале прошлой недели в Мосгорсуде рассматривалась жалоба на решение Тверского районного суда, который в декабре продлил арест Тимура Мусикаева сразу на пять с половиной месяцев. По словам адвоката Аниканова, Мосгорсуд «также не обратил никакого внимания на акт амнистии и оставил решение без изменений».
Следователь Сочилкина попыталась предъявить Мусикаеву также обвинение по статье 318 УК («Применение насилия к представителю власти»), которая под амнистию не попадает, говорит адвокат.
«Была в „Бутырке“ очная ставка с сотрудниками полиции, где сотрудник ОМОНа начал утверждать, что его по ноге ударила урна, которую бросил Тимур. И я вижу, что он на следователя смотрит, чтобы она показала, что ему говорить вообще. Но в итоге он все-таки поплыл, и 318-ю они не смогли предъявить», —
рассказывает Олег Аниканов.
Кроме того, по словам Аниканова, следователь заявила ему, что не может отпустить Мусикаева по амнистии из-за того, что «проводятся дополнительные следственные действия» с другим фигурантом дела — Андреем Титаренко, при обыске у которого было обнаружено «националистическое стихотворение».

Тимур Мусикаев перед рассмотрением ходатайства следствия об аресте в Тверском суде. Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС
Тимур Мусикаев перед рассмотрением ходатайства следствия об аресте в Тверском суде. Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС
Написанное Титаренко стихотворение действительно имеется в материалах дела, говорит его адвокат Игорь Куракин. Следствие назначило ряд экспертиз этого стихотворения, однако это было сделано еще до постановления Госдумы об амнистии и в любом случае не должно препятствовать амнистии по 213-й статье, подчеркивает защитник.
«Какие дополнительные следственные действия вам нужны, если Госдума сказала, что (уголовные дела по статье 213 УК. — РП) необходимо пре-кра-тить. И мое мнение как юриста, что до разрешения вопроса о применении акта об амнистии все дальнейшие действия незаконны», — говорит Куракин.
По его словам, ходатайство об амнистии Титаренко было подано им еще в декабре, однако до сих пор следователь на него не ответил, притом что законом предусмотрен трехдневный срок ответа. Жалобы в СК на «оставление ходатайства без ответа» пока результата не принесли.
Никаких других обвинений, кроме хулиганства, Андрею Титаренко не предъявляли, говорит Игорь Куракин. Предположение о том, что следствие затягивает амнистию из-за того, что ждет результатов экспертиз и, возможно, хочет на их основании предъявить Титаренко статью 282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды»), защитник считает не очень правдоподобным.
По его словам, даже если стихотворение будет признано «содержащим какие-то националистические призывы», то у следствия все равно не будет оснований для предъявления подобных обвинений.
«282-я предусматривает какую-либо пропаганду, а это стихотворение было найдено у человека дома, он его никаким образом не распространял, и на мой взгляд, речи о 282-й статье УК здесь просто быть не может», —
подчеркивает адвокат.
Третий обвиняемый, Артем Новиков, под амнистию, скорее всего, не попадает из-за того, что был трижды судим — за грабеж (статья 161 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ) и мошенничество (статья 159 УК РФ). По информации РП, Новиков фигурировал в нескольких делах об отнятых и похищенных мобильниках.
Дважды Новиков получал условный срок, а в 2008 году был осужден на три года в колонии общего режима. В постановлении Госдумы об амнистии прямо говорится, что она не распространяется на «осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления».
Сестра Артема Новикова Екатерина рассказала РП, что недавно была в СИЗО на свидании со своим братом. Никаких следственных действий с ним давно не проводится, а следователь пообещала, что Новикова продержат в СИЗО еще несколько месяцев, а потом дело попросту закроют. Впрочем, по словам Екатерины, Артем также говорил ей, будто следователи «ему хотят впаять три статьи — 318, 213 и 282» УК.
В Следственном управлении ГСУ СК по Москве, которое ведет расследование «бирюлевского дела», на официальный запрос РП пока не ответили.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости