Сделано Русскими
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Сделано Русскими
Русская планета
Сделано Русскими

Самостоятельное решение конфликтов помогает дошколятам понимать других

Психологи МГУ выяснили, как негативные отношения влияют на способность детей понимать эмоции
Дмитрий Степнов
29 сентября, 2020 14:38
4 мин
Дети
Фото: Vecher.kz

Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ совместно с коллегой из Университета Осло выяснили, что низкое качество образовательной среды играет положительную роль в формировании способности понимать эмоции у детей, и несут в себе определенные возможности для развития.

Работа опубликована в ведущем научном журнале European Early Childhood Education Research Journal.

Способность понимать эмоции позволяет ребенку чувствовать себя комфортно в разных ситуациях, осознавать ее динамику и причины изменений эмоционального состояния и поведения окружающих. Ранее было показано, что дети, которые хорошо понимают эмоции, проще адаптируются к изменениям, способны выстраивать позитивные отношения с окружающими, и показывают более выдающиеся академические достижения.

В то время как низкий уровень развития понимания эмоций ассоциируется с тревожностью, депрессией, социальной неприспособленностью и невротизацией.

Наиболее интенсивный период в развитии способности понимать, прогнозировать и контролировать эмоции приходится на дошкольный возраст. А ключевым фактором в этом процессе выступает общение. Именно в общении с окружающими ребенок сталкивается с различными эмоциональными состояниями и учится понимать их внешние и внутренние причины.

Несмотря на то, что дошкольники во всем мире проводят значительную часть дня в детских садах, до сих пор не исследовалось, каким образом образовательная среда детского сада влияет на развитие понимания эмоций. Важный вклад в эту область внесли российские психологи, которые проанализировали связь между показателями понимания эмоций у 592 детей в возрасте 5-6 лет и результатами оценки образовательной среды в их группах детских садов. При контроле потенциального влияния возраста, пола и невербального интеллекта было показано, что лучше справляются с задачей понимания эмоций дети из групп, где они самостоятельно разрешают конфликты, учатся осознавать личные и групповые границы, понимать переживания и желания, как собственные, так и окружающих.

Полезным для развития эмоций оказывается фронтальная работа педагога с группой: в течение дня дети оказываются вовлечены в совместные занятия в большой группе вместо уединения или одиночной игры. Фронтальная работа ограничивает возможности детей регулировать количество и частоту контактов в течение дня, даже если они вызывают негативные эмоции. Такой богатый опыт общения расширяет спектр эмоций, которые переживают и наблюдают друг у друга дети. Наконец, в больших группах педагоги зачастую прибегают к строгой дисциплине, а это требует от детей умения регулировать собственные эмоции.

Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ отметил:

«Подобные исследования ранее не проводились ни отечественными, ни зарубежными исследователями. На этом работа не окончена. В скором времени мы сможем оценить показатели индивидуального прогресса детей в понимании эмоций в зависимости от образовательной среды в детских садах. Это особенно важно для построения образовательной работы по эмоциональному развитию детей. К сожалению, традиционно ей уделяется совсем немного внимания»

темы
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
4 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ