Новости – Люди












Люди
Дума-антитеррор

Фото: Галина Буцева / Коммерсантъ
В рамках борьбы с терроризмом депутаты предлагают ограничить размер анонимных электронных денежных переводов, расширить полномочия ФСБ и ужесточить наказания
15 января, 2014 19:20
12 мин
В среду, 15 января, в Государственную думу был внесен пакет законопроектов, резко ужесточающий наказание по «террористическим» статьям Уголовного кодекса. В рамках борьбы с терроризмом депутаты предлагают обязать провайдеров хранить информацию о пользователях сайтов и сильно урезать возможности перевода электронных денег, ограничив размер анонимных платежей до тысячи рублей в день.
Докумет подготовили представители всех думских фракций: Ирина Яровая («Единая Россия»), Шамшаил Саралиев («Единая Россия»), Игорь Лебедев (ЛДПР), Андрей Луговой (ЛДПР), Олег Денисенко (КПРФ) и Леонид Левин («Справедливая Россия»).
Первый законопроект предусматривает изменения в ряде «террористических статей» УК. В целом поправки носят ужесточающий характер: верхним пределом наказания для некоторых преступлений террористической направленности депутаты предлагают сделать пожизненное лишение свободы. Одновременно по этим статьям существенно повышается минимальный срок наказания, который может получить подсудимый. К примеру, за организацию незаконного вооруженного формирования (часть 1 статьи 208 УК) предлагается ввести наказание в виде лишения свободы на срок от 15 лет до пожизненного (в действующей редакции максимальное наказание составляет 10 лет), а за участие в таком формировании — от 5 до 10 лет лишения свободы (в действующей редакции — до 6 лет). Кроме того, подсудимым по новым нормам не может быть назначено наказание «ниже низшего предела»; сроки давности для совершивших подобные преступления предлагается отменить.
Депутаты предлагают расширить определение понятия «террористический акт», уточнив, что как теракт могут быть квалифицированы
«взрыв, поджог или иные действия», которые были совершены «в целях дестабилизации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и международных организаций».
Сейчас под определение террористического акта попадают лишь действия, совершенные «в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями».
Полномочия сотрудников ФСБ, по мнению законодателей, должны быть расширены: им будет разрешено не только проверять документы у граждан (как указано в действующей версии закона «О Федеральной службе безопасности»), но и «осуществлять личный досмотр граждан и находящихся при них вещей... а также досмотр принадлежащих гражданам транспортных средств и находящихся в них грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях».
Второй законопроект касается деятельности интернет-провайдеров, которые должны будут в обязательном порядке уведомлять госорганы «о начале осуществления деятельности по организации распространения информации и (или) обмена данными между пользователями в сети Интернет».
Провайдер будет обязан в течении шести месяцев «хранить информацию о приеме, передаче, доставке и обработке голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или любого рода действиях, совершенных пользователями при распространении информации и/или обмене данными», говорится в законопроекте.
В документе отмечается, что при необходимости эта информация должна предоставляться «уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».
По мнению правового аналитика ассоциации «Агора» Дамира Гайнутдинова, такие меры вряд ли смогут как-то помочь в борьбе с терроризмом. «Очевидно, что при современном уровне развития технологий найдется возможность обойти механизмы контроля и траффика. Люди, которые планируют устроить теракт, вряд ли будут использовать открытые средства связи, скорее всего, они каким-то образом зашифруют свою переписку», — предположил он в беседе с «Русской планетой».

Ирина Яровая. Фото: Михаил Джапаридзе / ИТАР-ТАСС
Ирина Яровая. Фото: Михаил Джапаридзе / ИТАР-ТАСС
Он опасается, что с принятием законопроектов может быть поставлена под угрозу безопасность личных данных законопослушных и не знакомых с шифрованием граждан.
«Как только информация где-то хранится, повышается риск того, что кто-то к ней получит доступ и каким-то образом ей воспользуется, — говорит Гайнутдинов. — Возникает масса возможностей для коррупции и злоупотребления этими данными в частных целях. С точки зрения защиты наших граждан, этот законопроект, конечно, представляет серьезную угрозу».
По его словам, «очень часто пересылаются паспортные данные и номера банковских карт — и теперь все эти данные будут храниться по полгода без какого-либо контроля со стороны общества или судебных органов». «Мы же прекрасно понимаем, что гражданский контроль за деятельностью спецслужб не работает, а судебный — неэффективен», — посетовал он.
Третья из предложенных депутатами инициатива вносит в закон «О национальной платежной системе» изменения, сильно ограничивающие переводы электронных денег.
Депутаты предлагают полностью запретить «трансграничный перевод денежных средств» в том случае, если переводящее деньги лицо не идентифицировано оператором электронного средства платежа. Внутри страны депутаты хотят ограничить сумму анонимного платежа одной тысячей рублей в день и 15 тысячами за месяц (сейчас в законе анонимные платежи ограничены суммой в 40 тысяч рублей в месяц).
«Реализация данного предложения позволит ограничить анонимные переводы между физическими лицами, что соотносится с требованиями ФАТФ о необходимости реагирования на высокий риск данного вида операций. При этом предложение не затронет интернет-торговлю, когда переводы осуществляются, как правило, между физическим и юридическим лицом», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Как объяснила Яровая, эти меры должны воспрепятствовать отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. По ее словам, «сегодня существуют так называемые неперсонифицированные электронные платежи», что «фактически противоречит международной практике, где подобные виды платежей серьезным образом ограничены и подконтрольны». Предлагаемый законопроект сильно урезает возможность анонимных платежей.
«Я полагаю, что этот "пакет" Госдума рассмотрит в приоритетном порядке», — добавила Яровая.
Пока неясно, как технически могут быть реализованы предложенные депутатами требования. К примеру, как будут контролироваться платежи в случаях, когда деньги переводятся через терминал или когда одно физическое лицо пользуется несколькими анонимными электронными кошельками (в законопроекте они названы «неперсонифицированными электронными средствами платежа»). Получить на эту тему оперативный комментарий в пресс-службе «Яндекс-денег» и группы Qiwi «Русской планете» не удалось.
Юрист и политик Алексей Навальный, который одним из первых стал собирать пожертвования от своих сторонников через «Яндекс-деньги», считает, что депутаты своим законопроектом хотели пресечь скорее финансирование оппозиции, чем террористов.
«Мы понимаем отлично, что наш способ фандрайзинга и сбора средств на "Роспил" был одним из источников вдохновения авторов этого законопроекта. Но тупенькие депутаты "Единой России" — я настаиваю на том, чтобы слово "тупенькие" сохранилось в комментарии — не понимают, что наши платежи на 100% неанонимны»,
— сказал Навальный «Русской планете». По его словам, у «Яндекс-денег» сохранялись все данные о плательщиках в пользу «Роспила» и других проектов оппозиционера. В случае с кампанией, во время выборов мэра Москвы от жертвователей требовали даже паспортные данные, «в соответствии с этим идиотским избирательным законодательством», добавил Навальный.
Оппозиционер усомнился в том, что инициатива депутатов окажется полезной для борьбы с терроризмом, поскольку деятельность группировок на Северном Кавказе финансируется с помощью наличных и «никаких интернет-денег там нет». Побочным эффектом от такой инициативы, полагает Навальный, может стать полное разрушение мелкого интернет-бизнеса.
Если финансирование участников бандформирований и ведется через глобальную сеть, то явно не в таких масштабах, чтобы нужно было принимать закон об ограничении интернет-платежей,
считает заместитель главного редактора дагестанской газеты «Черновик» Маирбек Агаев. «За свою журналистскую карьеру я ни разу не сталкивался с подобным. Для меня это совсем новая информация», — сказал он «Русской планете».
В том же законопроекте депутаты предлагают ввести обязательный контроль за суммами более 100 тысяч рублей, получаемыми из-за рубежа некоммерческими организациями (НКО). Такой же контроль должен быть установлен и для электронных переводов от 100 тысяч рублей.
НКО и терроризм — это не пересекающиеся сферы, никто ни разу не доказал что террористы используют некоммерческие организации, говорит глава межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. По словам юриста, новые депутатские инициативы — недружественный шаг, но на работу некоммерческих предприятий они не повлияют. «Депутаты предложили расширить число приходно-расходных операций, которые будет проверять Росфинмониторинг. На деятельности НКО это никак не скажется — это забота банков и Росфинмониторинга. Просто для НКО утрачивается понятие "банковская тайна"», — пояснил «Русской планете» Чиков.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости