Новости – Общество
Общество
Россия перешла с водки на пиво
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Россияне стали пить почти как немцы: меньше крепкого, больше пива; среди молодежи девушки оказались более пьющими, чем юноши
12 февраля, 2014 14:13
4 мин
В России поменялась модель потребления алкоголя: на смену так называемому северному типу, в котором преобладает водка, пришел центральноевропейский, где предпочтение отдается пиву. К такому выводу пришли социологи Петр Мартыненко и Яна Рощина из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) в рамках исследования «Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах», опубликованного в январском номере научного журнала «Экономическая социология».
Данные получены на основании опроса 18,56 тысячи человек, живущих в городах с населением более 100 тысяч человек. Исследователи отмечают, что на селе характер потребления алкоголя более однородный, что соответствует более однородной структуре сельского общества.
Для России характерна U-образная зависимость между уровнем дохода и потреблением алкоголя: самые бедные и самые богатые пьют больше, чем средний класс. При этом рост заработка не говорит об увеличении потребления алкоголя: человек скорее переходит на более качественный продукт. Так, «низшие» классы выберут пиво или водку, тогда как более обеспеченные — вино, коньяк или виски.
Алкогольный рынок наиболее четко рисует социально-классовую структуру нашего общества, считает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. «За последние 14 лет потребление виски, рома, джина, текилы, абсента выросло примерно в 100 раз», — отметил он.
Чем более человек образован и чем больше он строит планов на жизнь, тем менее он склонен к потреблению алкоголя. Поэтому, полагают социологи, к алкоголизму в наибольшей степени склонны бедные люди, не видящие в жизни перспективы. В то же время проблемы с алкоголем могут возникнуть у руководителей предприятий, достигших высот в карьере, но подверженных постоянным стрессам.
Эксперты выделяют четыре типа потребителей алкоголя. Первый — любители слабоалкогольных напитков, большую часть которых составляют молодые люди до 35 лет, а доля женщин выше, чем мужчин. В этой группе больше безработных и людей с небольшим достатком и низким уровнем образования.
Второй тип — «мужской», где наиболее употребляемыми напитками являются водка и пиво.
Третий — «женский» (вино и шампанское, вермут и коньяк). Доля женщин в этой группе составляет 73%, здесь же больше всего людей старше 65 лет, представителей среднего и высшего класса.
Последний тип потребления — эклектичный, для которого характерно наибольшее разнообразие напитков: виски (88%), пиво (78%), ром (76%), вермут и слабоалкогольные коктейли (по 28%). Среди представителей эклектичного типа потребления в основном люди до 35 лет; здесь самая большая доля высокообразованных и занятых умственным трудом людей. По такой модели пьют около 5% опрошенных, и эта доля, по мнению исследователей, вряд ли будет значительно увеличиваться.
Исследователи обнаружили, что единственная возрастная группа, в которой женщины пьют больше мужчин, — это молодежь от 16 до 19 лет. Однако Вадим Дробиз утверждает, что эту возрастную категорию сложно оценивать.
«Одним из основных конкурентов алкоголя являются наркотики, это взаимозаменяемые продукты, поэтому говорить о том, чего больше, а чего меньше сегодня в молодежной среде, вообще сложно», — пояснил он.
В принципе, возрастные различия в потреблении алкоголя сохраняют старые тенденции: молодые предпочитают пиво и слабоалкогольные напитки, а люди постарше — водку и вино.
Число людей, употребляющих алкоголь, больше в городах с населением более миллиона человек. В числе пьющих больше людей, состоящих в браке (в том числе незарегистрированном) без детей или с детьми до пяти лет.
Дробиз предлагает отнестись к результатам исследования с осторожностью. «Примерно 80% опрашиваемых однозначно обманывают. Они выдают желаемое за действительное, пытаются повысить свой социальный статус. Кроме того, все эти опросы касаются только легального рынка, потому что люди, как правило, не признаются, что они употребляют нелегальную продукцию. А у нас как минимум 65% рынка — это подпольная, нелегальная, суррогатная продукция», — подчеркнул он.
В конце января в британском журнале The Lancet было опубликовано совместное исследование британских и российских ученых, согласно которому среди российских мужчин риск преждевременной (до 55 лет) смерти составляет 25% (в Великобритании — 7%), и основной причиной этого является потребление алкоголя.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости