Сделано Русскими
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Сделано Русскими
Русская планета

«Вот секрет счастливой жизни — работайте и работайте»

Памятник Владимиру Грум-Гржимайло в Свердловске. Фото: wikimapia.org

12 февраля 1864 года родился Николай Владимирович Грум-Гржимайло – основатель научно-практической металлургии
Елена Коваленко
25 апреля, 2015 14:00
6 мин
Из воспоминаний академика Николая Владимировича Грум-Гржимайло – русского дворянина польского рода:
Я родился 12 февраля 1864 года. Учить меня начали с семи с половиной лет. Почему-то начали с французской грамоты.
Много ли я знал, кончая Горный институт в 1885 г., имея 21 год? Мало, очень мало. Я был слаб в математике, слаб и в строительной механике. Языков я не знал, книг не любил, решил, что буду работать на заводе. Меня пригласили на Нижне-Тагильский завод практикантом. Дали спроектировать доменку Nо 4 для ферромангана, а потом поручили её выстроить и пустить. Все чертежи я делал сам и потому получил хорошую практику.
Крайне слабая память на лица, числа, на механическое запоминание чего бы то ни было, и в противовес — феноменальная память на вопросы, возбудившие мое внимание и не получившие удовлетворительного объяснения, вот мои черты.
Я не могу играть в карты, ибо если я получу 13 карт, разберу их по мастям и закрою их, то не в состоянии сказать, какие карты мне были сданы. Наряду с этим я нахожу справку в книгах через десятки лет. Могу воспроизвести разговор через много лет, указать, где лежит нужный образец... Доказательства какого-либо положения систематически подбираются мною десятки лет. Я никогда ничего не записывал и ранее никогда ничего не забывал, черпая из своей памяти, как из готового магазина.
Моя работа сделалась моим развлечением, моей радостью и наслаждением.
Моя автобиография представляет общественный интерес только с одной стороны: мне удалось решить вопрос, занимавший умы десятков, а может быть и сотен и тысяч, людей в продолжение 150 лет, и решить его средствами, доступными школьнику 5-го класса. Я додумался до гидравлической теории печей. Со времени М.В. Ломоносова (1745 г.) в этой области не было сказано ни одного разумного слова.
Как тогда я додумался до гидравлической теории? Не знаю.
Крупинка за крупинкой у меня в мозгу возник ряд соображений и наблюдений. Окончательная аксиома явилась только в 1910 году, и я ей несказанно обрадовался. Обрадовался так, что не усидел дома и побежал на радостях к А.А. Байкову. После этого пошёл целый ряд местных следствий, и теория была закончена в общем.
Итак, работа заняла время с 1887 г. по 1921 г., то есть 34 года непрерывного труда и размышления.
Какие выводы можно сделать из моей жизни? Как должны мы воспитывать своих детей?
Учить детей, что дело делается какими-то гениями, под влиянием божественного вдохновения, поэтами, пророками, людьми исключительной организации, вдохновлёнными свыше, — не следует.
Нижне-Салдинский завод, где Грум-Гржимайло работал после Нижне-Тагильского
Нижне-Салдинский завод, где Грум-Гржимайло работал после Нижне-Тагильского.
Дело делается людьми.
Каждый человек должен внимательно отнестись к своим способностям и упражнять их, работать всю жизнь со всей добросовестностью и всеми усилиями, на которые он способен. Вот секрет счастливой жизни и вот мой завет: работайте и работайте; придёт время, когда вы неожиданно для себя проснетесь большим человеком, а затем спокойно встретите смерть.
Молодость обладает колоссальной поглотительной способностью в усвоении новых идей. Д.И. Менделеев настаивал на необходимости кончать высшую школу в 21 год. Он писал, что сам кончил университет в 20 лет, а 21 года уже научно работал и читал лекции. Он считал необходимым выпускать в жизнь гибких, свежих, сильных людей, а не людей, утомлённых слишком затянувшимся учением, то есть принудительным усвоением знаний, к которым человек уже потерял интерес.
Всякая школа работает по плану. План проводится принудительно под угрозой не дать звания. Принудительное питание студентов знаниями, не сообразуясь с их психической природой, крайне тягостно вообще и нестерпимо в зрелом возрасте. Гибкость молодой души легче переносит это насилие над природой человека и потому вызывает в молодом человеке меньше отвращения, чем в зрелом.
Чем объясняется продолжительность нашего школьного обучения? Ложным желание программы научить человека всем случаям жизни. Профессора смотрят на молодого инженера, как на судно, уходящее в океан в одиночное кругосветное плавание. Тут все должно быть предусмотрено. Ниоткуда никакой помощи.
Так смотреть на техническую работу инженера — большое заблуждение. Жизнь — это не одиночное плавание вокруг света, а, скорее, путешествие по железной дороге с остановками и хорошими буфетами, врачебной помощью, с возможностью при аварии пересадки на другой поезд. Молодой инженер имеет возможность учиться у других, а потому загромождать его арсеналом всевозможных сведений — большая ошибка.
Что же нужно молодому инженеру, вступающему в жизнь?
Ле-Шателье прекрасно это определяет: глубокая теоретическая подготовка и никакой практики. Практику молодой инженер найдет на своем жизненном пути. Зачем же тратить на неё молодые, самые дорогие силы? «Ничего лишнего» — вот что должно быть написано на дверях высшей школы.
Во время моего студенчества мне удалось слушать двух выдающихся лекторов химии: профессора Горного института К.Д. Сушина и Д.И. Менделеева.
К. Д. Сушин читал лекции, так сказать, руками. По существу — огромное число остроумнейших опытов. Мы, что называется, «вкладывали персты в раны», мы знакомились с природой вплоть до того, что для демонстрации противогнилостного влияния древесного угля он притащил на лекцию труп кошки, положенный им заранее в древесный уголь. Фактическая сторона неорганической химии врезывалась в память слушателей на всю жизнь. Ее нельзя было не знать. Теории химии он не придавал никакого значения и её не читал.
Слушая К.Д. Сушина, я увлекся в то же время «Основами химии» Д.И. Менделеева и решил его послушать в университете, пробравшись туда «зайцем». (Допуск в университет посторонних лиц строго преследовался в то время ­— РП).
И что же? Ни одного опыта. Ни одной цифры. Но всю лекцию Д.И. учил нас, как надо наблюдать явления обыденной жизни и как их понимать. Я вышел очарованный. Да, это учитель. Он передавал ученикам своё умение наблюдать и мыслить, чего не дает ни одна книга.
Вот два антипода лекционной системы. Оба таланта, но талант Д.И. Мендлеева, как учителя мыслить, был исключительный.
Педагоги боятся чего-нибудь не досказать студенту, не додать ему рецептов на всю жизнь и не думают о том, что все, что знает человечество, написано в книгах, и надо облегчить инженеру только чтение этих книг, а для сего он должен знать только математику, физику и химию. Остальное приложится само собой.
Школа дает знанье, но не уменье. Уменье должны давать практические годы на заводе. Высшее учебное заведение в отведенное время может только научить студента, как надо чертить, как надо работать в лаборатории, но оно не может дать ответственного конструктора или исследователя. Для этого надо не меньше двух лет работать в условиях завода.
Надо приучить молодого человека к мысли, что каждый неверно поставленный или вычисленный размер грозит катастрофой для жизни рабочих или убытками для предприятия — вот линия настоящего воспитания настоящего работника. Теперешние же дипломные работы развращают молодого инженера: «сойдет», «не заметят» ...
Теперь можно резюмировать.
 Школа должна давать глубокую подготовку в теоретических науках.
 Практический уклон высшей школы вреден.
 Студент должен только знать. Уметь он научается в заводе.
 Ошибочно учить студента на все случаи жизни.
 Дипломные работы должны быть перенесены на завод.
 Практиканты обязательно работают два года в лабораториях заводов и приобретают умение работать.
 Первые два теоретических курса желательно отделить от специальной части экзаменом и студентов, не выдержавших экзаменов,  в специальные курсы не допускать.
 По окончании всех зачетов вуз выдает свидетельство об его окончании, а по окончании практикантских лет и защиты диплома — звание инженера.
 Программы вузов должны быть рассчитаны не более, как на 4 ½  года при числе часов в неделю не более 36.
 Надо употребить все меры, чтобы студенты кончали вуз не позже  23 лет.
Анри Луи Ле Шателье, 1850 год
Анри Луи Ле Шателье, 1850 год.
***
Чем глубже постигаем мы сущность законов природы, тем с большим удивлением останавливаемся перед наследием предков. Условия жизни ими созданы без пособия наук, а между тем они поражают нас своею целесообразностью и научной обоснованностью.
Обыкновенно говорят, что достижения наших предков есть дело случая и опыта. Это верно только отчасти. Слепой случай научает только лиц, подготовленных к восприятию работой. Для лиц не подготовленных он проходит незамеченным и потому ничему научить не может.
В своей автобиографии Ч. Дарвин рассказывает, что он был способен думать о заинтересовавшем его предмете десятки лет. Нередко мельчайший случай, незаметный для других, давал ему разгадку беспокоивших его вопросов.
Случай является благодетельным только для лица подготовленного, способного его заметить, использовать. Наши предки работали. Не слепой случай помогал им найти искомое, а настойчивость, энергия и труд подводили к как бы сделанному руками открытию.
Многие же отрасли человеческой деятельности до сей поры остаются в области искусства и эмпиризма. Наука часто бессильна, и мы лишены возможности что-либо предвидеть и направить процесс так, как следовало бы. Мы иногда вынуждены идти вперёд ощупью.
Для решения задачи одного человеческого умозрения мало. Логическое построение должно опираться на опытную проверку. Но чтобы правильно поставить опыт, надо сделать большую работу мысли. Надо себе выяснить, от каких переменных зависит наблюдаемое явление, и поставить опыт так, чтобы в опыте была одна переменная. Это вам удастся, если вы усилием воображения и мысли предугадаете результаты опыта.
Итак, сущность творчества в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в том, что Мария Склодовская-Кюри называла чувством природы, способностью к уподоблению ей; математики называют математическим чутьем; химики – химическим мышлением; государственные люди — чувством реальности; поэты, писатели, художники, актеры — чувством.
Надо любить природу, ею интересоваться. С другой стороны, надо обладать духом беспокойным, мятежным. Обладать Червем, который делает вас искателем, в противоположность буддистам, ищущим покоя.
Воспитание убивает в детях обе эти способности.
Ребенок в 4 года начинает задавать вопросы: отчего, почему, как, зачем? Что мы ему отвечаем? «Вырастешь — узнаешь!» ... Так погребается пытливость ума, его интерес к окружающему миру, желание открыть новый мир. Ошибка переносится и в зрелый возраст. Так думают не только учителя, но и многие профессора.
Что такое мышление ребенка? Какой материал мы имеем в ребёнке? Прекрасный человеческий материал, скажете вы. Откуда же берутся слепые, мёртвые люди, живущие в мире и его не видящие? Сделайте опыт. Возьмите десяток человек ваших знакомых и проэкзаменуйте их. Спросите, как ходят по морю мореходы и находят нужное место? Как чертятся карты? Что такое полдень? Что такое меридиан? и пр.
Этого экзамена не выдержит большая часть ваших знакомых. Возьмите детскую литературу. Поищите книгу, отвечающую на вопросы детей: что, как, зачем. Таких книг нет. Дети целый день торчат на кухне, единственном месте, где они могут наблюдать Природу и удовлетворять свою наблюдательность и любознательность.
Наши педагоги — славные вожди, делающие детей слепыми. Их ученики не будут чувствовать природу. Они поглотят библиотеки, но будут смотреть на природу мёртвыми глазами. Можно ли ждать от них творчества?
Ч. Дарвин писал: я встречал много людей, одаренных природой гораздо лучше меня, но они ничего ценного не сделали. Почему? Творцами были и будут только люди, способные так глубоко заинтересоваться явлениями, что явления, незаметные для обыкновенных людей, являются для них откровением.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
6 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ