Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Афон — это цель для атаки антихристиан»

Русский православный монастырь на Афоне. Фото: isihazm.ru

Главный редактор сайта о Святой Горе рассказал, как живут на Афоне сегодня

Михаил Боков
13 февраля, 2016 06:45
14 мин
Афанасий Зоитакис — историк, главный редактор сайта Agionoros.ru (Святая Гора) и сотрудник одноименного издательства, которое публикует на русском языке книги афонских старцев. В год 1000-летия русского присутствия на Афоне, Зоитакис рассказал «Русской планете», чем живет сегодня Святая Гора, как она противостоит Евросоюзу и верит пророчествам своих старцев.
Афон и Евросоюз
— Греческая пресса вновь пишет о том, что Евросоюз хочет отменить аватон — древнее правило, которое запрещает доступ женщин на Афон. Насколько снятие аватона возможно сегодня, на ваш взгляд?
— У новости об отмене аватона не было информационного повода. Говоря об этом в очередной раз, в прессе не привели никакой конкретной информации — ни высказываний чиновников, ни каких-то решений Европарламента, ПАСЕ  или других организаций.  Разговор шел в том духе, что вслед за принятием закона о легализации однополых союзов, в Греции будет проводиться дальнейшая поэтапная дехристианизация — и, возможно, в перспективе одним из ее этапов станет отмена аватона.
Последняя история, связанная с попыткой отменить это древнее правило, датирована началом нулевых годов. Тогда в Европарламенте за отмену высказались 274 депутата, 269 были против и еще 14 человек воздержались. И еще где-то год назад ходили слухи, что якобы Всемирный совет церквей проголосовал за снятие аватона, но это оказалось информацией недостоверной.
Фактов, говорящих о том, что отмену аватона готовят в ближайшее время, сейчас нет. Более того, сейчас это невозможно, поскольку приведет к очень большому резонансу и протестам внутри Греции.  Статус Афона защищен 105 статьей греческой конституции и целым рядом соглашений между Грецией и ЕС.  Юридически земля Афона принадлежит двадцати монастырям — монахи имеют право ограничить право въезда на Святую Гору тем, для кого посчитают это нужным. Вопрос о снятии аватона можно сравнить со следующей ситуацией: у вас есть 3-комнатная квартира, и тут приходит постановление мэрии, что вам нужно подселить к себе еще трех человек.
— А если говорить о долгосрочной перспективе — какова она?
— Конечно, вопрос о снятии аватона рано или поздно поставят на обсуждение. Но до этого нужно демонтировать еще много других вещей в Греции — например, в больницах и в зданиях судов в Греции висят иконы. Постепенно их уже начинают убирать: буквально на днях в богословском факультете университета в Салониках  факультета сняли икону Христа со входа и унесли подальше от глаз, на четвертый этаж, несмотря на протесты ряда педагогов и студентов. Процесс секуляризации идет в Европе, и Афон, безусловно, станет целью атаки. Но не сейчас— позже.
— Ряд афонских монастырей получает финансовую помощь Евросоюза в делах реставрации. Насколько они становятся зависимыми от ЕС через это?
— На данный момент, попыток прямого давления, попыток что-то навязать монастырям, не было. Но я не исключаю, что подобное может произойти в будущем.
На самом Афоне на этот счет разные мнения. Например, монастырь Костамонит принципиально отказался от финансовой помощи со стороны ЕС. Они открыто декларировали: мы боимся, мы опасаемся отмены аватона, и не хотим получить от ЕС ни одного цента, чтобы не впасть в зависимость. Другие монастыри угрозы в этом не увидели или посчитали, что она на данный момент неактуальна.
Вопрос этот тесно сопряжен с вопросом отношения к современным технологиям на Афоне. На наших глазах произошла технологическая революция — появились интернет, транспорт, инфрастуктура. На Афоне разные точки зрения на то, как относиться к прогрессу технологий, насколько это совместимо с монашеством и насколько можно воссоздавать монастыри — в той величественной форме и на том технологическом уровне, как это часто происходит сейчас.
На данный момент Кинот искусственно ограничивает развитие транспортной инфраструктуры, асфальтирование, использование транспорта . Во многих монастырях монахи совсем не пользуются интернетом, мобильными телефонами  — и, например, те же ученики старца Паисия сегодня ограничиваются минимумом средств: у них даже нет насоса, чтобы качать воду: ее достают вручную, как это делали во все века. Отношение к технологиям осторожное. И такое же оно к вопросу о финансовой помощи ЕС.
Православные монахи на Афоне. Фото: simvol-veri.ru
Русские на Афоне
В одной из первых новостей о праздновании 1000-летия русского присутствия на Афоне, говорилось, что губернатор Афона был недоволен этим праздником и поручил Священному Киноту Афона разобраться с этим. Разве светский губернатор на Святой Горе имеет право вмешиваться в монастырские дела?
— Вопрос сложный. С одной стороны, на Афоне действуют законы греческой республики — в отношении уголовного и административного права. Это проявилось, например, в случае с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом, который был арестован в 2011 году якобы за незаконную сделку с недвижимостью.  
С другой стороны, обычно государство в таких случаях запрашивает разрешение Священного Кинота — оно не готово идти на резкие действия против монахов. Пример — монастырь Эсфигмен, который сейчас контролируют монахи, отколовшиеся от церковного общения с другими монастырям Афона и другими церквями. Был принят ряд судебных решение о том, что они обязаны освободить монастырь. Но полиция не готова к тому, чтобы насильственно вторгаться в обитель. Более того, государство — при том, что оно осуществляет таможенные функции — не препятствует Эсфигмену сообщаться с внешним миром, в том числе принимать паломников.
По поводу ситуации, о которой говорите вы, нужно сказать — на первом этапе были некоторые трения по поводу празднования. В частности, высказывались претензии, что Россия сама что-то решила проводить на Афоне, не согласовав это с греческими властями и Вселенским патриархатом, в чьей церковной юрисдикции находится Афон. Сейчас эти вопросы улажены — дано согласие правительство Греции и благословение Константинопольского патриарха.  Губернатор Афона не так давно давал местной прессе интервью, где отметил, что за время его администрирования конфликтов и трений между светской властью и Кинотом не было.
— Каков Афон сегодня по соотношению национальностей?
— Большинство монахов — греки и киприоты. На втором месте по численности идут Румыния, Сербия и Россия. Потом, вероятно, Болгария, и есть еще довольно большое количество монахов их европейских стран  — Финляндии, Италии, Франции. Представителей Африки и Азии — единицы, их можно назвать экзотикой.
Игумен Ефрем Ватопедский. Фото: pontos-news.gr
— В прошлом году на форуме известного церковного деятеля развернулась дискуссия о том, что на Афоне действует негласная политика по ограничению присутствия русских. На ваш взгляд, это так?
— Проходила информация о том, что патриарх Константинопольский осторожно смотрит на увеличение числа русских монахов и в целом хочет ограничить количество монахов на Афоне  — писал  об этом греческий портал «Ромфеа». В целом же игумены на Афоне, по моим наблюдениям, весьма охотно принимают монахов из России — в каждом монастыре есть российские монахи и послушники, часто они занимают видные роли в своих обителях.
Вопрос ограничения русских на Афоне сегодня в первую очередь связан с визовыми препятствиями. Если ты принимаешь постриг на Афоне, то автоматически получаешь греческое гражданство. Но до этого момента нужно еще побыть послушником, и иногда послушничество длится годами. Для этого нужно получать визу, многократную, нетуристическую — иногда рабочую или студенческую, а это не всегда просто.
У людей, которые приняли постриг в России, затем уже поехали на Афон, ситуация еще более сложная. Необходимо оформить очень много документов — для европейцев этот вопрос не стоит.
— В 2011 году, когда арестовали игумена Ефрема Ватопедского, это событие связали, в том числе с его прорусскими симпатиями…
— Само давление на Ватопед было связано с тем, что этот монастырь играл значимую общественную роль, и не всем это нравилось. Ватопед пытался играть консолидирующую роль среди православных, пытался продвигать значение православной традиции и ее защиту — на уровне культурном, политическом, общественном. Это очень активный монастырь, и причины давления на него — недовольство позицией Ватопеда, в том числе, возможно, недовольство и его связями с Россией.
Нужно понимать также, что суверенитет Греции в значительной степени ограничен внешним управлением, а власть находится в руках людей, которые настроены достаточно антицерковно.
Афанасий Зоитакис. Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»
Паломничество
 — Сегодня, в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, нет опасения, что Афон станет модным трендом в ущерб отечественным монастырям? Еще Серафим Саровский неохотно благословлял поток пожертвований и паломничеств на Афон —говоря о том, что и в России остается много поля для делания.
— Такая тенденция, безусловно, есть — многие едут на Святую Гору из праздного любопытства, рассматривают ее как моду, как вид духовного туризма. Однако Афон — это не то место, где все человеческие планы срабатывают. Я знаю немало случаев, когда человек ехал за легким увеселением, но на Афоне судьба сводила его с такими людьми, что он полностью пересматривал свою жизнь: атеисты становились верующими людьми, а некоторые решали даже остаться на Афоне.
Совет, который можно дать паломникам: если уж едешь на Афон, то там надо жить жизнью, максимально приближенной к монашеской — ходить на богослужения, соблюдать принятый распорядок дня.
— Насколько сами монахи дружелюбны к паломникам?
— Монастыри — разные. Есть обители более молитвенного настроя — это не значит, что они чураются людей, но атмосфера там другая: они больше нацелены на молитвенное правило, на тишину и исихию. А есть обители типа монастыря Дохиар, где ты сразу становишься частью братии: они полностью пускают тебя в свою жизнь — вплоть до того, что какие-то вопросы монастырской жизни игумен обсуждает на трапезе при всех, не боится посторонних ушей. Возникает полое ощущение, что ты — один из братии.
—- Русская православная церковь подняла вопрос о возможной канонизации русских афонских подвижников Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова). Насколько приветствуют эту инициативу на Афоне?
— Отношение к русским святым на Святой Горе очень трепетное. Все на Афоне знают и почитают Серафима Саровского, Луку Войно-Ясенецкого — почитание последнего в Греции приобрело какой-то невиданный размах: Святитель Лука являлся многим, люди получали от него чудеса исцеления. Вместе с этими подвижниками каждый афонский монах знает имена Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, на Афоне сильно почитание царской семьи.
Почитание святого Силуана Афонского, который тоже был русским, можно назвать по-настоящему общеафонским. При этом святогорцы чтят и его ученика Софрония (Сахарова) — он еще не прославлен в лике святых, но есть информация, что Константинополь готовит документы по его канонизации. Поэтому отношение к прославлению русских афонитов самое позитивное.
— Как миру узнавать о новых афонских подвижниках7 Ведь если бы не отец Софроний (Сахаров), биограф святого Силуана, возможно, мир не узнал бы о нем?
— Это интересная проблема. Я бы сказал, что это всегда происходит по Божьей воле: если Богу угодно, то люди об этом узнают. Потому что сами старцы не хотят, чтобы о них узнали, не хотят этого почитания — вплоть до того, что некоторые завещают себя похоронить в таком месте, где не будет возможностей для паломничества.
В ряде случаев старцы раскрывались сами — после того, как им было явление Господа, призывавшего на какое-то дело. Иногда их «раскрывали» ученики. Но сейчас такое время, что утаить информацию тяжело — есть интернет. Бывает, что человек попадает к какому-то старцу, и почти всегда старец просит о нем не рассказывать — но потом этот человек скажет родственникам, потом кто-то опубликует это в интернете, и вот уже поток паломников растет.
Пророчества Афона
В июне 2016 года пройдет Всеправославный собор. Известно, что в России многие верующие, и в том числе монахи, негативно относятся к этому события – опасаясь, что оно исказит чистоту православия. Какое отношение к собору на Афоне?
— Отношение осторожное: люди ждут его достаточно. Помимо открытых сопротивленцев, вроде братии монастыря Эсфигмен, опасения по поводу этого события есть у многих, но они пока не выражены в форме открытого противодействия.
К слову, такое же отношение к контактам предстоятелей православных Церквей с католиками — его можно назвать осторожным. Нет сомнений, что если Вселенский патриарх предпримет какие-то шаги, которые покажутся афонитам противоречащими традиции, то ответом на это станет соборный общеафонский документ, реакция всего Афона.
— Известны пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия о будущем освобождении Константинополя. Какое значение придает им Афон — насколько пророчества вплетены в жизнь Святой Горы?
— Значение этим словам придают самое серьезное — безусловно, они авторитетны для монахов, монахи часто ссылаются на них. Другой вопрос, что это не делают главным содержанием жизни, не охватываются паникой, не находятся в нервном смущении или ожидании. Все зависит от Бога, поэтому пророчества и знание о грядущих испытаниях на Афоне воспринимают в первую очередь как повод для усиления молитв.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
14 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ