Новости – Общество
Общество
Алексей Толстой: «Наш век — это железная борьба за свою независимость»
Алексей Толстой. Фото: В. Малышев / Фотохроника ТАСС
Известный писатель, «советский граф» — о своих принципах в искусстве, о патриотизме, фашизме и самом ценном в человеке
5 августа, 2015 11:22
6 мин
Алексей Толстой не только писал социально-психологические, исторические и научно-фантастические романы, повести и рассказы, не только создал бессмертного Буратино, но и был общественно-политическим деятелем, членом комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков. Его страстное публицистическое слово во время Великой Отечественной помогало бойцам сражаться.
— Алексей Николаевич, каковы ваши главные принципы в творчестве, в искусстве? И что вы считаете задачей критики?
— В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг. Народ — судья искусству. И задача критики — быть выразителем высших художественных требований народа.
— Не кажется ли вам, что в современном обществе становится все меньше истинных творцов?
— В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия. Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.
— Что для вас означает патриотизм?
— Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся нараспев, под звон струн, о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых — нищими. Наша родина ширилась, и крепла и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так было, так будет.
— Сильнее всего патриотизм проявился во время Великой Отечественной войны. Что помогло народу сплотиться?
— Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. И все, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не оценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесенной снегом избы, — пронзительно дорого нам. Человеческие лица, ставшие такими серьезными, и глаза всех, такие похожие на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор русского языка — все это наше, родное, и мы, живущие в это лихолетье, хранители и сторожа родины нашей.
Все наши мысли о ней, весь наш гнев и ярость — за ее поругание, и вся наша готовность — умереть за нее. Так юноша говорит своей возлюбленной: «Дай мне умереть за тебя».
Советские пехотинцы атакуют вражеские позиции во время битвы за Москву. Фото: Фотохроника ТАСС
— Вы яростно обличали фашизм. В чем для вас заключается квинтэссенция этого понятия?
— Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней. По существу, фашизм интернационален в худшем смысле этого понятия. Его пангерманская идея: «Весь мир — для немцев» — лишь ловкий прием большой финансовой игры, где страны, города и люди лишь особый вид безликих биржевых ценностей, брошенных в тотальную войну. Немецкие солдаты так же обезличены, потрепаны и грязны, как бумажные деньги в руках аферистов и прочей международной сволочи.
Они жестоки и распущенны, потому что в них вытравлено все человеческое; они чудовищно прожорливы, потому что всегда голодны и потому еще, что жрать — это единственная цель жизни: так им сказал Гитлер. Фашистское командование валит и валит, как из мешка, эту отупевшую человеческую массу на красноармейские пушки и штыки. Они идут, ни во что уже больше не веря — ни в то, что жили когда-то у себя на родине, ни в то, что когда-нибудь туда вернутся. Германия — это только фабрика военных машин и место формирования пушечного мяса; впереди — смерть, позади террор и чудовищный обман.
Но они сломали себе шею под Москвой, потому что Москва — это больше, чем стратегическая точка, больше, чем столица государства. Москва — это идея, охватывающая нашу культуру в ее национальном движении. Через Москву — наш путь в будущее.
Как Иван в сказке, схватился весь русский народ с Чудом-юдом двенадцатиглавым на калиновом мосту. «Разъехались они на три прыска лошадиных и ударились так, что земля застонала, и сбил Иван чуду-юду все двенадцать голов, и покидал их под мост».
— Мы привыкли сейчас видеть разницу между государством и родиной…
— Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это — вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле.
— Верите ли вы в осуществление мечты Пушкина о том, что настанет день, «когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся»?
— Когда-нибудь, наверно, национальные потоки сольются в одно безбурное море — в единое человечество. Но для нашего века это — за пределами мечты. Наш век — это суровая, железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам свое общество и свое счастье.
— Каково самое ценное свойство человека?
— В человеке дремлет самая могучая из мировых сил — материя чистого разума. Подобно тому, как стрела, натянутая тетивой, направленная верной рукой, поражает цель, — так и материя дремлющего разума может быть напряжена тетивой воли, направлена рукой знаний. Сила устремленного знания безгранична. Просветленный, дисциплинированный разум — величайшая святыня, чудо из чудес.
(В материале использованы цитаты из произведений А.Н.Толстого «Хождение по мукам», «Аэлита», очерка «Родина» и других публицистических очерков.)
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости