Сделано Русскими
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Сделано Русскими
Русская планета

Подъемная сила

Игорь Сикорский (слева) в кабине самолета. Фото: РИА Новости
 

Как Игорь Сикорский собирался прославить одну страну, а оказался в другой

Илья Носырев
22 апреля, 2015 12:43
13 мин
Игорь Иванович Сикорский — один из самых известных в мире русских, основатель авиастроительной компании, которая существует до сих пор. Имя Сикорского могло быть вписано в историю российской авиации, но легендарный конструктор оказался не нужен в России в эпоху, когда человека мерили не талантами, а идеологией.
Первые шаги
В начале ХХ века Россия была открытой для мира страной — технологии, появлявшиеся за рубежом, быстро приходили в наше отечество и активно развивались. Несмотря на то, что в социальном плане Россия значительно отставала от европейских государств, в области технологических разработок наша страна подчас опережала весь мир.
Впрочем, развивать технологии тогда было куда проще, чем сейчас — энтузиазм порой с успехом заменял необходимость крупных вложений. В 1903 году братья Райт с успехом запустили свой «Флайер-1», который обошелся им дешевле тысячи долларов, и провозгласили новую эру в покорении неба — эру управляемых летательных аппаратов тяжелее воздуха. В России первый аэроплан взмыл в небо всего через семь лет после полета братьев Райт — 21 марта 1910 года в Одессе в воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов на аэроплане «Фарман-4», созданном знаменитым французским конструктором.
И уже совсем скоро в России появились первые аэропланы, придуманные и построенные отечественными умельцами. Одним из пионеров самолетостроения стал Игорь Сикорский. Родился Игорь в семье известного киевского психиатра, подростком мечтал стать моряком, но скоро понял, что у него другое призвание. В 18 лет Сикорский поступил в Киевский политехнический институт, где действовала «Воздухоплавательная секция», организованная одним из учеников создателя аэродинамики Николая Жуковского.  
Надо сказать, что начал Сикорский именно с вертолетов — два первых построенных им аппарата оснастили винтом, вращавшимся в горизонтальной плоскости. Второй из них, названный честолюбивым автором по первой букве своей фамилии — «С-2», показали на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в 1909 году. «С-2» с двумя трехлопастными роторами, установленными на небольшой четырехгранной клетке с пирамидой из стальных труб, был рассчитан на то, чтобы поднимать в воздух груз весом до девяти пудов.
Однако ни «С-2», ни его предшественник взлететь так и не смогли: у них не было ни механизма перекоса, ни системы управления. Решив, что горизонтальный винт — это тупиковый путь, посрамленный двадцатилетний изобретатель решил строить самолеты. У последних уже была хорошо разработанная теоретическая база, и Жуковский наметил основные закономерности работы подъемной силы крыла.
Первые попытки не слишком вдохновили Сикорского — лучшая из моделей смогла пробыть в воздухе только восемь минут. Однако уже в 1911 году Игорю удалось построить аэроплан, который поднялся на высоту более 300 метров и держался в небе больше часа. Эти аппараты, впрочем, мало чем отличались от тех, что создавались другими конструкторами в те годы. Настоящую славу принес Сикорскому другой самолет.
Русские гиганты
Как часто бывает в истории науки, прорыв связан с преодолением проблемы, казавшейся едва ли не фатальной: бензиновые двигатели в те времена не позволяли строить самолеты весом свыше 500 кг и таким образом накладывали суровые ограничения и на размеры самих летательных аппаратов. Конструктор увидел выход в том, чтобы использовать не один, а несколько моторов — проектируя «С-21» (уже из названия видно, сколько попыток пришлось совершить изобретателю к моменту постройки этого аппарата), Сикорский оснастил его четырьмя моторами — каждый мощностью в 100 лошадиных сил. Биплан длиной в 20 метров и весом в три с половиной тонны построили на петербургском Русско-Балтийском вагонном заводе. Обосновавшийся в Северной столице 23-летний Сикорский уже обладал авторитетом, и его пригласили занять место главного конструктора авиационного отдела одного из самых больших заводов в стране — Русско-Балтийского вагонного завода. Чтобы сделать постройку проще, Сикорский взял за основу конструкции кабины «профильную» форму вагона. В успех затеи мало кто верил, но 10 мая 1913 года самолет взмыл в воздух и совершил свой первый полет. Имевший первоначальное название «Гранд» или «Большой Балтийский»,  в дальнейшем был назван более гордым именем — «Русский витязь».
Игорь Сикорский сажает свой самолет «Илья Муромец» на аэродроме в Санкт-Петербурге, 1914 год. Фото: ТАСС
Этот аппарат положил начало новому направлению в авиации — тяжелому самолетостроению. Действительно, богатырь–самолет мог везти на себе груз весом в две с лишним тонны и по размерам многократно превосходил средние аэропланы того времени. «Русский витязь» с самого начала проектировался в военных целях — самолет мог вести разведку с воздуха и был оснащен пулеметом. Значение «Русского витязя» для нужд империи оценил Николай II, лично поднявшийся на борт и беседовавший с изобретателем около получаса. После встречи с конструктором царь прислал Сикорскому памятный подарок — золотые часы с двуглавым орлом.
Вторым тяжелым самолетом, созданным Сикорским, стал «Илья Муромец». 10 (23) декабре 1913 года этот самолет, собственный вес которого составлял почти четыре тонны, установил мировой рекорд по грузоподъемности — совершил полет на высоте в 1 км с 1100 кг веса на борту. В июне следующего года Сикорский с тремя помощниками (двумя пилотами и механиком) совершили на нем путешествие из Петербурга в Киев, пролетев по прямой линии более 1200 километров. Самолет летел через грозовые облака, в пути покорителям неба пришлось тушить разгоревшийся пожар. Из-за густых туч путешественники даже пропустили пункт назначения — пришлось возвращаться. В Киеве самолет мгновенно превратился в сенсацию: повинуясь просьбам публики, Сикорский совершил несколько полетов над городом, причем киевляне выбирались на балконы и крыши, чтобы посмотреть новое чудо света. А ведь время было не самое радостное — в Сараево уже убили эрцгерцога Франца-Фердинанда с женой, и европейские державы одна за другой вступали в войну.
В Первую мировую самолеты Сикорского послужили нуждам армии — созданные конструктором тяжеловесы могли нести на себе экипаж в восемь человек, до семи пулеметов и 800 кг бомб. Франция, считавшаяся лидером самолетостроения, научилась строить такие гиганты лишь в 1916 году. Ни у одной другой страны не было такой мощной авиации. 1 августа 1914 года в строю находилось 244 самолета (для сравнения: у Германии — 232, у Франции — 138, у Австро-Венгрии — около 30). Из «Муромцев» сформировали «Эскадру воздушных кораблей» — первое в мире соединение стратегической авиации. Кроме тяжелых бомбардировщиков за годы войны Сикорский создал самолеты практически всех типов, использовавшихся на войне — от разведчиков-истребителей до штурмовиков. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Владимира IV степени. К 1917 году его имя было известно не только в России, но и за рубежом.
На новой родине
Революция едва не прервала эту блестящую карьеру на взлете — из-за хаоса в стране заводы остановились и самолетостроение в России зачахло. Сикорский, известный своей преданностью престолу, совершенно не удивился поступившему от знакомых предупреждению, что на его жизнь готовит покушение группа «красного террора», на счету которой уже было одно убийство знаменитого авиатора. Игорь Сикорский воспользовался приглашением французского правительства помочь Антанте выиграть войну, и в марте 1918 года эмигрировал. Однако окончившаяся в следующем году война привела к свертыванию строительства военных самолетов во Франции — страна разорилась, и правительству незачем было вкладываться в авиацию. Игорь Иванович искал страну, где можно было бы продолжать свою исследовательскую и конструкторскую деятельность.
Единственным вариантом казались США, куда он перебрался в 1919 году. Однако и на новой родине Сикорский сначала оказался не нужен. Ради того, чтобы прокормить себя, авиаконструктор вынужден был преподавать математику ученикам вечерней школы. Приходилось вытягивать себя подобно Мюнхаузену из болота за волосы — в 1923 году Сикорскому удалось собрать крохотную компанию инженеров, рабочих и летчиков–эмигрантов из большевистской России. Вместе с ними Сикорский основал небольшую фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation. Первый самолет русского конструктора в Америке, S-29, пришлось собирать в бывшем курятнике — не было денег на приличное помещение. Зато этот двухмоторный биплан сразу вписал имя Сикорского в американскую историю авиации как самый тяжелый самолет США. Об успехе конструктора написали газеты, и на изгнавшей Сикорского родине о нем тоже узнали. Возмущению большевистских идеологов не было предела. Именно с тех пор имя Сикорского было надежно забыто в России вплоть до конца 80-х годов.
Игорь Сикорский в США, 1936 год. Фото: AP
Выживать фирме, впрочем, было нелегко — из-за недостаточного числа заказов компания быстро оказалась на грани банкротства. Помогло вмешательство еще одного великого русского: композитор Сергей Рахманинов прислал Сикорскому чек на 5 тыс. долларов (чуть меньше миллиона долларов в пересчете на современные деньги). И Сикорскому удалось не только спасти фирму, но и довольно быстро вернуть деньги даже с процентами. Впрочем, Великая депрессия наверняка бы убила этот дерзкий «стартап», но команде русских инженеров снова повезло — в 1929 году она получила приглашение войти в состав United Aircraft and Transport Corporation, одним из основателей которой был небезызвестный Уильям Боинг. Стоит отметить, что на тот момент в трех из пяти фирм, составлявших костяк корпорации, главными конструкторами работали русские. Компания Сикорского стала центром притяжения для талантливых эмигрантов — его первым помощником и заместителем был выдающийся инженер Михаил Глухарев, одним из конструкторов — брат Михаила, Сергей. Шеф-пилотом фирмы стал легендарный летчик Борис Сергиевский, инженерами работали Михаил Бьювид, Борис Лабенский и Николай Гладкевич. Всего в компании трудилось несколько десятков русских эмигрантов, многие из которых впоследствии основали в США собственные компании по производству самолетов и вертолетов.
В 30-е годы Sikorsky Aero Engineering Corporation начала выпускать самолеты-амфибии, позволяющие садиться на поверхность океана. Амфибиями заинтересовалась компания Pan Аmerican, засыпавшая конструктора заказами. Одна из «летающих лодок» (S-42) в 1934 году стала перевозить пассажиров между Северной и Южной Америкой, а следующая модель во второй половине 30-х позволила наладить перевозки через Атлантику и Тихий Океан. Не будь Сикорского, рейсы через океан еще десятилетия могли бы казаться невозможными. Курьез: одна из амфибий Сикорского была закуплена СССР и даже снималась в комедии Александрова «Волга-Волга» — в виде достижения советского самолетостроения. О нет, выдавать за «первый российский планшет» китайские поделки в России научились не сегодня.
Снова вертолеты
К концу 30-х годов компания приняла новый вызов. Перспективы самолетов оценил бизнес, и в США самолетостроительные компании стали плодиться как грибы. В условиях растущей конкуренции нужно было искать новую нишу. И тогда Сикорский вспомнил об идее, которую лелеял с юношеских лет — создать аппарат с горизонтальным винтом. Изобретатель учел все недостатки своих первых детищ, оснастив свою новую модель двумя улучшениями — автоматом перекоса, позволяющим добиться стабильного полета, и хвостовым рулевым винтом. Экспериментальный одновинтовой вертолет Vought-Sikorsky 300, на время покинувший грешную землю 14 сентября 1939 года, конкурентами воспринимался как воплощение безумной идеи — тогда еще никто не догадывался, что именно этот форм-фактор станет классическим в вертолетостроении.
Демонстрационная посадка вертолета Игоря Сикорского на автостоянке в США, 1943 год. Фото: AP
Чтобы это случилось, команда Сикорского вынуждена была дорабатывать вертолет свыше двух лет — двухместный аппарат S-47 запустили в серийное производство уже в годы войны, ставший единственным боевым вертолетом Второй мировой. После войны компания существенно улучшила модель — лицензию на строительство S-51 приобрела, например, Великобритания, запустив собственное вертолетостроение. Были в «модельном ряду» компании и вертолеты-гиганты — крупнейший достигал грузоподъемности в 14 тонн. Вертолеты Сикорского применялись в гражданских и военных целях — например, участвовали в корейской и вьетнамской войнах. Сикорский постарался с помощью вертолетов повторить успехи, которые когда-то демонстрировали его самолеты. Авиаконструктор разработал вертолеты 18 типов. В 1941 году Сикорский продемонстрировал первый в мире вертолет-амфибию. В 1967 году вертолеты Игоря Сикорского пересекли Атлантику, а в 1970 году — Тихий океан.
Лучшим вертолетом, построенным Сикорским, стал последний — S-58. В 1958 году конструктор вышел на пенсию, оставив за собой должность советника, и сосредоточился на гражданской деятельности. В эмиграции Игорь Сикорский вошел в состав Толстовского и Пушкинского обществ,  принимал участие в эмигрантском монархическом движении. Авиаконструктор много сделал для популяризации за рубежом русской культуры, до самой смерти продолжал верить в то, что родина, на которую у него не было надежды вернуться, когда-нибудь примет все то, от чего попыталась избавиться. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ