Сделано Русскими
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Сделано Русскими
Сделано Русскими

Первопроходцы воздушных трасс

Как советские летчики проложили воздушный маршрут для гражданской авиации из Москвы в США
Елена Коваленко
2 мин
Cамолет ЦКБ-30 перед вылетом. Репродукция фотографии 1939 года. Фото: Иван Шагин/РИА Новости
Еще в 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов первыми в мире совершили беспосадочный перелет из Москвы в США. Однако этот рекордный полет проходил через Северный полюс, то есть по маршруту, недоступному гражданской авиации.
В то время самолеты, особенно пассажирские, летали относительно невысоко. И в условиях перелета через полюс это делало их зависимыми от погодных условий, особенно быстро изменяющихся в арктических широтах. Создание же сети надежно действующих метеорологических станций и запасных аэродромов на льду Северного Ледовитого океана даже сегодня является делом трудным и небезопасным.
Поэтому для регулярных беспосадочных полетов гражданской авиации из Москвы в США и обратно требовалось найти другой, более простой для техники маршрут. Пилот Владимир Константинович Коккинаки и штурман Михаил Харитонович Гордиенко решили отправиться в полет более «южным» маршрутом по так называемой ортодромической дуге (кратчайшему расстоянию между двумя точками на поверхности шара), из России, над Финляндией, Швецией, Норвегией, Исландией, над Северной Атлантикой и Канадой до США. Оборудование такой авиатрассы для регулярного пассажирского движения самолетов стало бы более простой задачей по сравнению с маршрутом через Северный полюс.
Первый перелет по выбранному маршруту решено было пройти на подготовленном самолете ЦКБ-30 «Москва». Это была модификация бомбардировщика ДБ-3, созданного выдающимся советским авиаконструктором Сергеем Ильюшиным. Четыре года назад именно Владимир Коккинаки впервые поднял эту машину в небо.
Теперь же этот самолет был подготовлен к перелету через северную Атлантику. С дальнего бомбардировщика сняли вооружение, взамен него в бомбовом отсеке и кабине стрелка установили дополнительные топливные баки. Кабины летчика и штурмана оснастили самым совершенным в то время навигационным оборудованием. Поскольку самолеты тех лет все еще не были герметичными, а лететь предстояло на большой высоте с разреженным воздухом, то пилотов снабдили необходимым запасом жидкого кислорода с соответствующим комплектом дыхательных приборов.
Экспериментальный перелет начался ранним утром 28 апреля 1939 года. Самолет с собственным именем «Москва», пилотируемый летчиком Коккинаки и штурманом Гордиенко, поднялся в воздух со Щелковского аэродрома под Москвой в 4 часа 19 минут утра. Такое время старта было выбрано для того, чтобы весь полет шел вслед за солнцем, в дневных условиях. Этим облегчалась работа экипажа по ориентировке и определению места нахождения самолета.
На высоте более 5 км самолет прошел над Скандинавией. Но путь к Гренландии преградил мощный циклон, и самолету пришлось набрать высоту свыше 7 км. В течение многих часов летчик Коккинаки и штурман Гордиенко вынуждены были не снимать кислородные маски, находясь на большой высоте и в сплошной облачности.
На завершающем этапе пути высота полета составляла уже около 9 км, лишь усилием воли экипаж сохранял работоспособность. Ориентируясь только по приборам, летчик и штурман вели самолет к американскому континенту.
Нелетная погода над восточным побережьем США не позволила совершить посадку, как это было задумано, в Нью-Йорке. Экипаж «Москвы» изменил курс, и в наступивших сумерках 29 апреля 1939 года сумел посадить самолет с убранными шасси на небольшом болотистом островке Мискоу в заливе Святого Лаврентия.
Менее чем за сутки, за 22 часа 56 минут, Владимир Коккинаки и Михаил Гордиенко перелетели из Москвы в Америку, преодолев около 8 тысяч километров (6515 км по прямой) со средней скоростью 348 км/ч. Уже 1 мая 1939 года наших летчиков с триумфом встречали на международной выставке в Нью-Йорке, а в их адрес из Москвы пришла телеграмма, подписанная высшими руководителями СССР — Сталиным и Молотовым: «Горячо поздравляем вас с благополучным завершением выдающегося перелета Москва — Северная Америка. Ваш перелет, показал, что мужественные отважные советские летчики могут успешно решать труднейшие задачи мировой авиации. Обнимаем вас, желаем здоровья и крепко жмем ваши руки».
Так впервые в мире был пройден воздушный путь, уже во второй половине XX века ставший маршрутом регулярных пассажирских перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. Беспосадочные перелеты гражданского авиатранспорта по маршруту, проложенному 29 апреля 1939 года экипажем Коккинаки и Гордиенко, начались с 1959 года и продолжаются в наши дни.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин