Новости – Приднестровье












Приднестровье
Румыны претендуют на Приднестровье

Марш жителей Молдавии и Румынии с просьбой об объединении этих стран. Фото: Daniel Mihailescu / AFP
План объединения Молдавии с Румынией не учитывает интересов ПМР
25 марта, 2016 08:00
8 мин
План присоединения Молдавии к Румынии, опубликованный Фондом Университета Черного моря Румынской Академии, наделал много шума. «Дорожная карта» воссоединения предусматривает одномоментное включение территории между Днестром и Прутом в состав Румынии, Европейского Союза и НАТО и обмен населением с Приднестровьем, включая переселение на правый берег Днестра 100-120 тысяч «румын» из Левобережья.
Проект представил общественности эксперт Фонда Петришор Пую, ранее занимавший пост советника премьер-министра Румынии. Пую подчеркивает, что презентуемый им проект рассчитан на теоретическое обсуждение с последующей реализацией на практике.
Вероятнее всего, провокация, подготовленная в недрах Фонда, в состав которого входят отставные советники президента и премьер-министра, сотрудники спецслужб и МИДа Румынии, – часть стратегии Бухареста под условным названием «Униря - 2018» («Объединение – 2018). Румыния вовсю готовится нанести «второму румынскому государству» сокрушительный удар и работает по всем фронтам. Экс-президент Румынии Траян Бэсеску в октябре 2015 года возглавил партию «Народное движение», программной целью которой является объединение с Молдавией, а сейчас занят вопросом получения молдавского гражданства.
23 марта стало известно, что осуществится замена главы дипмиссии Румынии в Молдавии: очевидно, Бухарест подыскивает кандидатуру под новые политические задачи. Это тем более вероятно, поскольку другой Посол Румынии — в Вашингтоне — Джордж Майор открыто озвучивает румыно-американские планы: по его словам, вместе с США Румыния готовится перейти «от этапа подстраховки к этапу рационального сдерживания, учитывая события в восточной зоне». А 27 марта в столице Молдавии ожидается проведение «мирного» марша унионистов, намеренных создать новый «Sfatul Tarii-2», по аналогии с тем, который в 1918 году провозгласил объединение Бессарабии с Румынией.
Румыния с молчаливого одобрения ЕС взяла на себя роль лидера в определении политического будущего своего соседа. Если при содействии Запада Бухаресту удастся раскачать Молдавию так же, как это было сделано в 2009 году, президентские выборы в Молдавии могут вообще не состояться, а если и состоятся, то «неправильный результат» может спровоцировать унионистский «цветной» переворот.
Подсчеты стоимости объединения Молдавии и Румынии ведутся румынскими экспертами регулярно, причем ставки то растут, то снижаются: так в 2006 году стоимость объединения оценили в 35 миллиардов евро. А в июле 2015 года руководителем Фонда Университета Черного моря Даном Дунгачиу и уже упоминавшийся экспертом Петришором Пую был представлен проект «Go for Moldova 2015». Тогда румынские мыслители, апеллируя к экономическому превосходству Румынии над Молдавией, предложили подвести под процесс объединения государств «экономическую базу» путем создания специального государственного агентства и инвестиционного «Фонда Молдова» с капиталом в 5 миллиардов евро. Сейчас, в преддверии президентских выборов в Молдавии, тема «унири» вновь всплыла, только уже в более жестких формулировках. Да и денег на проект теперь требуется в два раза больше.
Публикация «Дорожной карты» объединения и подсчитанная в очередной раз стоимость «унири» сами по себе не столь примечательны. Румыния является не только государством-членом ЕС и НАТО, но и признанным проводником американского влияния в регионе, ведет активную внешнюю политику, а значит, играет важную роль в обеспечении устойчивости всей системы европейской безопасности. Способна ли Румыния как член Евросоюза вносить свой вклад в укрепление стабильности на его границах? Рассмотрение только отдельных элементов свежеиспеченной «Дорожной карты» заставляет усомниться в этом.
Так, формулировка о вхождении «всей территории нынешней Республики Молдова» под полную румынскую юрисдикцию означает не только утрату Молдавией суверенитета и статуса нейтрального государства, но обнаруживает румынские притязания также на территорию Приднестровья. В этом случае вхождение войск члена НАТО на территорию Молдавии автоматически приведет к эскалации напряженности в Приднестровье и необратимым последствиям, масштаб которых предугадать сложно.
Относительно Приднестровья румынским Фондом делается еще одно «креативное» замечание — об отказе от «обманчивого формата 5+2» и переходу к формату «2+1» Бухарест-Москва-Кишинев. То есть Бухарест планирует исключить Тирасполь из процесса урегулирования. Кроме того, предложенная Фондом схема автоматически сводит на нет политическую роль ЕС в процессе урегулирования и де-факто усиливает позиции США. Формально США, также как и ЕС, утратят статус наблюдателей в переговорах, однако, несомненно, руками Румынии США продолжат реализовывать свои интересы более уверенно и напористо. А интерес США в регионе один — ослабить своих геополитических конкурентов — ЕС и Россию — путем дестабилизации всего Пруто-Днестровского региона.

Траян Бэсеску и Михай Гимпу. Фото: Daniel Mihailescu / AFP
Неудобное население
По отношению к национальным меньшинствам Молдавии Бухарест, судя по проекту объединения, намерен проводить политику по модели, примененной к венгерскому меньшинству в Румынии. Права венгерского меньшинства признаются рамочной конвенцией Совета Европы о защите национальных меньшинств в самой же Румынии, однако с 2005 года не утвержден закон об их статусе. Венгры недовольны своим положением, требуют автономии и самоуправления. С 2009 года существует национально-территориальная автономия Секейский край, не ограничивающаяся исключительно этнокультурными интересами. Румыния, в свою очередь, выступает категорически против такой самодеятельности. Возможно, что за счет аннексии Молдавии и Приднестровья Румыния надеется передвинуть на задний план и нивелировать значимость венгерского вопроса. Однако с такими подходами Румынию может постигнуть судьба Югославии.
Не менее «привлекательны», рассуждения румынского эксперта на тему «перемещения» 100-120 тысяч человек из Приднестровья в Бессарабию. Это не что иное, как насильственное переселение приднестровских молдаван из своих обжитых и благоустроенных домов в запустевшие и обезлюдевшие села Молдавии. Что нужно румынам от приднестровских молдаван? Очевидно, сохранение молдавского языка на основе кириллической графики, сохранение молдавского самосознания и культуры на территории Приднестровья, является угрозой для Бухареста, поскольку поднимает вопрос о самобытности не только молдавского населения Республики Молдова, но и запрутских молдаван Румынии, до сих пор сохраняющих память о том, что они не румыны.
Наперекор Европе
Будет ли очередной румынский проект поддержан ЕС? Европе, раздираемой собственными противоречиями, миграционным кризисом, угрозой распада Шенгена, это не может быть выгодно, однако может быть выгодно США – игроку, любящему загребать жар чужими руками. Старая Европа вряд ли готова увидеть среди своих государств-драйверов новую региональную державу (а именно это является конечной целью Румынии и промежуточной целью США, создающих новый геополитический кулак против России), или получить новый этнополитический конфликт на своих границах.
СПРАВКА. Румыния движима желанием укрепить свое региональное лидерство посредством активной игры в геополитическом противостоянии Запада и России. Не в первый раз Бухарест идет ва-банк, ставя на кон интересы общеевропейской безопасности. Упорство и одержимость целых поколений румынских политиков достойны уважения, однако их нежелание воспринимать уроки истории может сыграть с ними злую шутку. Они помнят 1918 год, но позабыли 1940-й, когда Берлин не стал помогать фашистскому режиму в Бухаресте удержать за собой Бессарабию. А в 1944 году само румынское государство было сохранено в нынешних границах только благодаря доброй воле Иосифа Сталина.
В Бессарабии и в Приднестровье за Румынией прочно закрепилось реноме агрессора и насильника. Злодеяния, которые творили здесь румыны в период с 1918 по 1940 год и в 1941-1944 гг., не забыты старшим поколением, а роль Румынии в трагических событиях 1992 года на Днестре хорошо помнят в Приднестровье.
К сожалению, появление в румынских СМИ неких «дорожных карт» объединения и подсчет стоимости геополитический трансформаций в регионе, говорит о том, что политическая мудрость в Бухаресте отсутствует.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости