Русские бренды
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Русские бренды
Русская планета

Роскино. Свобода, любовь и творчество не имеют границ

Кто и как продаёт отечественное кино в других странах? И почему за границей так любят фильмы Андрея Звягинцева и Кирилла Серебренникова?
Андрей Карелин
26 июля, 2018 20:00
19 мин
Год 1924-й для всего советского народа начался с величайшего потрясения. 24 января, по официальной причине от кровоизлияния в мозг, умирает вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Казалось бы, какое тут кино?
Но Совет народных комиссаров РСФСР свято чтил память Ильича. Одним из его заветов была фраза: «Из всех искусств для нас главнейшим является кино». Переврали, конечно. На самом деле, Ленин сказал иначе: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк».
Мог ли знать вождь мирового пролетариата в те годы, что презрительно сопоставленная с площадным искусством киноиндустрия даже спустя сто лет будет владеть умами миллиардов людей на планете, дав фору каноническим источникам просвещения — театру и литературе? Вопрос риторический.
Летом 1924 года в развитии отечественного кинематографа делается значимый шаг. Появляется организация под названием «Совкино» — государственная компания. Она имела беспрецедентный спектр полномочий в части регулирования отечественных кинопроцессов.
Тут вам и концентрация усилий государственных организаций в части создания и проката советских картин. Здесь и ввоз в страну «неопасных» картин зарубежного производства. Вывоз отечественного кинопродукта «на люди» — читай, за границу. Ну, и цензура поступающих сценариев от советских граждан. Куда ж без неё?
В компетенцию созданного ведомства входили не только кинотеатры, кинофабрики и передвижные киноустановки, но и… обыкновенные фотоателье.
В годы существования «Совкино» были создана первая «кинолениниана» «Октябрь». Фильм рассказывал о ситуации в мятежном Петрограде 1917 года и восстании, возглавленном Владимиром Ильичом. Первый «Ленин на экране», исполненный рабочим Василием Никандровым, пришёлся по вкусу не всем. Сам Маяковский назвал игру ходульной, неестественной, а жесты актёра заученными.
Насквозь идеологическая картина имела советскую и зарубежную (укороченную на полчаса) версию. Она была представлена вниманию иностранных критиков, отметивших революционные методы монтажа и живую, даже экзальтированную манеру показа исторических событий.
Кадр из фильма «Октябрь»
Те годы были своеобразным кинематографическим межсезоньем. Помните «Золотого телёнка» с неугомонным Остапом Бендером, пытавшимся «втюхать» кинопроизводителям сценарий фильма о борьбе трудового народа за свои права под названием «Шея»? Немое кино уходило. Звуковое ещё не пришло. Но не стоит думать, что 20-е были временем одних лишь идеологических экранных агиток. 
На суд зрителя был представлен первый в истории советского кинематографа фильм-мелодрама «Третья мещанская», рассказывавший о любовном треугольнике. Сюжет: молодая особа по имени Людмила не может разобраться в своих чувствах к собственному мужу и его гостю (фронтовому другу). Беспрецедентно смелая по тем временам картина Абрама Роома демонстрировала советскую женщину в несколько несоветском виде.
Что удивительно! Кино 20-х, пусть в пафосной, «идеологически выверенной» манере, отражало актуальные вопросы того времени. Взять, к примеру, «Обломок империи». Фильм о спасении белым офицером красноармейца. А возьмётся ли кто-то сегодня снимать картину о «киборге», в котором проснулось добросердечие к раненому ополченцу? И дадут ли под такой государственные деньги? Большой вопрос.
«Совкино» просуществовало до 1930 года и было ликвидировано с последующей передачей всех существовавших в его ведении кинофабрик «Мосфильму» и «Ленфильму».
В 1930 году на боевом посту организацию сменило «Инторгкино», в бытность которого самым популярным фильмом, имевшим беспрецедентный успех не только в СССР, но и за рубежом, была лента братьев Васильевых «Чапаев», по одной из версий являющаяся любимой кинокартиной Владимира Путина.
Она вышла на экраны в 1934 году. И, помимо советского «Серебряного кубка», полученного на Первом Московском международном кинофестивале в 1935-м и, само собой, Сталинской премии, получила Гран-при Парижской Всемирной выставки. А ещё… стала лучшим фильмом на иностранном языке по версии Национального совета кинокритиков США. Была удостоена бронзовой награды в Венеции.
И всё благодаря «Инторгкино». Картину с восторгом посмотрели зрители США, Дании (до войны). Ну а после Второй мировой её показали в Польше, Германии, Австрии, Финляндии, Италии. 
В 1945 году «Инторгфильм», пережив добрый десяток реорганизаций в 30-е, получил своё самое «долгосрочное» название — «Совэкспортфильм». Крупнейший экспортёр продукции 39-ти советских студий находился в ведении Комитета по кинематографии, а затем перешёл под крыло Совета Министров СССР. Неизвестно каким ветром он был занесён однажды в ипостась Министерства внешней торговли.
Заграничный вектор деятельности компании, конечно же, предполагал тесное сотрудничество с людьми из ПГУ КГБ СССР, внимательно смотревшими «хорошее кино», уходящее «туда». 
«Совэкспортфильм» творил чудеса?
Это правда. Сотрудники этой организации экспортировали «на Запад» наши качественные советские фильмы. С ними рядом не стояло большинство нынешнего «кинокорма», снятого режиссёрами с дипломами экономистов на гребне ура-патриотического мейнстрима.
Для популяризации советского кино, таких бесценных реликвий отечественного кинематографа, как драма «Летят журавли» Михаила Калатозова (фильм-триумфатор Каннского фестиваля, вошедший в сотню самых кассовых картин за всю историю кинематографической Франции) или «Война и мир» Сергея Бондарчука (обладатель «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке) создавались рекламные плакаты, прессбуки, фотокомплекты. Они были созданы в «западной художественной риторике», понятной «тамошнему» зрителю.
Взгляните!
Вот так красиво было представлено наше кино на фестивале в Каннах.
Вот афиша «оскароносной» картины «Война и мир».
А вот рекламный плакат не менее прекрасного фильма «Судьба человека»
Узнаёте? Это же «Человек-амфибия» (адаптированный как «Морской Тарзан»).
Сохранился снимок совершенно не применимой «для внутреннего пользования» афиши фильма «Кавказская пленница» с «бесстыдными» несоветскими поцелуями Александра Демьяненко и Натальи Варлей.
«Вий»! Мороз по коже. Афиши легендарных американских хорроров можно выбросить на свалку.
Бесподобная и даже не сразу узнаваемая «экспортная» афиша «Джентльменов удачи».
Да что там афиши, сколь бы красивы они ни были? При непосредственном участии «Совэкспортфильма» были успешно проведены переговоры об участии иностранных звёзд первой величины в культовых советских фильмах.
Именно поэтому сегодня, показывая детям советско-американскую картину «Синяя Птица», мы можем рассказать им не про какого-то трудно узнаваемого американского актёра третьего эшелона, рискнувшего удостоить присутствием ММКФ, а про великую Элизабет Тейлор, принявшую участие в советском кино.
Кадр из фильма «Синяя птица»
Кино в те «застойные» годы — это не просто кино. Это своего рода индикатор политических процессов. И если, во многом благодаря умелым переговорщикам из «Совэкспортфильма», сумели договориться «Ленфильм» и 20th Century Fox, и американский режиссёр Джордж Кьюкор в 1976-м снял целиком и полностью в Советской России (в Москве, Ленинграде, Пушкине, Павловске) добрую, пусть и не имевшую ошеломительного успеха в прокате, семейную картину, значит, «пальцы убраны с курка». А точнее — с кнопки. Значит, поживём, ребята (guys).  
В предлагаемых обстоятельствах существования «железного занавеса» в 1980 году была снята потрясающая картина «Тегеран-43». Фильм в жанре политического детектива.
Главную роль в этой картине исполнили Игорь Костолевский, Наталия Белохвостикова, Альберт Филозов, Армен Джигарханян. Ну и Ален Делон с ними! Куда ж его девать? А ещё Клод Жад, Курд Юргенс.
В СССР секса нет? Нате!
С такой афишей, напоминающей труды Пикассо, преподнёс «Совэкспортфильм» первую эротическо-перестроечную историю Валерия Пичула «Маленькая Вера» с Натальей Негодой и Андреем Соколовым в главной роли. 
Шли годы. Смеркалось. В 1990-е и 2000-е от былого величия некогда могущественного «Совэкспортфильма», ставшего не только брендом, но и мостом «между нами и ними», не осталось и следа. Как сообщила RTVi генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе, 54 зарубежных представительства когда-то легендарной компании были ликвидированы вместе с Советским Союзом.
К 2011 году компания, которая продвигала то лучшее, что было у нас, на международной арене, имела лишь одно здание в центре Москвы. Но и его собирались «прихватизировать». Компания «Совэкспортфильм», сохранив каким-то чудом нелепое в реалиях нашего дня название, пребывала в совершеннейшем упадке и была на грани банкротства. 
Полное отсутствие эффективных механизмов выживания. Никаких интересных форматов работы. О мощной советской системе продвижения можно было забыть. Что делать с компанией? Закрыть и поставить точку? Оно и логично. Что продвигать за рубеж? «Ментов», написанных левой ногой на правой коленке?
Вопросы продвижения на мировой арене изредка появляющихся приличных российских фильмов был готов взвалить на себя Фонд кино.
Бразды правления «Совэкспортфильмом» в 2011 году было решено передать Екатерине Мцитуридзе, которая впоследствии вспоминала, что масштабы происходящего регресса в этой компании были ею недооценены. К моменту прихода нового менеджера, имевшего опыт работы в журналистике и в успешном продвижении ряда частных проектов, на предприятии ничего не происходило.
Перепутье киноиндустрии
Время перемен пришлось на 2010–2011 годы, когда прокат российского кино практически не существовал, и на международные экраны попадали редкие российские картины. Что бы вспомнить там? «Ночной дозор»? Но ведь это «нулевые».
Какой же курс в отечественном кино мы взяли в 2010-е? От кинокартин о том, как у нас всё плохо, которые показывать больше не было смысла, свершился плавный переход к фильмам, где у нас всё хорошо. Но кино — специфическая материя. В ней псевдопатриотическая фальшь, снятая «мастерами», приходящими с предложениями: «Дайте нам деньги! И мы снимем вам, как героически умирали на фронте!», чувствуется мгновенно.
В задачи «Роскино» сегодня входит не только ежегодное подтверждение факта живучести отечественного кинематографа, но и продажи российских фильмов. В условиях рынка эта функция часто даётся на откуп производственным и sales-кинокомпаниям.
Чаще всего «Роскино» продвигает идею. Заключается она в том, что качественные российские фильмы есть. Они есть иногда благодаря, а иногда вопреки. Независимые и коммерческие. Плохие и хорошие. Об этом узнают на 9 кинорынках ежегодно. Начинается показ достойных отечественных кинокартин в Берлине, продолжается в Каннах, Гонконге, Венеции, Торонто, Лос-Анджелесе, а потом снова Канны (телевизионный и детский форматы).
«Роскино» обеспечивает показ кинопродукции, её презентацию, присутствие российских кинематографистов. И каждый показ становится своеобразным центром притяжения, магнитом для русскоязычной аудитории, проживающей сегодня по всему миру.
Поддерживает ли государство «Роскино»?
Да. Министерством культуры Российской Федерации выделяется целых 28 миллионов рублей в год, что сопоставимо со стоимостью хорошей квартиры в Москве. Ну или одного стенда в Каннах. Как выкручиваться? Команда Екатерины Мцитуридзе (и она сама) воспринимают это вовсе не как трагедию или предательство со стороны государства, а как уникальную возможность изыскивать новые форматы существования, привлекать временных и постоянных партнёров. Среди них «Сбербанк» и «Аэрофлот», по умолчанию, заинтересованный в интересных культурных акциях России, происходящих за рубежом.
За семь лет работы Екатерина Мцитуридзе сумела доказать, что представители отечественной деловой элиты готовы вкладывать средства в кинопродукт. Но только если он по-настоящему качественный. Делается это часто не с целью получения выручки, а для обеспечения своего присутствия в «мире прекрасного».
Про «Лето» и не только
Фильм сидящего под домашним арестом Кирилла Серебренникова был принят в Каннах очень тепло. И, как считает сама Екатерина Мцитурадзе, не из-за политической конъюнктуры, как это пытаются сегодня представить наши дорогие ура-патриоты, полагающие, что в западных странах готовы целовать ноги за фильмы а-ля «Левиафан», где показано, как всё в России плохо.
Вовсе нет. Фильм «Лето» рассказывает историю становления творческих людей. Трудности, через которые пришлось проходить на пути к признанию таланта, не только здесь, но и там. Не только Цою, но и Beatles. С тем единственным исключением, что последние встречали противодействие не дородной цензорши из советского рок-клуба, а ресторатора из Гамбурга, не желавшего видеть на сцене своего заведения патлатых голодранцев.
— Это очень хороший фильм. Он излучает счастье. И ради одной лишь политической конъюнктуры никто не включил бы его в программу Каннского фестиваля, — говорит Екатерина Мцитуридзе сегодня.
И она абсолютно права. Хотя поддержка хорошему режиссёру, безусловно, своё место имеет.
«Лето» встречали бурными овациями. Что интересно: обычно лояльная к показам российского кинопродукта русскоязычная аудитория в зале практически отсутствовала. Из числа «зарубежных русских» пришло человек 100. На показе представленного «Роскино» фильма «Лето» рукоплескали именно проникнувшиеся историей иностранцы. А ведь снята картина за весьма и весьма скромные деньги.
«На Западе любят кино об умирающей России!»
С этим тезисом Екатерина Мцитуридзе категорически не согласна. Она подчёркивает, что большинство фильмов, представленных на Каннском фестивале, вовсе не комедии. Это серьёзные картины о непростой жизни и проблемах людей из совершенно разных стран.
«Жизнерадостное кино — редкость на кинофестивалях», — говорит генеральный директор «Роскино». Но тут же добавляет: «Свобода, любовь и творчество не имеют границ».
И даже тепло принятый «Левиафан», за который Звягинцева прибили к позорному столбу, на поверку оказывается историей не российского «колхозника», а фермера из США, отстаивавшего свои права.
Плохо ли в мрачном свете показывать свою страну? Сами американцы так не считают. Режиссёр Александр Пэйн, отображающий американское общество в самом мрачном и весьма сатирическом ключе, не только не пригвождён к столбу, но и вполне обласкан, удостоен двух «Оскаров», «Злотого глобуса» и других наград.
Что будем смотреть завтра?
Рассуждая о новых киносенсациях, Екатерина Мцитуридзе называет такие фильмы как «Микеланджело» Андрея Кончаловского — фильм, финансируемый Алишером Усмановым. Упоминает Александра Сокурова, который сегодня не может получить деньги на съёмки своего нового фильма, но находит средства поддерживать никому не нужных в стране дебютантов.
Почему же мастер, получивший в 2011 году приз на Венецианском фестивале, не может найти средства на свой новый фильм? Со слов Екатерины Мцитуридзе, горячую поддержку со стороны государства имеют сегодня «мэйджорские» кинокомпании, каждая из которых гарантировано получает $10 млн в год.
Эти студии (в стране их всего 10) ориентированы на картины, которые имеют коммерческую перспективу, а также фильмы патриотического толка. Ну а уж если получается сочетать и то, и другое («Салют-7», «Движение вверх», «Время первых»), то событие становится сенсацией национального масштаба.
Фильмы фестивальные, «доставляющие» удовольствие искушённой интеллектуальной публике или вскрывающие общероссийские проблемы —  малопривлекательное капиталовложение для тех, кто выделяет деньги.
Кто знает? Может быть, написать сценарий о том, как девушка (если хотите парень) встал (-а) с инвалидной коляски, забил (-а) 101 мяч в корзину команды США и отправился (-ась) защищать интересы России? Под такое кино, наверняка, выделят грант, и оно будет интересно как российской, так и мировой аудитории.
Такое кино.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ