Новости – Сделано Русскими
Сделано Русскими
«Мы всегда были импортозамещающими»
Сотрудники «Микрана» за работой. Фото: Данила Шостак / «Русская планета»
Томский производитель радиоэлектроники конкурирует с ведущими мировыми брендами
16 апреля, 2015 05:00
10 мин
В томском «Микране» сегодня работают полторы тысячи человек. История фирмы началась в 1991 году с университетской лаборатории и восьми сотрудников. Как подавляющее большинство российских ученых того времени, они умели исследовать и разрабатывать, но не привыкли продвигать и продавать. Главная идея молодого предприятия стала почти революционной для 90-х — все научные разработки должны быть «заточены» под рынок и востребованы. «Мы ничего не разрабатываем, чтобы положить в стол», — говорил основатель «Микрана» Виктор Гюнтер. Так в Томске появилась первая компания полного научно-производственного цикла: исследования — разработка — выход на рынок — сопровождение продукции.
Томский конкурент Alcatel
– «Микран» возник не на пустом месте, — говорит доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой радиоэлектроники, проректор по научной работе Томского государственного университета Григорий Дунаевский. — Здесь очень важны исторические предпосылки, как это ни скучно звучит. Такая фирма не могла появиться ни в Казани, ни в Нижнем Новгороде, где есть сильные университеты и, казалось бы, сильные электроники. В Томске в 60-х годах появилась мощная научная школа по исследованию полупроводников. Сочетание университетов, которые изучают явление с точки зрения фундаментальной физики и прикладного применения, позволило создать в сфере радиоэлектроники готовую технологию.
Через год после создания «Микран» занялся масштабным проектом — разработкой низкоорбитальной спутниковой системы «Сигнал». Фирма вложила в «Сигнал» 90% своих ресурсов, но проект лопнул, в 1994 году заказчик «перекрыл» финансирование. Так на собственных ошибках руководители «Микрана» поняли, что сотрудничать с одним заказчиком и развивать одно направление невыгодно.
Фото: Данила Шостак / «Русская планета»
Фото: Данила Шостак / «Русская планета»
Объяснить «на пальцах», что производит компания «Микран», непросто по двум причинам: радиоэлектроника — специфическое для бизнеса направление, а кроме того, «Микран» — это b2b и b2g компания, то есть конкретного продукта конечный потребитель не видит. Если кратко, то электроника СВЧ-диапазона, на которой специализируется «Микран», — это почти все виды связи: мобильная, спутниковая, радиорелейная, а также мобильный и стационарный интернет.
– «Микран» сумел быстро войти в интересы тех заказчиков, кто мог в те годы что-то купить, за что-то реальное заплатить и быстро внедрить, — объясняет Дунаевский. — У других радиоэлектронных предприятий тоже вроде бы были свои производственные линии, специалисты подготовлены, производили какие-то элементы. Но беда в том, что как только эта продукция стала не востребована или импорт оказался дешевле, многие компании не смогли быстро перестроиться на новый продукт, на важный для потребителя сегмент».
Так «Микран» стал инновационным предприятием почти на 15 лет раньше, чем в России вошло в обиход слово «инновации». Сейчас фирма занимает второе место в числе инновационных компаний страны по оценке технологического уровня выпускаемой продукции, ее новизны, интеллектуальной собственности компании, расходов на НИОКР и технологические инновации. «Микран» делает оборудование для «Газпрома», «Транснефти», МТС, «Ростелекома» и конкурирует с мировыми лидерами в области радиоэлектроники: Alcatel, Anritsu, Agilent, Ericsson, ZTE, Huawei.
– «Микран» позиционировал себя сразу как соперника известных брендов, и я могу подтвердить, что его продукция конкурентоспособна, — говорит Григорий Дунаевский. — Мы поддерживаем контакт с зарубежными фирмами в вопросах поставки оборудования и в подготовке кадров, потому что нам важно, чтобы наши выпускники умели работать на самых современных системах. Так вот, мировые лидеры радиоэлектроники уже не первый год очень ревниво относятся к нашим взаимоотношениям с «Микраном», когда мы им говорим: «А мы не ваше оборудование хотим купить, у нас свой есть хороший поставщик».
«Термин “импортозамещение” я не приемлю»
Открытие инновационного завода началось, вопреки традициям, не с перерезанной красной ленточки, а с нажатия символической кнопки старта. Завод строился пять лет с большим размахом: здание в центре города нужно было «поднять» на два этажа, построить собственный «энергоцентр», который дает заводу площадью в 15 тыс. м2 электричество, свет и тепло. Вложения в строительство — около миллиарда рублей. Открытие несколько раз откладывалось.
Фото: Данила Шостак / «Русская планета»
Фото: Данила Шостак / «Русская планета»
– Само строительство завода стало огромным риском. Нужно было набраться смелости, взять кредит, — говорит Григорий Дунаевский. — Стоимость этого решения в десятки раз превышала реальные сиюминутные возможности.
На открытии предприятия губернатор Томской области Сергей Жвачкин привел в пример работу «Микрана» как грамотное импортозамещение. Однако руководители предприятия к этому модному тренду относятся критически.
– Я термин «импортозамещение» не приемлю. Мы всегда были импортозамещающими. Когда нам говорят: «Покажите нам ваши планы по импортозамещению», я отвечаю, что нужно показывать бумаги за все годы существования компании, — говорит заместитель гендиректора «Микрана» по микроэлектронике Валерий Кагадей. — Полное импортозамещение в области микроэлектроники России не нужно. Это противоречит трендам развития мировой экономики как глобальной системы. Россия производит порядка 20–25% всех электронных компонентов, в которых нуждается. Власть, насколько я понимаю, пытается эту цифру изменить, но изменить положение быстро невозможно. Также нужно понимать, что ни одна страна мира не может обеспечить полное импортозамещение в нашей отрасли. Даже американцы, передовики в области электроники, все производство вывезли в Китай.
Сейчас «Микран» работает по четырем направлениям: СВЧ-модули, телекоммуникации, радиоизмерительное и радиолокационное оборудование. В некоторых сферах «Микран» монополист. Например, в области производства речных радаров. Около 10% всей радиоэлектронной продукции на российском рынке делает «Микран».
– Когда корабль плывет по реке, ему надо видеть буи, топляки — затопленные бревна, отмели. Стандартные радары не позволяют это увидеть и человеческий взгляд тоже, — объясняет Валерий Кагадей.
Обычный способ решения проблемы наблюдения за местностью — установить камеры. Но чтобы обеспечить такой же обзор, который дает радиолокационное оборудование «Микрана», нужно около 30 камер. Оператору приходится смотреть в 30 экранов и пытаться уследить за всеми объектами в поле зрения.
– Мы делаем по-другому — у нас на экране появляется полная карта местности, каждая точечка — это цель: машина, куст и так далее. Если точка начнет двигаться, то оператор получит информацию о том, что она движется, и одна камера наведет на нее и даст картинку оператору, — объясняет Кагадей. — Еще одно простейшее применение этой технологии — взлетные полосы на аэродроме. Сейчас есть системы наблюдения, но они не «засекают» птиц, а в Индии, например, нужно за обезьянами наблюдать.
В другом направлении — контрольно-измерительном — «Микран» находится наравне с мировыми брендами. Причем изначально томский производитель электроники открыл этот отдел как сугубо инфраструктурное подразделение, обслуживающее нужды компании. Но контрольно-измерительные приборы «Микрана» стали пользоваться спросом у всех производителей радиоэлектроники страны.
Фото: Данила Шостак / «Русская планета»
Фото: Данила Шостак / «Русская планета»
– С точки зрения технических характеристик мы абсолютно сравнимы с Antitsu и Аgilent. Например, вольтметры от разных компаний ничем не будут отличаться — это всегда будут приборы, которые позволяют померить напряжение в розетке. Но конечная цена наших приборов существенно ниже, и клиенты, выбирая нашу продукцию, исходят из того, что заплатят меньше денег за тот же самый результат. В данном случае наша конкурентоспособность определяется ценовой политикой, — рассказывает Валерий Кагадей.
Хотя мировой рынок радиоэлектроники достаточно узкий, «Микран» поставляет свою продукцию в 50 стран мира. В прошлом году томская фирма открыла производство в Италии, в Милане, и запустила совместный с миланскими айтишниками проект по созданию линии высокоскоростного интернета (до 840 мбит/с).
– Можно, конечно, производить все в России и вывозить в Европу, но выгоднее сокращать издержки, производя в Европе и реализуя там же. Однако мы отталкивались не только от того, где выгоднее продавать и производить. Мы создавали предприятие в Италии с целью сформировать команду с новыми компетенциями, которые дополнят те, которые уже есть у нас. Сейчас у нас есть совместная группа, мы организовали контакт Италия — Томск и на этом бульоне разрабатываем новые продукты, — говорит генеральный директор компании Владимир Доценко.
Другой выгодный партнер для «Микрана» — страны Азии, в Индонезии «Микран» работает на государственную программу «Интернет в села».
– «Микран» выбрал правильную стратегию в условиях конкуренции — вкладываться в долгосрочные перспективные проекты, — считает Григорий Дунаевский. — Если они не пойдут по этому пути, а будут работать только на удовлетворение сегодняшних заказчиков, все время будут где-то в догоняющих. Потому что те же оборонные отрасли очень сильно вкладываются в перспективные исследования. Здесь, конечно, «Микрану» тяжело, потому что мы частное предприятие и фактически должны долю своей прибыли сейчас отдавать на НИОКР. Мудрое решение — не откладывать на потом освоение новых направлений, а пытаться их подтянуть к себе уже сегодня, но легкая жизнь «Микран» не ждет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости