Новости – Люди












Люди
Точка в «химкинском деле»

Акция протеста в защиту Химкинского леса у здания администрации города Химки, 28 июля 2010 года. Фото: Александр Щербак / Коммерсантъ
Антифашисты Солопов и Силаев, подозреваемые в погроме химкинской администрации и получившие статус беженцев в Европе, амнистированы
25 июня, 2014 14:18
8 мин
Главное следственное управление МВД по Московской области удовлетворило ходатайство об амнистии обвиняемых в нападении на здание администрации Химок в 2010 году Петра Силаева и Дениса Солопова, сообщила «Русской планете» адвокат Светлана Сидоркина, представляющая интересы обоих фигурантов. Теперь антифашисты, на протяжении трех лет скрывавшиеся от уголовного преследования в Европе, смогут вернуться в Россию. С одним из них — Петром Силаевым — удалось связаться РП.
«Хотелось бы, конечно, взглянуть на бумаги для начала. Если все четко, я, конечно же, на Донбасс поеду сразу», — уточнил амнистированный антифашист. По словам Силаева, звонок журналистов застал его в пути за рулем автомобиля и никаких документов, подтверждающих амнистию у него на руках нет.
Как рассказала Сидоркина, ее ходатайство следователь удовлетворила 19 июня — в последний день действия постановления Думы «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции РФ». «Я подавала ходатайство в интересах Солопова и Силаева о применении к ним амнистии, поскольку под нее подпала квалификация преступлений, которые им вменялись, — часть 2 статьи 213 УК РФ. Ходатайство подавала в ГСУ МВД по Московской области, и они его удовлетворили. Я сегодня получила постановление, где говорится, что в отношении них прекращено уголовное преследование в связи с принятием акта об амнистии», — пояснила адвокат.
По ее словам, процесс удовлетворения ходатайства об амнистии, объявленной президентом Владимиром Путиным еще в прошлом году, затянулся как из-за медлительности следственного управления, так и из-за сложности оформления документов. В частности, текст заявления Солопов и Силаев сначала должны были переводить на язык государств, предоставивших им статус беженцев, а затем Сидоркина, в свою очередь, должна была переводить его на русский язык. «Все эти процедурные моменты очень много времени отняли. К тому же, Солопову первоначально отказали, мотивируя это тем, что он лично должен присутствовать при подаче заявления об амнистии, хотя это противоречит закону. Но потом, видимо, решили отменить постановление об отказе в применении амнистии, а затем и уголовное преследование постановили прекратить», — добавляет представитель антифашистов.
Сидоркина уверена, что сейчас Солопов и Силаев могут спокойно возвращаться в Россию, при этом на родине им не нужно будет посещать управление МВД для проставления отметок. Как предполагает адвокат, вполне возможно, что на основании постановления об амнистии их уже удалили из базы международного розыска — шести дней для этого вполне достаточно.

Петр Силаев. Кадр: YouTube
Петр Силаев. Кадр: YouTube
По версии следствия, 28 июля 2010 года около 300 антифашистов собрались на концерт против вырубки Химкинского леса, который должен был пройти на Трубной площади в Москве, однако мероприятие не состоялось, и тогда молодые люди двинулись в сторону пригородных электричек. Руководил толпой, как полагают следователи, непосредственно Силаев. В Химках несколько сотен антифашистов и анархистов беспрепятственно дошли до центра города, после чего некоторые из них, говорится в материалах дела, начали забрасывать мэрию файерами, расписывать здание краской из баллончиков и стрелять по окнам из травматического оружия. Спустя три года события тех дней творчески переосмыслили продюсеры телеканала НТВ, положив их в основу эпизода под названием «Погром» в сериале «Карпов».
В материалах уголовного дела сумма ущерба оценивалась в 395 тысяч рублей. Вместе с Силаевым и Солоповым его фигурантом стал брат последнего Максим, а также журналист института «Коллективное действие» Алексей Гаскаров, позже оказавшийся на скамье подсудимых по «болотному делу». Всех четверых следователи обвинили в хулиганстве, совершенном организованной группой лиц (часть 2 статьи 213 УК РФ), посчитав их активными участниками акции.
В 2011 году Химкинский городской суд вынес Гаскарову оправдательный приговор, а Максиму Солопову присудил два года условно. Оба они провели в СИЗО по три месяца. В свою очередь, Денис Солопов и Петр Силаев решили покинуть страну, спустя год после химкинских событий получив убежище в Голландии и Финляндии соответственно.
Силаев под псевдонимом Петя Косово на портале Openspace. ru публиковал дневник своих приключений в бегах. Уже после бегства за границу книга Силаева «Исход» стала финалистом премии Андрея Белого. Сейчас эта книга переведена на немецкий, французский, финский и английский языки.
В мае 2012 года российские следователи объявили Силаева в международный розыск, а уже в августе его задержали в Испании, куда антифашист отправился отдохнуть. Через восемь дней ареста суд принял решение освободить Силаева под подписку о невыезде и приказал ожидать решения об экстрадиции. Вынесение вердикта затянулось на несколько месяцев из-за того, что испанские власти хотели запросить у России документы, касающиеся обвинений против активиста. Лишь в конце января 2013 года Испанская национальная судебная палата постановила отказать России в экстрадиции Силаева на основании имеющегося у него убежища в Финляндии.

Акция в поддержку Максима Солопова и Алексея Гаскарова, 2010 год. Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ
Акция в поддержку Максима Солопова и Алексея Гаскарова, 2010 год. Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ
В мае антифашист подал апелляцию в независимую Комиссию по контролю за данными Интерпола с требованием исключить его досье из базы данных организации, после чего материалы на него были временно заблокированы. В качестве основания апелляции он указал, что его дело имеет политический характер, а значит, не подпадает под юрисдикцию Интерпола. Однако спустя полгода пресс-служба Национального центрального бюро Интерпола МВД России неожиданно сообщила о возобновлении розыска Силаева в связи с «отсутствием в деле политической подоплеки». При этом сам обвиняемый в нападении на химкинскую администрацию или его адвокаты никаких уведомлений от Интерпола не получали.
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина в разговоре с РП напомнила, что случаи возобновления уголовного преследования в России достаточно распространены, но в основном в Чечне и других кавказских республиках. «Там есть множество примеров, как людей амнистировали, а потом вновь предъявляли обвинение. В любом случае амнистированный и реабилитированный человек всегда находится под большим наблюдением, под большим вниманием. И поскольку очень много сфабрикованных дел сейчас, любой может снова оказаться в этой системе», — считает она.
Однако прогнозировать судьбы Солопова и Силаева в случае возвращения в Россию правозащитница затруднилась. «Это сложный вопрос, может быть как угодно. Дальше будет многое зависеть от того, как они сами будут себя вести в России. Я понимаю, что на самом деле под угрозой любые активисты в любой момент. Сложно говорить, под угрозой ли они больше, чем другие, или нет. В любом случае, если к ним будут какие-то претензии — психологически обвинения по "химкинскому делу" будут учитываться», — сказала Ганнушкина.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости