Новости – Общество
Общество
Обвинение без пыток
Заключенные на крыше здания ИК-6 в Крпейске. Фото: AFP / East News
Начался процесс по делу экс-начальника копейской колонии Дениса Механова; правозащитники: прокуратура играет на стороне подсудимого
23 января, 2014 19:26
6 мин
В Копейске идет судебный процесс по делу Дениса Механова, бывшего начальника колонии №6 Челябинской области, в которой из-за пыток и вымогательств заключенные устроили массовую акцию протеста.
Первое заседание состоялось ещё в декабре 2013 года, на нем суд успел рассмотреть только многочисленные ходатайства, заявленные обеими сторонами. Рассмотрение дела по существу началось 16 января 2014 года. Майору внутренней службы Механову было предъявлено злоупотребление должностными полномочиями, повлёкшими тяжкие последствия (часть 3 статьи 285 УК РФ) и часть 4 статьи 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия». Ему грозит до десяти лет заключения.
Потерпевшими по делу проходят 13 осужденных и их родственников. Обвинение вменило Механову вымогательства по девяти эпизодам на общую сумму 322 202 рубля.
«В обвинительном заключении нет самого главного – фактов массовых избиений и пыток заключённых и фактов массовых вымогательств материальных средств. По пыткам было более сотни заявлений. А о вымогательстве тысячи заявлений заключённых и их родственников», – рассказал «Русской планете» представитель Уральской правозащитной группы Николай Щур.
По мнению правозащитника, следствие не получило указание из верхов «топить» Механова и, сотрудников ИК-6 или притормозить дело, поэтому решили выделить дело Механова в отдельное производство, вменить ему несколько эпизодов и отправить дело в суд – а там посмотреть на реакцию властей. Если суд даст реальный срок, то Механова и других ждут новые уголовные дела, если условно, то дело о пытках мы не увидим.
«Скажут сверху сажать, посадят всех, благо доказательств более чем достаточно», – уверен правозащитник Щур.
После заседания суда у правозащитников возникло ощущение, что прокуратура «играет на стороне Механова».
По каждому эпизоду вымогательства в обвинительном заключении говорится, что деньги вымогались исключительно на нужды колонии. А экс-начальник ИК-6 занимался этим лишь потому, что хотел произвести хорошее впечатление на начальство.
Денис Механов. Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
Денис Механов. Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
«Почему Механову вменены эпизоды вымогательства пяти, трёх, а то и двух тысяч рублей, в то время как давно уже озвучены факты передачи сотен тысяч рублей только отдельным родственником осуждённого?» – задается вопросом представитель Уральской правозащитной группы.
Согласно обвинению, Механов высказывал «требования о сборе ценностей» к дневальным и старшинам отрядов осужденных, угрожая за неисполнение отправить их в штрафной изолятор. В свою очередь, дневальные передавали требования администрации остальным осужденным, предлагая взамен свидания с родственниками, перевод в другие отряды, облегченные условия содержания и даже способствование условно-досрочному освобождению.
«Осужденные отводились к таксофону, где звонили своим родственникам и сообщали им о необходимости перевода денег и товаров в пользу колонии. В случае согласия родственника ему назывался номер телефона человека, сотрудничавшего с администрацией ИК-6, который называл номер банковского счета, куда перечислялись суммы от 2 до 100 тысяч рублей. Затем посредник распоряжался деньгами по указанию Механова», – рассказали «Правде УРФО» в СК.
«Прокуратура на процессе, по моему впечатлению, выступает на стороне Механова. Один из потерпевших предъявил суду журнал, где Механов собственноручно писал кому, куда, сколько и чего надо. Это записи по систематическому вымогательству. Защита Механова, а главное прокурор выступили против приобщения этого убийственного доказательства. Как можно такой доказательный материал не приобщать к делу?» – недоумевает Щур.
Одной из уральских правозащитниц Оксане Труфановой, которая активно занимается делом копейской колонии, после каждого заседания суда приходит по смс несколько угроз.
«Мы написали заявления в полицию, установили номера, с которых приходили угрозы, но дальше дело не продвинулось. Видимо все ждут команды, будет команда, и этих привлекут к ответственности», – полагает Щур.
ИК-6 — колония строгого режима, она считается одной из лучших в Челябинской области. Сюда попадают осужденные в первый раз по тяжким статьям: торговля наркотиками, насилие, убийство. 24 ноября 2012 года в ИК-6 началась массовая мирная акция протеста заключенных, в которой участвовали около 500 человек. Заключенные объявили голодовку, некоторым удалось забраться на крышу одного из зданий ИК-6 и вывесить транспарант – «Воля помогите! Администрация вымогает деньги, пытают, унижают!» На призыв заключенных отозвались родственники и друзья, к забору колонии пришло порядка 300 человек.
По версии следствия, заключенные «отказалась выполнять требования администрации исправительного учреждения, выдвигая требования об ослаблении режима. Вооружились подручными предметами и устроили бунт, окончившийся потасовкой с сотрудниками ОМОНа».
По версии правозащитников, акция заключенных была вызвана жестоким и бесчеловечным обращением, сопровождавшимся массовыми вымогательствами у них и их родственников крупных денежных сумм и иных материальных средств. Показания заключенных о пытках и вымогательствах правозащитники записали на видео и выложили на Youtube.
Акция заключенных вызвала широкий общественный резонанс. Было возбуждено несколько уголовных дел: как на заключенных, так и по факту вымогательства и пыток. В результате Механов был снят с должности начальника колонии №6. В ходе обысков на территории колонии был обнаружен подпольный цех по производству оружия, в котором были изъяты изготовленные кустарным способом - охотничьи ножи, сабли и кинжалы. ИК-6, по данным следствия не имела необходимой лицензии на производство холодного оружия.
Следующее заседание по делу экс-начальника копейской колонии №6 состоится 27 января.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости