Вдохновление постсоветской подворотни
На фото Гоша Рубчинский Фото: Soberger

На фото Гоша Рубчинский Фото: Soberger

Как Гоша Рубчинский заставил Бибера и Канье Уэста надеть майки с кириллицей

Спортивные «треники»,  бесформенные свитеры, кричащие надписи — кому-то эстетика 90-х напомнит о гопниках, разгуле бандитизма и нищете. Но дизайнер Гоша Рубчинский сумел превратить стиль подворотни в культ и стал самым модным русским дизайнером в мире.

Гошу Рубчинского действительно зовут Гоша. Точнее — Георгий Рубчинский. Родился он в 1984 году в Москве. О нём известно немного: жил как все — в одном из спальных районов столицы, ходил в школу... Родители с малых лет поддерживали таланты сына в рисовании. Гоша учился в художественной школе, а затем поступил в колледж технологии и дизайна. После окончания работал стилистом и парикмахером.

Как и многие, чьё детство и юность пришлись на лихие 90-е, Рубчинский попал под влияние модных в то время журналов «ОМ» и «Птюч». Первые шаги в модной индустрии он делал в качестве стилиста, работал с дизайнерами Дмитрием Логиновым и Константином Гайдаем, а затем ему посчастливилось поработать с Кириллом Серебренниковым, придумывая визуальный стиль для фильма «Изображая жертву» про подростков-скейтбордистов.

Парни с окраин

Именно тогда, по словам самого Рубчинского, его посетила муза. Он понял, для кого он хотел бы делать одежду: для совершенно обычного постсоветского парня с окраины. И приступил к созданию своей первой коллекции.

На дворе был 2008 год, Россия вступила в короткую войну с Грузией, западная пресса вновь достала из-под сукна выражение «Империя зла». «Окей», подумал Рубчинский — и так назвал свою первую коллекцию.

Показ прошёл на спортивном стадионе в Сокольниках и был оформлен в эстетике урока физкультуры. Вместо моделей на подиум вышли обычные парни с района —  впоследствии Рубчинский сделает это своей модной «фишкой». Спортивный стиль рабочих окраин перемешался с агрессивной атрибутикой неформальных молодёжных течений — шипами, цепями, а главным элементом стали стилизованные медведи и двуглавые орлы с автоматами. «Если они думают, что мы империя зла — то пусть лучше нас боятся», - сказал 24-летний дизайнер в интервью «Афише».

Коллекция не «выстрелила» - на показ собралось всего около 600 человек. Но Рубчинского заметили. Вторую коллекцию «Растём и развиваемся» Рубчинский показал на альтернативной неделе моды «Cycles and seasons», куда его пригласила Анна Дюльгерова, бывшая в ту пору редактором моды в российском Vogue. Рубчинский вновь творил в эстетике 90-х. На Рубчинского положили глаз западные «байеры» и предложили приехать в Лондон на Неделю моды. У Гоши не было денег создать новую коллекцию, он собрал её из предыдущих и сам повёз одежду в Лондон в обычном чемодане.

Успех и депрессия

Мировая слава, обрушившаяся на Рубчинского, обернулась для дизайнера депрессией. У него не было возможности шить так много одежды, заниматься логистикой, а одежды требовалось очень много: один из московских модных магазинов скупил сразу всю коллекцию, европейские байеры звонили и требовали ещё... а денег по-прежнему не было: Рубчинский оброс долгами и признавался, что это был настоящий ад. Он всё бросает и уезжает в Санкт-Петербург, заниматься фотографией и снимать документальный фильм о скейтерах.

Возможно, на этом успех модельера и закончился бы, если бы не помощь со стороны японского люкс-бренда Comme des Garçons. Муж главы компании, легенарной Рэй Кавакубо, Эдриан Йоффе, который отвечал за европейское направление бренда, предложил Рубчинскому присоединиться к  Comme des Garçons и пообещал, что возьмёт на себя всё, что не имеет отношение к творчеству. Рубчинский воспрял духом и согласился.

Покорить мир

Первую коллекцию Рубчинского под брендом  Comme des Garçons в Европе приняли неплохо. Правда, модные эксперты охарактеризовали её как моду из мест, «куда мода ещё не добралась». Затем Гошу пригласили на самую влиятельную выставку мужской моды — Pitti Uomo, что можно считать признанием заслуг на высшем уровне.

Не забыл Рубчинский и про Россию. Одна из коллекций была показана в 2017 году в Калининграде. Она была посвящена предстоящему чемпионату мира по футболу. Коллекция была выпущена в сотрудничестве с Adidas, а выбор не очевидного места для показа Рубчинский объяснял тем, что глобализация закончилась, и глобальные идеи можно транслировать и в маленьких российских городах.

Стиль Рубчинского стал таким популярным потому, что попал сразу в несколько тенденций, царящих в мире. Одно из главных веяний моды последних лет — массовая усталость от брендов и от моды как таковой, так называемый стиль номкор. «Что прилипло — в том и вышла», мода без моды, одежда ради удобства. Одним из самых известных номкорщиков нашего времени считается Стив Джобс: простая чёрная водолазка, старомодные джинсы будто из 80-х и простые кроссовки — вот и весь стиль. Рубчинский со своими бесформенными толстовками и олимпийками, выглядящими так, словно их только что достали из чулана, попал прямо в яблочко. Игра с обыденностью, обыгрывание логотипов, провокации — такого раньше не делал никто.

Второй тренд — возвращение к осмыслению России. Если раньше мировые дизайнеры творили свои русские коллекции, вдохновляясь средневековыми элементами русской национальной одежды, то теперь на подиум вышла самая настоящая российская глубинка «как есть». Хотя сам Рубчинский не считал, что творит что-то «русское», поскольку мода 90-х в России формировалась в непростых условиях.

Третий тренд — возврат к улице как к источнику вдохновения дизайнеров. Высокая мода и уличная долгое время считались чем-то противоположным друг другу, их невозможно  было объединить. Стрит-стайл благодаря Рубчинскому наконец-то прорвался на подиум, грубо и дерзко, при этом остался собой.

Рубчинский ввёл моду на кириллицу — в США в футболках с непонятными для американского обывателя надписями «Рассвет» и «Спаси и сохрани» облачились звёзды первой величины: Джастин Бибер, Рита Ора, Рианна и Канье Уэст. Последний, кстати, предложил Рубчинскому поработать над совместной коллекцией одежды.

Впрочем, дизайнера часто критикуют и высмеивают в масс-культуре за слишком высокую стоимость его нарядов, которые «гопник с района» себе уж точно позволить не сможет никогда. В соцсетях даже есть группа, где пользователи выкладывают смешные мемы с описанием того, что можно было бы купить вместо вещей от Гоши Рубчинского. Но главное — задать тренд. Простые толстовки с кириллицей легко копируются, и вот уже весь мир ходит в майках с надписью «Рассвет».

Весной Рубчинский сообщил, что марка Gosha Rubchinskiy прекратит своё существование в нынешнем виде. Сезонных коллекций больше не будет, но дизайнер не собирается уходить из мира моды и продолжит работать над новыми проектами.

Обнажённое сердце Натальи Водяновой Далее в рубрике Обнажённое сердце Натальи ВодяновойИстория русской Золушки, покорившей мировой подиум

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»