Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Возможен ли выход из российского безвременья?

Участники митинга «За честные выборы» на Болотной площади в Москве, 4 февраля 2012 года. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Ученые попытались объяснить, почему россияне так и остались советскими людьми и не сумели поверить в будущее
Сергей Простаков
5 февраля, 2014 13:32
22 мин
В Институте научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН) во вторник, 4 февраля, состоялся научный семинар под названием «Современная Россия в ситуации „безвременья“ (исторический, социологический, этнополитический анализ)». Тему мероприятия предложил профессор Высшей школы экономики Эмиль Паин. Под термином «безвременье» скрывается царящие сегодня в российском обществе апатия, безверие, отсутствие перспектив, ощущение бесконечного тупика отечественной истории.
С докладами выступили директор ИНИОН, академик РАН, историк Юрий Пивоваров; социолог, директор «Левада-центра» Лев Гудков и инициатор дискуссии Эмиль Паин.
«Наше общество уничтожено»
Первым слово взял Пивоваров.
Он напомнил, что два года назад в ИНИОН уже проходили семинары по схожей тематике, но тогда, зимой 2012 года, среди выступающих и слушателей царила эйфория и предчувствие скорых перемен. Но сегодня подобные настроения исчезли. «Еще недавно в спорах с коллегами я отстаивал точку зрения, что советское за прошедшие двадцать лет исчезло. Теперь я вынужден констатировать обратное», — посетовал историк.
По его мнению, с XX съезда КПСС в 1956 году началась великая эмансипация русского человека, его самоосвобождение. Но оно имело и негативные стороны. В СССР, а затем в России так и не случилось кардинального разрыва с прошлым. Историк процитировал афоризм, который часто приписывают Шарлю де Голлю: «Сталин не ушел в прошлое — он растворился в будущем». «Речь здесь идет даже не о Сталине, а о нашем сегодняшнем дне. Мы остаемся по духу, но не по власти, советскими людьми. У нашего советского наследия есть три качества. Первое — это постоянное историческое перекладывание вины на других, ощущение собственной безгрешности. Второе — постоянное упрощение. И последнее, третье, — понимание власти как исключительно насилия. Примеры этих советских качеств мы без труда найдем и в современной российской действительности», — пояснил историк.
Советская власть действовала не «за» и не «против» каких-либо классов — она была против всех. В результате действий, подчиненных такой логике, была уничтожена всякая социальная дифференциация. «Почему после 17 октября 1905 года в России как грибы после дождя стали прорастать партии, различные группы интересов, сообщества граждан, а в постсоветской России такого нет? Потому что наше общество уничтожено — этим группам неоткуда произрастать», — метафорично описал причины отсутствия гражданского общества в России Пивоваров.
В качестве примеров историк привел недавно начавшуюся реформу РАН и ликвидацию Книжной палаты. «Я впервые в жизни вижу такой циничный наезд на институты гражданского общества, когда даже невозможно ответить: „А зачем это делается?“», — переживает глава ИНИНОН.
Затем он напомнил о концепции единого учебника истории России, в которой события 1917 года больше не делятся на Февральскую и Октябрьскую революцию, а называются вместе Великой Российской революцией. Пивоваров считает, что это попытка государства и общества отсрочить решение вопроса о своем отношении и к Февралю, и к Октябрю. «Ведь что такое была Февральская революция? В тот момент это была глупая и крайне неудачная, но попытка нашего общества стать свободным. Октябрьская революция имела обратные последствия для общества. Сегодня нас просто лишают права сравнивать эти события», — считает ученый.
Юрий Пивоваров (слева). Фото: Валерий Левитин / РИА Новости
Юрий Пивоваров (слева). Фото: Валерий Левитин / РИА Новости
По мнению Пивоварова, все приведенные им примеры говорят о бездействии общества по отношению к власти. Историк опасается, что если в России не будет существовать легальной возможности сопротивления властям, участия различных политических сил в выработке решений, то все закончится «жуткой националистической диктатурой».
Затем он передал слово директору «Левада-центра» Льву Гудкову.
«Сегодня основной носитель ксенофобии — интеллигенция»
Как социолог, Гудков указал, что в своем докладе он приведет данные по массовым установкам, господствующим в эпоху современного российского «безвременья». В качестве материалов он использовал данные, накопившиеся за годы работы «Левада-центра».
Социолог в начале доклада описал тенденции, которые сегодня наблюдаются.
После волны массовых протестов 2011-2012 годов, которые были сосредоточены в крупных городах и почти не затронули остальной России, государство объявило войну гражданскому обществу, после чего доминирующим настроением этого гражданского общества стала растерянность. Возникла ситуация не исторического тупика, а неопределенности, господствующей в разных социальных слоях, но проявляющейся везде по-разному. Реально же оппонировать власти сегодня хочет не больше 8% населения.
«Сегодня, — говорит Гудков — не столько растут представления о неопределенности будущего, сколько меняется их структура. Раньше неуверенность в ближайшем будущем была распространена среди малоимущих. Но сейчас основной ее носитель — это образованные, обеспеченные, продвинутые слои населения».
Последние пять лет стабильно увеличивается показатель ощущения россиянами себя свободными людьми (речь идет прежде всего о потребительской свободе). Но параллельно с этим растет и нежелание жить в таком обществе и стране. Исследователь охарактеризовал это явление как социальную аномию — полный разрыв общественных связей и представлений.
Затем Гудков привел данные постоянного мониторинга «Индекс социальных настроений», который осуществляет «Левада-центр». За последние пять лет стабильно падают все показатели, особенно экономических ожиданий и доверия к власти. За обозначенный период растет только доверие к собственной семье.
По мнению социолога, мы имеем дело с делегитимацией существующего политического персонифицированного режима, но не его демонтажем. «Несущими конструкциями сегодняшнего политического режима является апатия и безразличие большей части населения к происходящим в стране событиям. Ханна Арендт в своей книге „Эйхман в Иерусалиме“ написала, что безразличие к авторитарным и тоталитарным режимам населения равнозначно их поддержке», — отмечает Гудков.
Отсюда происходит и фиксируемый социологами рост ядра сторонников Путина. Население потеряло интерес к участию в выборах, поэтому активные сторонники режима оказываются в относительном большинстве. Остальное население никак не реагирует на происходящие события.
За такое положение дел социолог не снимает вины с современной российской оппозиции. «Два года назад у россиян не изменилась картина мира, потому что оппоненты власти так и не смогли выдвинуть хоть какой-нибудь более-менее внятной политической программы для страны и общества, вместо этого сделав упор на моральный протест, который просто не может быть массовым», — посетовал Гудков.
Отсюда вытекает, что, не смотря на то, что только 13% россиян уверены в том, что президент страны не причастен к коррупции, население в целом остается безразличным к процессу разложения власти. Сегодня более 80% населения не хочет никак соприкасаться с политическим процессом. По мнению Гудкова, даже более значимым, чем отсутствие альтернативной картины мира, является разочарование в государственном патернализме. Государство сегодня не справляется с многочисленными социальными обязательствами, а поскольку население уверено в безальтернативности действующей власти, происходит небывалый рост апатии.
Интересным является наблюдаемый рост ностальгии по советскому прошлому. «Он происходит отнюдь не из-за желания вернуться в коммунистическую систему, а как раз из-за отсутствия альтернативной картины мира. Даже западные демократии таковыми быть не могут, потому что большинство населения ничего о них не знает. Отсюда многие наши сограждане начинают искать альтернативы в прошлом», — пояснил Гудков.
Лев Гудков. Фото: Валерий Левитин / РИА Новости
Лев Гудков. Фото: Валерий Левитин / РИА Новости
На фоне этих тенденций продолжается эволюция образа внешнего и внутреннего врага, причем сегодня ощущение существования внутреннего врага доминирует в обществе над идеей внешнего. Но образ врага не унифицирован и не определен; в разных слоях населения он разный.
Осенью 2013-го года «Левада-центр» зафиксировал самый высокий уровень ксенофобии за все годы наблюдений. «Если в 1990-е годы основным носителем ксенофобии были пожилые малообразованные люди, живущие на периферии, то сегодня — это интеллигенция, высокостатусные и хорошо образованные люди, которые способны и хотят оказывать влияние на политический процесс», — поделился социологическими наблюдениями Гудков.
Сейчас в России средний уровень поддержки лозунга «Россия для русских» — 66%. В Москве только среди людей с высшим образованием он составляет 68%. Показатели поддержки лозунга «Хватит кормить Кавказ» еще выше: по России — 71%, а в Москве — 84%.
Социолог указал, что сегодня очень четко обозначился тренд на упрощение оценок событий, происходящих в России, и архаизацию мышления. Эти явления находятся в прямой зависимости от государственной пропаганды. Но последней никак не удается повлиять на образ власти. Население в России убеждено, что политикой занимаются беспринципные и аморальные люди. Не больше 10% опрошенных могут назвать какие-либо положительные характеристики политиков, тогда как негативные оценки гораздо популярнее.
«В ситуации, когда оппозиционным силам закрыт доступ к работающим каналам оказания влияния на общественное мнение, возможности изменений картины мира современного россиянина минимальны», — закончил свое выступление Гудков.
Национализм — могильщик авторитаризма?
«Я постараюсь на фоне сказанного моими коллегами внести толику оптимизма. Руководствоваться я буду словами американского писателя Пена Уоррена: „Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего делать“. Это одна из центральных мыслей моего доклада», — предварил эпиграфом свое выступление Эмиль Паин.
Свой доклад ученый рассматривает как полемику с теми, кто считает наступившую политическую реакцию продолжением стабильности «сытых нулевых».
Паин указал, что в докладе он исходит из трех тезисов. Первое — это беспочвенность сегодняшней риторики стабильности. На его взгляд, в политике тоже действует закон сохранения энергии. Подавленные в Москве политические протесты проявляются в других местах в виде социального недовольства или этнических погромов. Второе — это взаимосвязь уровня ксенофобия и демографии. По мнению ученого, связь эта до сих пор не до конца осмыслена, но чрезвычайно важна для понимания образа будущего. Третье — чрезвычайно важная роль национализма в преодолении ситуации безвременья. «В какие-то периоды истории он служит для укрепления политического режима, а в какие-то является инструментом его демонтажа», — уточнил исследователь.
Сегодня социологи фиксируют почти полное исчезновение политических протестов. Но исследователей и наблюдателей вводит в ступор волна этнических погромов, которые прокатились в стране в 2013 году. «Если в 2006 году случилась одна Кондопога, о которой потом говорили несколько лет, и только через пять лет случилась Манежка, то в прошлом году мы имели пять крупных этнических погромов: Пугачев, Нурлат, Среднеуральск, Бирюлево, Апраксино. И это только самые крупные — о большинстве мелких мы просто ничего не знаем. Зато мы знаем данные, которые привел прокурор Чайка: за последние девять лет в пять раз выросло количество осужденных за экстремизм», — указал Паин. Когда подавлен политический протест, он начинает проявляться в нашем догражданском обществе в таких архаичных формах, как погром.
Далее докладчик перешел к описанию демографических аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на ситуацию современного российского безвременья. По мнению ученого, в российской истории «безвременье» повторялось неоднократно, но для сегодняшнего дня особенно важна текущая демографическая ситуация, слабо осмысленная и властью, и российскими интеллектуалами.
Существует четкая зависимость между продолжительностью и уровнем жизни. По соотношению этих показателей Россия находится на 129 месте в мире. Демографы считают население страны старым, если доля людей в возрасте от 65 лет в ней составляет 7%, но сегодня этот показатель в России почти вдвое выше — почти 13%. Еще более тяжелой демографическая ситуация в России покажется, если взять за основу предполагаемую продолжительность жизни. Если в скандинавской стране средняя продолжительность жизни мужчины больше 70 лет, то у нас она едва превышает порог в 50 лет. Основная причина тут — высокая смертность от алкоголизма. По этому же показателю мы опережаем США на 15 лет, Польшу — на 9 лет.
«И даже Польшу, в которой и изобрели водку. И сейчас я перехожу к главной части своего выступления. После распада социалистической системы возраст дожития в Польше увеличился, а в России сократился. Почему это произошло? При всех „ужасах 1990-х“, о которых нам говорят, в той же Польше в этот период возрастают надежды на будущее, что находится в прямой корреляции с ростом продолжительности жизни. В России же произошла обратная ситуация — стало меньше надежд и сократилась продолжительность жизни. Разочарование люди стали „глушить“ водкой», — рассказал Паин.
Затем ученый обратил внимание аудитории на возрастно-половую структуру одного из муниципальных районов Дагестана. «Эта структура похожа на елочку. Внизу очень много молодого населения, а вверху — очень мало стариков. Это типичное традиционное общество. В России оно не встречается больше нигде, кроме Северного Кавказа», — пояснил он.
«А это „дуб“, — показал Паин возрастно-половую структуру одного из муниципальных районов теперь Красноярского края, — очень мало детей, но много стариков, и еще больше людей в среднем возрасте. Это типичная картина для всей остальной России».
Эмиль Паин. Фото: страница СВОП в Facebook
Эмиль Паин. Фото: страница СВОП в Facebook
Ученый задается вопросом: «А откуда в наших городах возрастает такое многолюдие взрослого населения?». Это является следствием внутренней миграции. Ее основным результатом стала концентрация населения в крупных населенных пунктах, прежде всего столицах и региональных центрах. В сегодняшней России происходит тотальная убыль периферийного населения, которую не удастся восстановить в ближайшие сто лет. А структура расселения все больше напоминает допетровскую Россию.
Сегодня у страны нет другого способа заселить эти территории, кроме как использовать миграционные потоки с Северного Кавказа или Средней Азии, что неизбежно приведет к росту ксенофобии. «В России господствуют два вида ксенофобии: антизападная и антимигрантская. Первая исчезает, как только выключается телевизор. А вот что делать со второй, даже при продуманной политике толерантности, в ситуации демографического кризиса непонятно. Поэтому сегодня ксенофобия становится доминирующим образом жизни населения», — считает Паин.
Сегодня власть пытается это использовать. Во время избирательной кампании на выборах мэра Москвы можно было наблюдать, как власти перехватывают националистические лозунги и используют ксенофобию для расширения электоральной базы своего кандидата. Самый распространенный в России тип национализма — имперский — по мнению Паина, не способен сегодня предложить ничего сверх того, о чем и так говорит власть: у них одни и те же враги и одни и те же друзья. Из-за этого массовый русский национализм неконкурентоспособен, поскольку полностью уступает свою повестку власти. Возникает парадоксальная ситуация: при небывалом росте ксенофобии активность националистических политиков и организаций не увеличивается, а даже падает.
В результате это приводит к глубинным изменениям в идеях русских националистов. Паин согласен с теми националистическими идеологами, которые утверждают, что русский национализм появляется только сейчас. «Ни „Союз русского народа“, ни диссидентские националистические группы, ни общество „Память“, ни „Русское национальное единство“ (РНЕ) не были по сути националистическими организациями, так как исходили из имперской охранительной риторики», — пояснил свою мысль ученый.
Националисты сегодня отказываются от идеи авторитаризма и империи, апеллируют преимуществами работающих демократических институтов для националистического движения. В качестве иллюстрации Паин приводит Национал-демократический альянс под руководством Алексея Широпаева и Ильи Лазаренко, которые от радикальных националистических идей пришли к утверждению необходимости европейской интеграции для России. «Фактически от этнического национализма они перешли к национализму гражданскому», — уточнил он.
Здесь ученый подходит к основныму вопросу своего доклада: «А не может ли быть так, что национализм гражданский является в России тем могильщиком авторитаризма, которым он стал в Польше, Чехии, Венгрии, а сегодня — на киевском Майдане? Возможен ли в принципе выход из авторитаризма без обретения той или иной формы националистической идеологии?».
В качестве примера Паин привел разницу между россиянами, которые поддерживают действия украинской оппозиции на Майдане, и самими украинцами, которые несколько месяцев протестуют на улице. Российские сторонники Майдана — это космополиты, которые как огня боятся любой риторики, связанной с национализмом. Протестующие же на Майдане так или иначе связаны с украинским национализмом. Паин пояснил, что космополитизм подразумевает легкую смену страны проживания, в которой носитель космополитизма видит более приемлемые для себя условия. Националист же вынужден так или иначе отстаивать свои интересы в той стране, где он проживает.
Ученый продолжил рассуждать о разнице между Россией и Украиной: «Она огромна. У нас среди интеллектуалов, просвещенных слоев общества преобладает идея о том, что Россия — страна рабов, в которой ничего невозможно поменять. Отсюда и ощущение безвременья. Для осознающих себя лузерами будущего не существует. А вот у украинцев есть идея: „народ непереможний“ — народ непобедим. И у них есть ясный образ будущего».
Свое выступление ученый закончил рекомендацией: «Нашему обществу нужно изживать существующие представления о невозможности другого будущего».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ