Новости – Русские бренды
Русские бренды
Спецпроект: «Русские Бренды» – Faberlic. Особенности национальной красоты
Как зарождалась легендарная российская компания
24 мая, 2018 13:00
16 мин
Однажды основатель компании «Faberlic» Алексей Нечаев признался, что создал свою компанию, находясь под впечатлением легендарных гангстерских фильмов «Однажды в Америке» и «Крестный отец». Давайте вспомним!
Как это было?
Истоки успеха знаменитой торговой марки стоит поискать в середине теперь уже далеких 1980-х. В ту перестроечную пору студенты юридического факультета МГУ Алексей Нечаев и его друг Александр Даванков, заинтересовавшись идеями коммунарского движения, апробировали методику коллективного творческого воспитания, создавая… школьные пионерские отряды, чем-то напоминавшие скаутские.
Занимаясь парусным спортом и фехтованием, обучая советских детей азам психологии, совершая с ними «экскурсы» в хитросплетения российской истории, друзья поняли, что продуктивное общение с людьми может быть краеугольным камнем чего-то более прибыльного, чем просто педагогика…
Но о том, что такое сетевой бизнес, в чем суть алгоритмов его психологического воздействия, и на какие высоты может вознести волна грамотно выстроенной политики прямых продаж, в те годы еще не догадывались даже «проклюнувшиеся» на экранах советского ТВ «провидцы» — Кашпировский и Чумак.
«Русская линия» - одна из первых компаний, которая начала использовать сетевой маркетинг в России
В 1988 году Нечаев и Даванков окончили МГУ. Куда пойти? Куда податься? Эти риторические вопросы и сегодня ставит перед собой каждый молодой человек, получивший диплом о высшем образовании. Но перед будущими юристами, чей профессиональный старт должен был состояться в конце 80-х, начале 90-х, дилемма стояла особенно жестко!
Что представлял собой фондовый рынок в России в начале 90-х?
До 25 декабря 1990 года движения финансовых потоков в СССР осуществлялись директивно — решениями ЦК КПСС и финансово-экономических органов советского государства.
Впрочем, были и сделки в «лабиринтах» черного рынка. В СССР появлялись даже подпольные советские миллионеры.
Многие из них бесславно завершили свою предпринимательскую деятельность в расстрельных коридорах Бутырки.
Но в последнее Рождество советской эпохи, 25 декабря 1990 года, было принято «особое решение». Оно считается одним из важнейших в сфере либерализации советской экономики. Утвердили положение об учреждении акционерных обществ!
Фото: РИА Новости, Автор: Виталий Савельев Торги в зале Московской межбанковской валютной биржи, оснащенном компьютерной техникой
С некоторой задержкой, на заре 1992 года, появились фондовые магазины, начала работать ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа), учрежденная ЦБ РФ, правительством теперь уже не советской, но российской столицы, а также рядом частных кредитно-финансовых организаций. Чуть позже ММВБ выиграла тендер на право создания полноценной биржевой инфраструктуры для ценных бумаг. Сперва государственных, а по прошествии 5 лет – частных.
В стихии фондового рынка вполне успешно начинали свой деловой старт и развивались в ту «романтическую» эпоху вчерашние студенты-юристы, ковавшие капитал для успешного старта в большом бизнесе. Необходимая сумма – порядка $10 млн долларов! – была заработана к 1997 году.
Компания прямых продаж «Русская линия» была основана в 1997 году. Алексей нечаев приобрёл патент на использование кислородного комплекса в косметике, почти через год в России появится первая линия кислородной косметики
«Самое время свалить!»
Словно мантру повторяли те, кто успел «заработать» и не успел «прилечь» на одной из аллей Ваганьковского кладбища, чуть было не превратившимся в 90-е годы в бандитский скотомогильник.
Но Алексей Нечаев и люди формировавшейся вокруг него команды остались в России. Впоследствии, выступая перед аудиторией университета «Синергия», Алексей Геннадьевич признавался, что, консолидируя вокруг себя единомышленников, был впечатлен образами подлинной дружбы из шедевров мирового кинематографа – фильмов «Крестный отец» и «Однажды в Америке».
Удивительно ли? Вовсе нет. На дворе была та еще эпоха! Впоследствии все кому не лень назовут ее «лихими 90-ми». Заработанные Алексеем Нечаевым на фондовой бирже деньги стали платформой для открытия одной из самых успешных отечественных компаний.
Компания была задумана в мае 1995 года, и нашей целью изначально было не только заработать деньги, но и построить великую компанию. Конечно, в 1995 году это смотрелось маргинально: какая там великая компания? Но у нас была цель — взять реванш, вернуть людям гордость за страну...
Перелистывал ли в момент принятия важных решений 31-летний Алексей Геннадьевич томик Достоевского? История умалчивает об этом. Но, судя по всему, даже мысль о том, что в эти чудовищные времена красота может вдруг спасти мир, а создание бренда помогающей ее сохранить косметики, может быть не просто успешным, а триумфальным, большинству могла показаться крамольной или даже абсурдной.
«Качественное – значит заграничное!»
Этот постулат энцефалитным клещом сидел в сознании населения. Развенчать его было не так-то просто. Но желание доказать, что русский бизнес и русский человек могут быть успешными не только в сказках, оказалось сильнее.
В чем же был секрет успеха «Русской линии»?
Много лет спустя, пытаясь объяснить успех «Faberlic», Алексей Нечаев, в роли одного из патриархов не только российского, но и международного косметического рынка, будет признаваться аудитории своего мастер-класса:
Алексей Нечаев: «Если ты начинаешь делать для других что-то, как для себя — с душой! — то люди готовы это оплачивать!
Вопрос из зала: «Почему?»
Алексей Нечаев: «…Быть может, потому что в мире сделано с душой не так уж много».
Было бы неправдой сказать, что «Русская линия» выдавала продукт, построенный исключительно на российском сырье, по отечественным лекалам и разработкам.
В стремлении обеспечить представительниц лучшей части российского общества самым лучшим приобреталось по-настоящему качественное сырье и приглашались лучшие специалисты мира. Вспомним хотя бы Кьяру Фантинг, арт-директора Nina Ricci. Она оказала «Русской Линии» всестороннее консультативное содействие в процессе разработки палитры уникальных средств для макияжа.
В 2001 году «Русская линия» была переименована в Faberlic
Удивительно ли, что с тем подходом, который взяла на вооружение молодая команда Алексея Нечаева, одного лишь отечественного рынка вскоре стало мало? Вопрос о перемене названия стал перед создателями и работниками «Русской линии» очень быстро – уже в 2001 году. И стал по-настоящему остро!
По следам «Фаберже»
Почти два столетия наша страна гордится произведениями ювелирного искусства «Фаберже». Здраво рассудив, что слово «Фабер» означает в переводе на русский язык с латыни «Творец» и полагая, что емкое слово «лик» куда более значимо для русского человека, чем заимствованные извне «стиль», «имидж» либо родное, но чересчур длинное «образ», создатели компании явили миру новый бренд «Фаберлик».
Являлось ли название «Faberlic» — уловкой? Помогла ли она создателям сыграть на руку той части населения, которая на подсознательном уровне продолжала жить принципом «Импорт – превыше всего!», изобретенным в незапамятные времена «апостолами» советской «фарцы»? В какой-то степени – да. Но это ли главное? Вовсе нет.
Так ли уж важно, под каким названием мир познает качество по-настоящему хорошей отечественной продукции? И так ли уж важно, в каком из доменов (.ru или .com) находится ее официальный сайт.
В 2003 году Faberlic выходит на международный рынок, к 2005 году открыты представительства в 15-ти странах
Ведь именно русская компания «Faberlic» не только вошла в первую сотню всемирных парфюмерно-косметических корпораций (по версии «Beauty Report International» — чего удостаивается не каждый зарубежный бренд!), но и уверенно набирает обороты вот уже двадцать лет.
В 2005 году Faberlic занимает 87 место в рейтинге «Топ-100 крупнейших парфюмерно-косметических компаний мира», по версии WWD Beauty Report International, а в 2008 поднимается до 86 позиции.
При этом ее создатели в своей нескончаемой борьбе за красоту в России и во всем мире привлекают ресурсы и наработки не только японской лаборатории Nikko-Chemical, но и кафедры Клеточной биологии и гистологии МГУ.
«Faberlic» сегодня – это не просто русский бренд, а часть философии успеха национального рынка, вобравшая в себя косметику и парфюмерию, одежду и аксессуары для женщин, мужчин и детей, товары для дома, бизнеса и…
То многое, что еще будет сделано с душой.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости