Новости – Люди
Люди
А ты помог «Трансаэро»?
Фото: Александр Николаев / Интерпресс / ТАСС
По долгам авиакомпании, приобретаемой «Аэрофлотом», будет расплачиваться вся Россия
2 сентября, 2015 14:40
9 мин
Крупнейшая авиакомпания России «Аэрофлот» объявила о намерении купить своего основного конкурента, «Трансаэро», за 1 рубль. Аналитики сходятся во мнении, что государственный перевозчик крупно переплатил. Все активы «Трансаэро» не покрывают ее гигантских долгов. Альтернативой для второй по объему перевозок авиакомпании страны могло быть только банкротство. Но при этом тысячи обладателей билетов на будущие рейсы «Трансаэро» никуда бы не улетели.
Настольная игра в открытом небе
Есть такая замечательная настольная игра — «Монополия». Суть ее состоит в том, чтобы собрать в своих руках все предприятия какой-либо отрасли, чтобы резко повысить в ней цены. И если у тебя до монополии не хватает всего одного предприятия, которое принадлежит соседу, ты готов заплатить за него любые деньги, порой в десяток раз больше номинала — сделка быстро окупится за счет несчастных, попавших на «монополизированные» клетки игрового поля.
А перед нами как раз создание подобной монополии — крупнейшей авиакорпорации: в компании со своими многочисленными «дочками» «Аэрофлот» становится фактическим владельцем российского неба. Впору создавать госкорпорацию «Российские воздушные дороги» (РВД). Кстати, и свободный руководитель есть, с опытом работы в наземном аналоге нового гиганта.
Интересные вещи творятся, неисповедимы пути ФАС. Когда «Техносила» с «Эльдорадо» по очереди пытались купить друг друга, им говорили: «Фи, как можно, создаете монополию!» Перед «Аэрофлотом» же всегда горит один и тот же свет — зеленый, как цвета следующей вероятной жертвы, «Сибири» (летает под брендом S7). Но достаточно и современного положения вещей: доля «Аэрофлота» в нашем небе — почти 45% (среди российских авиакомпаний, но иностранцы стремительно покидают рынок), «Трансаэро» — 18,7%, это два первых места. Добавим «дочек» «Аэрофлота»: «Россию», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Победу» и «Аврору» (суммарно 3–4%) — и получим две трети. Подобный холдинг, имеющий к тому же административный ресурс, получит абсолютное доминирование не только в небе, но и в кассовых окошках. С учетом иностранцев группа «Аэрофлот» имеет 37% в небе, то есть половину рынка новый гигант все равно получит. И будет стричь купоны.
Народная примета
Что ж, исполняются заветные желания президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, который винил в бедах отрасли «излишнюю либерализацию рынка». Судя по всему, большое число компаний мешало главным и лучшим из них получать сверхприбыли.
Но, дорогие господа, если вы все такие убыточные и несчастные, зачем вы вообще работаете на этом рынке? Зачем за свой счет катаете пассажиров, накапливаете долги, чуть не рубашку последнюю с себя снимаете, чтобы командированный из Тюмени долетел-таки до Санкт-Петербурга?
Есть очень простой способ проверить, правду ли говорит современный российский топ-менеджер. Достаточно внимательно посмотреть на его лицо: если он открывает рот, он врет. Врет о патриотизме, об убытках, об отсутствии недвижимости за рубежом, о разводе, о бизнесе детей… Вот и авиакомпании, о которых так нежно заботится Владимир Тасун, всеми силами преувеличивают собственные издержки, чтобы минимизировать налоги и бесконтрольно выводить фактическую прибыль за рубеж. Посмотрим на историю одной из таких компаний, которая была создана на аспирантскую стипендию и будет продана теперь за рубль.
Как сын к успеху шел
Про стипендию — это мы пошутили. Александр Плешаков создал компанию «Трансаэро» в 1990 году возрасте 26 лет — действительно, будучи ничем не примечательным советским выпускником аспирантуры МАИ. Но отец Александра как-никак был министром радиопромышленности СССР, правда, к моменту основания авиакомпании он уже скончался. А мать талантливого бизнесмена, Татьяна Анодина, занимала должность главы НИИ аэронавигации и была близким другом Евгения Примакова, входившего, в свою очередь, в ближайшее окружение Михаила Горбачева. И последующий взлет «Трансаэро» не без оснований связывали с этим мощным политико-силовым ресурсом, тем более что в 1991 году Татьяна Анодина организовала Межгосударственный авиационный комитет, который возглавляет до сих пор. На этом фоне неудивительно, что компания «Трансаэро» работала, покупала и арендовала самолеты, получала премии за быстрый рост доли на рынке и накапливала, накапливала, накапливала совершенно безумные долги.
«Трансаэро» не трогали, пока был жив Евгений Примаков. Через два дня после его смерти Татьяна Анодина, которую многие называли женой этого замечательного политика (хотя у него была официальная супруга), вышла из совета директоров перевозчика: властный ресурс кончился, бизнес был обречен.
Теперь Александр и Ольга Плешаковы, владельцы 36,62% «Трансаэро», объявили о том, что намерены продать акции компании и выйти из ее руководства. Будет удивительно, если эти граждане останутся в России и будут безмятежно любоваться тем, как «Аэрофлот» оплачивает накопленные ими долги. Хотя влиятельная мама способна найти сыну и внучкам вполне симпатичные должности.
Самолет компании «Трансаэро», заходящий на посадку в аэропорту Домодедово. Фото: ИДР / ТАСС
Задолженность «Трансаэро», по последним данным, составляет 160 млрд рублей, и все активы компании не могут покрыть этих убытков. Может быть, именно поэтому, а не из-за заботы о пассажирах, наши власти не стали банкротить перевозчика: кому-то очень хочется получить свои деньги. Так что доброе российское государство в лице «Аэрофлота» (около 52% которого принадлежат РФ) берет на себя, то есть на нас с вами, чужие долги — а граждане, в эти долги залезшие, свободны от всяких обязательств.
Кстати, скороспелое объявление о покупке «Трансаэро» «Аэрофлотом» вызвало вполне предсказуемую реакцию рынка: акции безнадежного должника скакнули вверх на 40%. Небезынтересно было бы посмотреть, какие именно граждане в последние дни прикупили эти бумаги и на каком максимуме они их продадут (ст. 185.6 УК РФ, «Неправомерное использование инсайдерской информации»). Акции «Аэрофлота», государственного актива, напротив, потеряли 5,5% — и статьи за причинение подобного ущерба России в российском законодательстве нет.
Тупик «Аэрофлота»
Решение о передаче «Трансаэро» «Аэрофлоту» правильное. Вот только в самом «Аэрофлоте» надо что-то менять.
Проблема не в последовательной национализации крупного бизнеса, а в неспособности нынешних государственных управленцев к эффективному хозяйствованию. Национальная авиакомпания — это хорошо, правильно, необходимо, но мы, нация, должны быть убеждены, что это предприятие работает во благо страны.
Есть два способа реализовать эту задачу:
- Первый — наладить бизнес, получать хорошую прибыль, платить солидные налоги в бюджет;
- Второй — обеспечить гражданам возможность дешевого и комфортного передвижения, пусть даже ценой бюджетных дотаций.
Увы, руководство авиагиганта пуще исламской бомбы и американских санкций боится хотя бы приблизиться к одному из этих путей. Удачным для нас образом объявление о грядущей покупке совпало с публикацией отчетности по МФСО за первое полугодие 2015 года. Оказалось, что группа «Аэрофлот», исправно наращивающая свою долю в русском небе, так и не смогла выйти на прибыльность. При росте доли, выручки, числа пассажиров вырос и абсолютный убыток: за полгода ведущая группа авиаперевозчиков потеряла 3,541 млрд руб. Два главных фактора финансовых потерь — резкое сокращение числа чартерных перевозок и ранее заключенные валютные и топливные опционы (с российскими, что интересно, банками).
В «Аэрофлоте» прибедняются, как всегда прибедняются в госкомпаниях. Вот и несчастные РЖД возят пассажиров себе в убыток, и незадачливая «Роснефть» не в состоянии гнать на Запад национальное достояние без многомиллиардных вливаний, и нищая система ЖКХ снова нуждается в деньгах на замену инфраструктуры и капремонт. Так и «Аэрофлот»: поднимает цены, вытесняет конкурентов со всех направлений — а все равно убыток. Деньги уходят в непонятные банки, с которыми были заключены странные договоры.
И вот теперь — вынужденная покупка безнадежного «Трансаэро» за рубль. Никогда еще рубль не падал так низко.
* * *
Что же получается, по Достоевскому — «один гад съел другую гадину»? Не совсем так, конечно — сами-то по себе авиакомпании хорошие, надежные, постоянно пытающиеся стать лучше. Только вот достигается это усилиями персонала низшего и среднего звена, а никак не работой руководства.
Развитие авиарынка в России — не эволюция, здесь нет свободной конкуренции мутирующих в чистом поле бактерий, когда выживают лучше всего приспосабливающиеся. Нет, здесь далеко не чистое поле, здесь есть теплая темная стенка, около которой только и плодятся разнообразные паразиты — а остальные лишь дерутся между собой за право быть допущенными в этот рай.
Но в решающий момент отбежать от стенки успеют не все. Далеко не все.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости