Открыть небо
4 мин чтения
Аэродром Усмань-Шаршки — база верхнехавского аэроклуба «Сапсан». Фото: Александр Нечаев / Русская Планета

Аэродром Усмань-Шаршки — база верхнехавского аэроклуба «Сапсан». Фото: Александр Нечаев / Русская Планета

Как за несколько лет аэроклуб в Воронежской области стал одним из ведущих в стране

С 1 по 8 мая на аэродроме Усмань-Шаршки — базе верхнехавского аэроклуба «Сапсан» — проходил этап мирового Гран-при по планерному спорту. Лучшие планеристы мира, собираясь приехать на соревнования, искали на карте Усмань. Это удивительно, ведь аэроклуб начал работу только в 2012 году. С 9 по 22 июля этого года там проходил чемпионат России по планерному спорту. «Русская Планета» отправилась в небольшой районный город Липецкой области, чтобы узнать, как за короткий срок создать организацию, получившую международное призвание, и воспитать чемпионов.

«Начинали с одного планера»

«Видите, на площадке, где стоят планеры, еще пару лет назад был лес, — показывает корреспонденту "Русской Планеты" заместитель директора аэроклуба по летной подготовке Сергей Клюев. — Мы деревья выкорчевали и занялись строительством. Сделать еще нужно многое. А началось все в 2011 году, когда руководитель Верхнехавского агрохолдинга Антон Пермяков решил создать в регионе аэроклуб. Я до Верхней Хавы (село в Воронежской области. — РП) работал в Казани, но мне понравилась идея создать новый аэроклуб. 1 января 2012 года мы приступили к работе».

Своего аэродрома в Верхней Хаве нет, но он нашелся в соседнем городе Липецкой области — Усмани. Аэродром числился в резерве Министерства обороны. Никакой инфраструктуры на нем не было — так ведь для планерного спорта асфальтовые взлетно-посадочные полосы и не нужны. Место оказалось удачным. Во-первых, дренированный грунт очень хорошо отводит воду, уже через пару часов после дождя можно продолжать полеты. Во-вторых, рядом находится воронежский заповедник, который формирует подходящий для планерных полетов микроклимат. В-третьих, относительно свободное небо.

«Мы начинали с малого, взяли в аренду один учебный планер и один самолет-буксировщик, — рассказывает Сергей Клюев. — Кроме меня, в штате был еще только один инструктор, вот так и проводили первые занятия».

Параллельно клуб начал участвовать в соревнованиях. В 2013 году Клюев, выступавший уже под флагом «Сапсана», выиграл чемпионат России, и об аэроклубе узнали. С тех пор почти каждый чемпионат России закачивается победой спортсменов из «Сапсана», а сборная страны почти наполовину состоит из верхнехавских планеристов.

«После победы на чемпионате популярность клуба стала расти, — говорит Сергей Клюев. — Уже на второй год у нас было четыре планера и два самолета, причем не в аренде, а в собственности, немного обустроился аэродром, появились электричество, ангары, бытовые строения. К 2014 году мы довели количество техники до десяти планеров и трех самолетов, при этом продолжая успешно выступать на всероссийских соревнованиях. А к 2016 году построили кафе, места для проживания спортсменов и ремонта техники. Сейчас у нас четыре самолета, пять спортивных планеров и девять учебных».

По признанию Сергея Клюева, идея проведения этапа международного Гран-при возникла спонтанно, такой вариант предложила Федерация планерного спорта России. Верхнехавцы подали заявку в Международную авиационную федерацию, и кандидатура «Сапсана» была утверждена.

«Желание участвовать выразили многие известные планеристы, в том числе и Себастьян Кава, 12-кратный чемпион мира, попавший в Книгу рекордов Гиннесса. Состав участников был очень сильный, а отзывы о Гран-при хорошие», — поддерживает беседу председатель Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский.

«Первый раз поднялась в небо прямо в день рождения»

«После Гран-при нам предложили провести чемпионат России, который не получилось организовать в Новосибирске, — продолжает заместитель директора. — Мы откликнулись и на это предложение, хотя проведение соревнований далеко не самая главная наша цель. Наша цель — воспитывать спортсменов высокого уровня. Поэтому для подростков из Усмани и Верхней Хавы у агрохолдинга есть программы финансирования подготовки, дети могут заниматься абсолютно бесплатно. Не могу сказать, что молодежь идет не очень активно. На первые занятия приходят по 15–20 человек, но потом многие отсеиваются, и до реальных полетов доходят только 1–2 человека. Хотя перспективы для подростков очень хорошие — после окончания аэроклуба гораздо легче поступить в летное училище, стать пилотом, не говоря уже о вариантах продолжения спортивной карьеры».

Алиса Долгушина — одна из участниц программы Верхнехавского агрохолдинга, прошла путь от азов до самостоятельных полетов и продолжает развивать спортивное мастерство.

Алиса Долгушина прошла путь от азов до самостоятельных полетов

Алиса Долгушина прошла путь от азов до самостоятельных полетов. Фото: Александр Нечаев / Русская Планета

«Начала заниматься планерным спортом в 15 лет, — говорит Алиса. — Сначала была теоретическая подготовка, сдача зачетов, потом пришлось ждать, пока мне исполнится 16. Раньше этого возраста самостоятельные полеты запрещены. Первый раз поднялась в небо прямо в день рождения. Уже два года занимаюсь, совмещая с учебой сначала в школе, теперь в институте. Планерный спорт бросать не собираюсь, это очень интересно и захватывает».

Несмотря на то что молодых спортсменов в «Сапсане» пока не очень много, каждый год в клубе растет число занимающихся.

«У нас уже три инструктора работают с полной нагрузкой, и мы планируем пригласить еще двоих на будущий год, потому что не справляемся, — отметил Сергей. — Приятно, что к нам приезжают не только воронежцы, но и любители планерного спорта из других городов, у которых есть выбор, где летать».

«Мой путь повторяет типичную ситуацию многих моих коллег, — рассказывает планерист Евгений Злобин. — Хотел стать летчиком, поступил в Московский авиационный институт. В начале 90-х все стало разваливаться, поэтому сменил род деятельности — стал программистом. Но желание летать все равно осталось. В 32 года начал осваивать планер. Это так увлекло, что я сменил работу, чтобы иметь больше свободного времени для полетов. Со временем стало получаться лучше, появился спортивный азарт, сейчас уже выступаю на чемпионате России. Помимо спорта, планеризм — это единение с природой, ведь все ресурсы для продолжения полета берутся из атмосферы, нужно хорошо ее понимать, уметь сливаться с ней. Сложно словами описать впечатление, когда паришь между землей и облаками».

Летный потенциал страны

«Сегодня основной костяк планеристов — это люди от 30 до 45 лет, которые начали заниматься уже в зрелом возрасте. Для них полеты — это способ получения эмоций, — признает Сергей Рябчинский. — Планерный спорт в 90-е годы был в серьезном упадке, сейчас понемногу возрождается, но несколько поколений мы потеряли. Приходится восстанавливать систему. Лет пять назад мы насчитывали около 300 планеристов на всю страну, сегодня их число выросло как минимум в два раза. Нужно признать, что в Верхней Хаве наблюдается самое динамичное развитие».

По словам почти всех собеседников, главная проблема в том, что сегодня в России нет государственной поддержки юношеского планерного спорта, все находится на самообеспечении. Нет детских школ, и задача воспитания молодых спортсменов ложится на плечи аэроклубов, а это колоссальные затраты.

«Планерный спорт — это самый дешевый способ познакомить молодежь с небом, но все равно это довольно дорого. Отличная первая ступень для многих профессий, связанных с авиацией. Прошедшим подготовку в планерной школе потом легче стать военным или гражданским пилотом. Посмотрите, сегодня в летной школе страны кризис, а начинается это все именно с юношей и подростков, которым сложно реализовать тягу к полетам», — говорит Рябчинский.

«В России не так и много планерных аэроклубов, многие находятся не в самом хорошем состоянии, — соглашается Сергей Клюев. — Большинство клубов было создано еще в советское время, а новых очень мало. Из соседей только клуб в Орле и Белгороде. Получается, что мы аккумулируем желающих летать сразу из нескольких регионов, так что будем стараться развиваться. В планах на базе верхнехавского аэроклуба сделать место постоянного базирования сборной России по планерному спорту, проводить крупные соревнования. Будем продолжать увеличивать количество техники, строить новые вспомогательные помещения, а также более активно привлекать молодежь».

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Видимо-невидимо Далее в рубрике Видимо-невидимоФизики еще на шаг приблизились к созданию «плаща-невидимки» Читайте в рубрике Под защитой мученика ВонифатияДеревня Лосня может стать местом паломничества для желающих исцелиться от алкоголизма Под защитой мученика Вонифатия
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
24 июля 2016, 15:54
Надо же, никогда не слушал об этом аэроклубе - это где-то недалеко от Воронежа, насколько я понял...? Надо будет когда-нибудь съездить, попробовать... Надеюсь, это не опасно, специалисты квалифицированные работают...?
24 июля 2016, 23:52
Да это совсем близко от Воронеже километров 10-15, молодцы ребята
25 июля 2016, 16:20
До аэродрома в городе Усмань Липецкой области от Воронежа километров 70, не меньше, не вводите людей в заблуждение.
24 июля 2016, 15:32
Любительская авиация в России находится в зачаточном состоянии, что с нашими территориями просто недопустимо. Надо поддерживать подобные клубы на государственном уровне, пусть готовят пилотов.
25 июля 2016, 11:36
В советское время аэроклубы были весьма популярны. Сейчас, да, необходима господдержка. Небо сильней вредных привычек, если даже из этого исходить.
25 июля 2016, 16:18
Самое главное - это развивать авиастроение, в том числе и малое. посмотрите, на чем летают эти ребята - это же ведра с болтами, на таких страшно в небо подниматься
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!