Новости – Общество
Общество
Афонский монах против Всеправославного собора
Иеромонах Виссарион Зографский. Фото: Кирил Кирилов/dariknews
Афонит построил критику соборных документов на цитатах Святых Отцов
23 марта, 2016 07:00
5 мин
Патриарх Константинопольский Варфоломей выпустил окружное послание, призванное успокоить недовольство по поводу предстоящего Вселенского собора. Почти одновременно с этим бывший насельник Афонского монастыря Зограф, а ныне насельник монастырского подворья в Болгарии иеросхимонах Димитрий Зографский раскритиковал документы собора, просто приводя цитаты из творений Святых Отцов.
Увещевание и протест
Послание Вселенского патриарха Варфоломея и Священного синода Константинопольской церкви опубликовано на днях. Его цель — увещевание той части верующих, которые протестуют против проведения Всеправославного собора, называя его «разбойничьим» и «экуменическим».
«Православная церковь — Церковь соборная. В демонстрации соборности — главная задача Всеправославного собора, а его успех — забота всех членов Церкви, которые призваны продемонстрировать свой интерес к нему», — цитирует послание Варфоломея и Священного синода Константинопольской церкви интернет-сайт Agionoros.ru.
Документы собора готовились в течение долгого времени, чтобы его голос прозвучал «едиными устами и единым сердцем», говорится в послании. Патриарх Варфоломей также призвал православных всего мира молиться о том, «чтобы Бог увенчал собор своим благословением».
Почти одновременно с критикой собора выступил иеросхимонах Димитрий Зографский. Димитрий — один из самых популярных болгарских православных богословов, он неоднократно выступал против экуменизма и оккультных течений (в частности, выпустил книгу с критикой прорицательницы Ванги). Свои замечания он высказал в адрес соборного документа «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром», где говорится о признании факта существования других церквей и молении о соединении всех христиан. Свою критику Димитрий целиком построил на цитатах Святых Отцов.
«Я хотел бы начать со слов глубоко почитаемого святителя Серафима (Соболева), Софийского чудотворца (борец с экуменизмом, автор труда "Русская идеология", канонизирован Русской православной церковью в феврале 2016 года. — РП): "Мы, православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество — истинно верующих христиан. Называть же Церковью каждое из еретических обществ — это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры», — цитирует иеросхимонаха Agionoros.ru.
Святые против
Димитрий приводит высказывание целого ряда святых, начиная от подвижников прошлых веков, таких как Феодосий Печерский («Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь»), Марк Эфесский («Латиняне с давних пор отсекли себя (от Церкви), и истлели, и подлежат бесчисленным анафемам»), Косма Этолийский («Радуйтесь, христиане, тому, что вы православные, и плачьте о нечестивцах») и заканчивая подвижниками XX века, такими как Иоанн Кронштадтский («Папы вообразили себя главами Церкви, и основанием ее, и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно»).
Димитрий вспоминает эпизод из истории Русской православной церкви, когда в 1910 году учебный комитет Святейшего синода одобрил именно тот вариант учебника по православному догматическому богословию, где про католичество было написано следующее: «Западный христианский мир, отделившись от живого союза с Единою Кафолическою Церковью, перестал быть Церковью в строгом смысле и потому утратил истинное понимание существа и жизни Церкви».
«Мы, не колеблясь, молимся о присоединении всех людей к Церкви, потому что наша истинная христианская любовь в том и выражается — чтобы мы желали всем людям спастись и чтобы мы все были соединены в истине, друг с другом и с Богом, — завершает послание Димитрий (цит. по Agionoros и первоисточнику globalorthodoxy.com). — Специально для тех, кто порой обвиняет нас в том, что наша христианская идентичность якобы основывается на зилотстве и антиэкуменизме, мы бы ответили, что истинная христианская идентичность не может определяться какой бы то ни было идеей, учением или деятельностью. Более всего она определяется одним — присутствием Христа. Если мы пребываем в Нем и Он в нас, именно тогда мы можем называться христианами. И именно тогда будем верны Ему и в малом, и в великом. И именно тогда сохраним неизменным Его Слово».
Голоса несогласных
Документ Всеправославного собора «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром», где говорится о межхристианском диалоге и об участии православных в экуменическом движении, вызывает наибольшую критику со стороны поместных церквей. Голоса против документа звучали от представителей Элладской, Антиохийской, Кипрской, Русской православных церквей.
В конце февраля 2016 года к протестам присоединилась Грузинская православная церковь, отвергшая соборный документ. «Грузинская церковь всегда была и останется защитницей православия, а потому она отвергает проект документа об экуменизме, приготовленный к Всеправославному собору», — приводит слова Илии II интернет-издание theorthodoxchurch.info.
При этих настроениях вместо «демонстрации соборности» собор может стать демонстрацией совсем иных вещей: нежелания прислушаться к голосам внутри Церкви, отрицания святоотеческого предания и, в конечном счете, ухода от канонической чистоты. Зачем в действительности нужно подобное мероприятие и для чего на него ехать — вопросы, на которые у множества верующих сегодня нет ответов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости