Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Караимы: тоже крымчане

На всемирном фестивале культуры крымских караимов в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС, архив

Караимы проживают на полуострове восемь веков, сумев пережить и татарское владычество, и немецкую оккупацию

Сергей Петрунин
9 апреля, 2014 09:26
12 мин
Когда говорят о «коренных жителях Крыма», даже большинство россиян и украинцев вспоминают только крымских татар. Но полуостров с древних времен осваивался представителями многих цивилизаций, был родным домом для поколений скифов и греков, итальянцев и евреев, турок и немцев, болгар и готов. И даже список народов, для которых Крым — основная родина, татарами не ограничивается. Тут еще живут и караимы с крымчаками, о происхождении и религии которых до сих пор спорят ученые.
На улицах крымских городов можно встретить красивые здания в мавританском стиле, утопающие в буйной зелени. Чаще всего — заброшенные или используемые не по назначению. На их фасаде можно разглядеть следы давно сбитой шестиконечной звезды. Это молитвенный дом не евреев, а караимов. Они его называют не синагога, а кенасса, а караимскую религию — караизм — одни считают либо особым ответвлением от иудаизма, либо и вовсе отдельной религией, одной из самых малых по численности среди авраамических.
Слово «караим» появилось в IX веке, и наряду со словом «раввинист» изначально использовалось для обозначения религиозных групп внутри иудаизма. Эта общность возникла в Вавилоне еще в VIII веке, когда часть иудеев решила придерживаться только «истинного учения Танаха (ветхого Завета). Талмуд же и Устный Закон, по мнению караимов, его исказили. Как водится, сами себя они назвали «самой чистой формой иудаизма», а раввинисты сочли караимов сектантами.
Из Вавилона караимы расселились в Византию, Египет, Испанию, примерно в XIII веке они попали в Крым. Почти во всех странах караимы продолжали, несмотря ни на что, считать себя евреями, но лишь крымские постепенно начали осознавать себя другим народом. Тем более что основным его «ядром» со временем стали уже не семиты, а местные тюрки. По одной версии — хазары, по другой — половцы, говорить крымские караимы стали также на тюркском языке.
«Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу».
Караимская синагога получила название кенасса, раввин — хахам, кантор — хазан. В кенассе принято снимать обувь, женщины и мужчины отделены перегородкой. Караимы не используют тфилин, цицит (кисти по нижним краям талита)—- белые и голубые. У караимов очень жесткие законы ниды — даже на дверях караимских домов было две ручки: общая и отдельно для женщин в состоянии ритуальной нечистоты.
Внутренний двор Большой соборной кенасcы в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС
Внутренний двор Большой соборной кенасcы в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС
Караимский календарь — лунный, первым месяцем года считается нисан. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, поэтому караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней, признавая Пурим, караимы не соблюдают пост. Ханука не считается у караимов праздником, но субботние запреты у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме.
Протоиерей Стариков в статье «О крымских караимах» (Православная жизнь: приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5) писал:
«Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенассы строился, как у мечети, фонтан и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенассу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из нее главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающих этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится».
В Средние века большинство крымских караимов жили в столице Крымского ханства Солхате (ныне Старый Крым) и в Чуфут-Кале (она же — «Еврейская крепость») неподалеку от Бахчисарая (еще в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов). В XV веке вторгшийся в Крым литовский князь Витовт провел первую «депортацию» — - переселил часть жителей полуострова в свои владения. Так появились и польско-литовско-белорусские татары, и совсем небольшие — в несколько сотен человек — общины караимов в Литве (Тракай), на Западной Украине (Луцк, Галич, Львов).
Историк Илья Казас писал в статье «Общие заметки о караимах» (журнал «Караимская жизнь», 1911, № 3—4):
«Судьба караимов в Крыму отличается от судьбы живших в Западной Европе талмудистов. Они не подвергались, подобно последним, жестоким религиозным гонениям, не знали ужасов инквизиции, для них не сожигались те страшные костры, на которых принимали мученическую смерть сотни и тысячи их религиозных братьев иного толка».
После присоединения Крыма к Российской империи для караимов наступил настоящий «золотой век» — на них не только не распространили «черту оседлости» и прочие ограничения, применявшиеся к евреям, а фактически уравняли в правах с православными, но избавив даже от воинской повинности. Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось приобретать земельную собственность — это позволило многим стать крупными землевладельцами и промышленниками.
Неудивительно, что все те красивые и богатые здания караимских кенасс и в Крыму, и за его пределами (в Одессе, Николаеве, Бердянске, Харькове) построены при русских царях. Лучшее отношение к караимам по сравнению с евреями способствовало окончательному с ними размежеванию, росту национального самосознания как отдельного народа. Но сам народ при этом оставался очень небольшим (несколько тысяч человек, 1—1,5% населения Крыма) прежде всего за счет перехода части караимов в христианство и их ассимиляции. В некоторой мере ассимиляция затронула даже не перешедших в христианство — с начала ХХ века богослужения в кенассах начали проводить уже даже не на тюркском, а на русском языке.
Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине. Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС
Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине. Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС
В советское время многим караимам стало жить хуже — прежде всего из-за борьбы с «эксплуататорами» (у богатых караимов национализировали их предприятия и земли) и «религиозным дурманом» — кенассы, как и церкви, закрывали. Переделывали в склады, клубы и фабричные корпуса. Но самым тяжким испытанием стала, конечно же, Великая Отечественная война.
С началом немецкой оккупации над караимами нависла угроза уничтожения — вначале фашисты сочли их евреями и готовились к поголовному истреблению народа. Подобное уже случилось в Киеве — немногих проживавших в городе караимов вместе с евреями расстреляли в Бабьем Яру. Но за караимов вступились эмигрировавшие в Европу еще в 1920-е годы офицеры армии Врангеля, православные священники и итальянские ученые (проводившие в Крыму в 1930-е этнографические изыскания), сумевшие убедить поборников «расовой чистоты» что караимы евреи лишь по религии (да и то не совсем), а по происхождению — тюрки.
Епископ Берлинский и Германский Серафим в апреле 1942 года пояснял немцам:
«Караимское вероучение, по признанию Русской православной церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений».
За караимов вступился также бывший городской голова Евпатории Семен Дуван и известный крымский адвокат Самуил Ходаш. Он разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом. Позднее Ходаш сам был расстрелян нацистами в марте 1942 года за отказ от сотрудничества с оккупантами.
Известны случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников. Многие были выявлены фашистами и тоже расстреляны, но в целом народу удалось уцелеть в отличие от крымчаков. Этот крымский народ — тоже тюркский, но исповедовавший талмудический иудаизм — фашисты не пощадили и, несмотря на несемитское происхождение, большей частью уничтожили.
После освобождения Крыма караимам вновь повезло — они не были депортированы в отличие от крымских татар, болгар, греков, армян и небольших общин румын, венгров, немцев и итальянцев. Но устранение татарского языка из обихода в Крыму привело к резкому упадку и языка караимского, а глубокое изучение караимской истории стало вдвойне опасным из-за возможных обвинений как в сионизме, так и в пантюркизме.
На улице Караимская в Евпатории.Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС
На улице Караимская в Евпатории.Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС
Темы, относящиеся к крымским татарам, их языку и культуре, а также к истории евреев и караимов, все послевоенные годы были полузапретными. В результате в общественном сознании возобладали искаженные представления как об истории Крыма в целом, так и о караимах в частности (в тех редких случаях, когда о них вообще вспоминали). Неудивительно, что в годы распада СССР почти половина общины караимов переселилась в Израиль — по законам этой страны они имеют право на репатриацию, и даже религиозные деятели Израиля считают караимов «заблуждающимися» евреями.
В 2003 году Всенародным съездом крымских караимов Украины была принята уточненная формулировка своей национальной идентичности:
«Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию»
В настоящее время в Крыму насчитывается всего 647 караимов. Они компактно проживают в Бахчисарае, Евпатории, Севастополе, Симферополе, Феодосии, Ялте. Здание кенассы в Евпатории было отреставрировано и вновь открыто в 2005 году. Несколько десятков караимов живут в Москве. Сегодня они считаются исчезающим народом.
В конце марта представители крымчаков и караимов в Госсовете республики Крым на первом заседание конституционной комиссии предложили включить в текст Конституции статью о коренных малочисленных народах, к которым они отнесли крымских татар, караимов и крымчаков. С этим предложением конституционная комиссия, скорее всего, согласится. А вот выделить квоты для избрания в Госсовет Крыма представителей крымских татар, караимов и крымчаков вряд ли удастся, так как это предложение противоречит Конституции и законодательству России.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ