Новости – Русские бренды
Русские бренды
Роскино. Свобода, любовь и творчество не имеют границ
Кто и как продаёт отечественное кино в других странах? И почему за границей так любят фильмы Андрея Звягинцева и Кирилла Серебренникова?
26 июля, 2018 20:00
19 мин
Год 1924-й для всего советского народа начался с величайшего потрясения. 24 января, по официальной причине от кровоизлияния в мозг, умирает вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Казалось бы, какое тут кино?
Но Совет народных комиссаров РСФСР свято чтил память Ильича. Одним из его заветов была фраза: «Из всех искусств для нас главнейшим является кино». Переврали, конечно. На самом деле, Ленин сказал иначе: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк».
Мог ли знать вождь мирового пролетариата в те годы, что презрительно сопоставленная с площадным искусством киноиндустрия даже спустя сто лет будет владеть умами миллиардов людей на планете, дав фору каноническим источникам просвещения — театру и литературе? Вопрос риторический.
Летом 1924 года в развитии отечественного кинематографа делается значимый шаг. Появляется организация под названием «Совкино» — государственная компания. Она имела беспрецедентный спектр полномочий в части регулирования отечественных кинопроцессов.
Тут вам и концентрация усилий государственных организаций в части создания и проката советских картин. Здесь и ввоз в страну «неопасных» картин зарубежного производства. Вывоз отечественного кинопродукта «на люди» — читай, за границу. Ну, и цензура поступающих сценариев от советских граждан. Куда ж без неё?
В компетенцию созданного ведомства входили не только кинотеатры, кинофабрики и передвижные киноустановки, но и… обыкновенные фотоателье.
В годы существования «Совкино» были создана первая «кинолениниана» «Октябрь». Фильм рассказывал о ситуации в мятежном Петрограде 1917 года и восстании, возглавленном Владимиром Ильичом. Первый «Ленин на экране», исполненный рабочим Василием Никандровым, пришёлся по вкусу не всем. Сам Маяковский назвал игру ходульной, неестественной, а жесты актёра заученными.
Насквозь идеологическая картина имела советскую и зарубежную (укороченную на полчаса) версию. Она была представлена вниманию иностранных критиков, отметивших революционные методы монтажа и живую, даже экзальтированную манеру показа исторических событий.
Кадр из фильма «Октябрь»
Те годы были своеобразным кинематографическим межсезоньем. Помните «Золотого телёнка» с неугомонным Остапом Бендером, пытавшимся «втюхать» кинопроизводителям сценарий фильма о борьбе трудового народа за свои права под названием «Шея»? Немое кино уходило. Звуковое ещё не пришло. Но не стоит думать, что 20-е были временем одних лишь идеологических экранных агиток.
На суд зрителя был представлен первый в истории советского кинематографа фильм-мелодрама «Третья мещанская», рассказывавший о любовном треугольнике. Сюжет: молодая особа по имени Людмила не может разобраться в своих чувствах к собственному мужу и его гостю (фронтовому другу). Беспрецедентно смелая по тем временам картина Абрама Роома демонстрировала советскую женщину в несколько несоветском виде.
Что удивительно! Кино 20-х, пусть в пафосной, «идеологически выверенной» манере, отражало актуальные вопросы того времени. Взять, к примеру, «Обломок империи». Фильм о спасении белым офицером красноармейца. А возьмётся ли кто-то сегодня снимать картину о «киборге», в котором проснулось добросердечие к раненому ополченцу? И дадут ли под такой государственные деньги? Большой вопрос.
«Совкино» просуществовало до 1930 года и было ликвидировано с последующей передачей всех существовавших в его ведении кинофабрик «Мосфильму» и «Ленфильму».
В 1930 году на боевом посту организацию сменило «Инторгкино», в бытность которого самым популярным фильмом, имевшим беспрецедентный успех не только в СССР, но и за рубежом, была лента братьев Васильевых «Чапаев», по одной из версий являющаяся любимой кинокартиной Владимира Путина.
Она вышла на экраны в 1934 году. И, помимо советского «Серебряного кубка», полученного на Первом Московском международном кинофестивале в 1935-м и, само собой, Сталинской премии, получила Гран-при Парижской Всемирной выставки. А ещё… стала лучшим фильмом на иностранном языке по версии Национального совета кинокритиков США. Была удостоена бронзовой награды в Венеции.
И всё благодаря «Инторгкино». Картину с восторгом посмотрели зрители США, Дании (до войны). Ну а после Второй мировой её показали в Польше, Германии, Австрии, Финляндии, Италии.
В 1945 году «Инторгфильм», пережив добрый десяток реорганизаций в 30-е, получил своё самое «долгосрочное» название — «Совэкспортфильм». Крупнейший экспортёр продукции 39-ти советских студий находился в ведении Комитета по кинематографии, а затем перешёл под крыло Совета Министров СССР. Неизвестно каким ветром он был занесён однажды в ипостась Министерства внешней торговли.
Заграничный вектор деятельности компании, конечно же, предполагал тесное сотрудничество с людьми из ПГУ КГБ СССР, внимательно смотревшими «хорошее кино», уходящее «туда».
«Совэкспортфильм» творил чудеса?
Это правда. Сотрудники этой организации экспортировали «на Запад» наши качественные советские фильмы. С ними рядом не стояло большинство нынешнего «кинокорма», снятого режиссёрами с дипломами экономистов на гребне ура-патриотического мейнстрима.
Для популяризации советского кино, таких бесценных реликвий отечественного кинематографа, как драма «Летят журавли» Михаила Калатозова (фильм-триумфатор Каннского фестиваля, вошедший в сотню самых кассовых картин за всю историю кинематографической Франции) или «Война и мир» Сергея Бондарчука (обладатель «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке) создавались рекламные плакаты, прессбуки, фотокомплекты. Они были созданы в «западной художественной риторике», понятной «тамошнему» зрителю.
Взгляните!
Вот так красиво было представлено наше кино на фестивале в Каннах.
Вот афиша «оскароносной» картины «Война и мир».
А вот рекламный плакат не менее прекрасного фильма «Судьба человека»
Узнаёте? Это же «Человек-амфибия» (адаптированный как «Морской Тарзан»).
Сохранился снимок совершенно не применимой «для внутреннего пользования» афиши фильма «Кавказская пленница» с «бесстыдными» несоветскими поцелуями Александра Демьяненко и Натальи Варлей.
«Вий»! Мороз по коже. Афиши легендарных американских хорроров можно выбросить на свалку.
Бесподобная и даже не сразу узнаваемая «экспортная» афиша «Джентльменов удачи».
Да что там афиши, сколь бы красивы они ни были? При непосредственном участии «Совэкспортфильма» были успешно проведены переговоры об участии иностранных звёзд первой величины в культовых советских фильмах.
Именно поэтому сегодня, показывая детям советско-американскую картину «Синяя Птица», мы можем рассказать им не про какого-то трудно узнаваемого американского актёра третьего эшелона, рискнувшего удостоить присутствием ММКФ, а про великую Элизабет Тейлор, принявшую участие в советском кино.
Кадр из фильма «Синяя птица»
Кино в те «застойные» годы — это не просто кино. Это своего рода индикатор политических процессов. И если, во многом благодаря умелым переговорщикам из «Совэкспортфильма», сумели договориться «Ленфильм» и 20th Century Fox, и американский режиссёр Джордж Кьюкор в 1976-м снял целиком и полностью в Советской России (в Москве, Ленинграде, Пушкине, Павловске) добрую, пусть и не имевшую ошеломительного успеха в прокате, семейную картину, значит, «пальцы убраны с курка». А точнее — с кнопки. Значит, поживём, ребята (guys).
В предлагаемых обстоятельствах существования «железного занавеса» в 1980 году была снята потрясающая картина «Тегеран-43». Фильм в жанре политического детектива.
Главную роль в этой картине исполнили Игорь Костолевский, Наталия Белохвостикова, Альберт Филозов, Армен Джигарханян. Ну и Ален Делон с ними! Куда ж его девать? А ещё Клод Жад, Курд Юргенс.
В СССР секса нет? Нате!
С такой афишей, напоминающей труды Пикассо, преподнёс «Совэкспортфильм» первую эротическо-перестроечную историю Валерия Пичула «Маленькая Вера» с Натальей Негодой и Андреем Соколовым в главной роли.
Шли годы. Смеркалось. В 1990-е и 2000-е от былого величия некогда могущественного «Совэкспортфильма», ставшего не только брендом, но и мостом «между нами и ними», не осталось и следа. Как сообщила RTVi генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе, 54 зарубежных представительства когда-то легендарной компании были ликвидированы вместе с Советским Союзом.
К 2011 году компания, которая продвигала то лучшее, что было у нас, на международной арене, имела лишь одно здание в центре Москвы. Но и его собирались «прихватизировать». Компания «Совэкспортфильм», сохранив каким-то чудом нелепое в реалиях нашего дня название, пребывала в совершеннейшем упадке и была на грани банкротства.
Полное отсутствие эффективных механизмов выживания. Никаких интересных форматов работы. О мощной советской системе продвижения можно было забыть. Что делать с компанией? Закрыть и поставить точку? Оно и логично. Что продвигать за рубеж? «Ментов», написанных левой ногой на правой коленке?
Вопросы продвижения на мировой арене изредка появляющихся приличных российских фильмов был готов взвалить на себя Фонд кино.
Бразды правления «Совэкспортфильмом» в 2011 году было решено передать Екатерине Мцитуридзе, которая впоследствии вспоминала, что масштабы происходящего регресса в этой компании были ею недооценены. К моменту прихода нового менеджера, имевшего опыт работы в журналистике и в успешном продвижении ряда частных проектов, на предприятии ничего не происходило.
Перепутье киноиндустрии
Время перемен пришлось на 2010–2011 годы, когда прокат российского кино практически не существовал, и на международные экраны попадали редкие российские картины. Что бы вспомнить там? «Ночной дозор»? Но ведь это «нулевые».
Какой же курс в отечественном кино мы взяли в 2010-е? От кинокартин о том, как у нас всё плохо, которые показывать больше не было смысла, свершился плавный переход к фильмам, где у нас всё хорошо. Но кино — специфическая материя. В ней псевдопатриотическая фальшь, снятая «мастерами», приходящими с предложениями: «Дайте нам деньги! И мы снимем вам, как героически умирали на фронте!», чувствуется мгновенно.
В задачи «Роскино» сегодня входит не только ежегодное подтверждение факта живучести отечественного кинематографа, но и продажи российских фильмов. В условиях рынка эта функция часто даётся на откуп производственным и sales-кинокомпаниям.
Чаще всего «Роскино» продвигает идею. Заключается она в том, что качественные российские фильмы есть. Они есть иногда благодаря, а иногда вопреки. Независимые и коммерческие. Плохие и хорошие. Об этом узнают на 9 кинорынках ежегодно. Начинается показ достойных отечественных кинокартин в Берлине, продолжается в Каннах, Гонконге, Венеции, Торонто, Лос-Анджелесе, а потом снова Канны (телевизионный и детский форматы).
«Роскино» обеспечивает показ кинопродукции, её презентацию, присутствие российских кинематографистов. И каждый показ становится своеобразным центром притяжения, магнитом для русскоязычной аудитории, проживающей сегодня по всему миру.
Поддерживает ли государство «Роскино»?
Да. Министерством культуры Российской Федерации выделяется целых 28 миллионов рублей в год, что сопоставимо со стоимостью хорошей квартиры в Москве. Ну или одного стенда в Каннах. Как выкручиваться? Команда Екатерины Мцитуридзе (и она сама) воспринимают это вовсе не как трагедию или предательство со стороны государства, а как уникальную возможность изыскивать новые форматы существования, привлекать временных и постоянных партнёров. Среди них «Сбербанк» и «Аэрофлот», по умолчанию, заинтересованный в интересных культурных акциях России, происходящих за рубежом.
За семь лет работы Екатерина Мцитуридзе сумела доказать, что представители отечественной деловой элиты готовы вкладывать средства в кинопродукт. Но только если он по-настоящему качественный. Делается это часто не с целью получения выручки, а для обеспечения своего присутствия в «мире прекрасного».
Про «Лето» и не только
Фильм сидящего под домашним арестом Кирилла Серебренникова был принят в Каннах очень тепло. И, как считает сама Екатерина Мцитурадзе, не из-за политической конъюнктуры, как это пытаются сегодня представить наши дорогие ура-патриоты, полагающие, что в западных странах готовы целовать ноги за фильмы а-ля «Левиафан», где показано, как всё в России плохо.
Вовсе нет. Фильм «Лето» рассказывает историю становления творческих людей. Трудности, через которые пришлось проходить на пути к признанию таланта, не только здесь, но и там. Не только Цою, но и Beatles. С тем единственным исключением, что последние встречали противодействие не дородной цензорши из советского рок-клуба, а ресторатора из Гамбурга, не желавшего видеть на сцене своего заведения патлатых голодранцев.
— Это очень хороший фильм. Он излучает счастье. И ради одной лишь политической конъюнктуры никто не включил бы его в программу Каннского фестиваля, — говорит Екатерина Мцитуридзе сегодня.
И она абсолютно права. Хотя поддержка хорошему режиссёру, безусловно, своё место имеет.
«Лето» встречали бурными овациями. Что интересно: обычно лояльная к показам российского кинопродукта русскоязычная аудитория в зале практически отсутствовала. Из числа «зарубежных русских» пришло человек 100. На показе представленного «Роскино» фильма «Лето» рукоплескали именно проникнувшиеся историей иностранцы. А ведь снята картина за весьма и весьма скромные деньги.
«На Западе любят кино об умирающей России!»
С этим тезисом Екатерина Мцитуридзе категорически не согласна. Она подчёркивает, что большинство фильмов, представленных на Каннском фестивале, вовсе не комедии. Это серьёзные картины о непростой жизни и проблемах людей из совершенно разных стран.
«Жизнерадостное кино — редкость на кинофестивалях», — говорит генеральный директор «Роскино». Но тут же добавляет: «Свобода, любовь и творчество не имеют границ».
И даже тепло принятый «Левиафан», за который Звягинцева прибили к позорному столбу, на поверку оказывается историей не российского «колхозника», а фермера из США, отстаивавшего свои права.
Плохо ли в мрачном свете показывать свою страну? Сами американцы так не считают. Режиссёр Александр Пэйн, отображающий американское общество в самом мрачном и весьма сатирическом ключе, не только не пригвождён к столбу, но и вполне обласкан, удостоен двух «Оскаров», «Злотого глобуса» и других наград.
Что будем смотреть завтра?
Рассуждая о новых киносенсациях, Екатерина Мцитуридзе называет такие фильмы как «Микеланджело» Андрея Кончаловского — фильм, финансируемый Алишером Усмановым. Упоминает Александра Сокурова, который сегодня не может получить деньги на съёмки своего нового фильма, но находит средства поддерживать никому не нужных в стране дебютантов.
Почему же мастер, получивший в 2011 году приз на Венецианском фестивале, не может найти средства на свой новый фильм? Со слов Екатерины Мцитуридзе, горячую поддержку со стороны государства имеют сегодня «мэйджорские» кинокомпании, каждая из которых гарантировано получает $10 млн в год.
Эти студии (в стране их всего 10) ориентированы на картины, которые имеют коммерческую перспективу, а также фильмы патриотического толка. Ну а уж если получается сочетать и то, и другое («Салют-7», «Движение вверх», «Время первых»), то событие становится сенсацией национального масштаба.
Фильмы фестивальные, «доставляющие» удовольствие искушённой интеллектуальной публике или вскрывающие общероссийские проблемы — малопривлекательное капиталовложение для тех, кто выделяет деньги.
Кто знает? Может быть, написать сценарий о том, как девушка (если хотите парень) встал (-а) с инвалидной коляски, забил (-а) 101 мяч в корзину команды США и отправился (-ась) защищать интересы России? Под такое кино, наверняка, выделят грант, и оно будет интересно как российской, так и мировой аудитории.
Такое кино.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости