Новости – Приднестровье












Приднестровье
Перспективы худого мира

У избирательного участка в день голосования. Фото: Вадим Денисов/ТАСС
Грядущие президентские выборы в Приднестровье и Молдавии могут стать судьбоносными для непризнанной республики
25 апреля, 2016 13:00
7 мин
Международное внимание к Приднестровью сегодня велико. Опыт показывает, что долгий период «заморозки» не устраняет конфликтный потенциал, о чем свидетельствует вспышка насилия в Нагорном Карабахе. В приднестровском конфликте позиции сторон также по сей день непримиримы: ПМР на основе итогов референдума 2006 года проводит курс на независимость, в то время как Молдавия готова лишь на неясный особый статус Приднестровья в своем составе. Очевидно, что достижение политического компромисса здесь возможно лишь при содействии крупных геополитических игроков, способных принудить Молдавию и само Приднестровье к движению навстречу друг другу. Динамику процессу могут придать результаты предстоящих в этом году президентских выборов по обе стороны Днестра. В Молдавии они назначены на 30 октября, в ПМР выборы пройдут 11 декабря.
И если в Молдавии необходимость президентской кампании лишь недавно оформилась решением Конституционного суда, то в Приднестровье, судя по обострению риторики в местных СМИ, предвыборная гонка уже стартовала. Одним из основных интересантов борьбы традиционно является крупный бизнес, после проигрыша своего ставленника на выборах 2011 года утративший привычные преференции и налоговые льготы. По другую сторону предвыборных баррикад находится президент Евгений Шевчук, за период своего президентства постаравшийся демонополизировать отдельные сферы жизни республики.
Ранний старт президентской гонки можно отсчитывать с ноября 2015-го, когда жители непризнанной республики выбирали депутатов Верховного совета. Победившие по итогам выборов представители крупного бизнеса сразу перешли в наступление на президентскую вертикаль, активно используя частный телеканал «ТСВ». «Застрельщиками» острой критики президента стали сами депутаты, в числе которых молдавский политолог Андрей Сафонов. В 1992 году он недолго проработал в правительстве ПМР, а затем ушел в оппозицию (правда, к тогдашнему президенту Игорю Смирнову). Многие годы Сафонов находился в стане «гражданских движений», НПО и оппозиционных СМИ, а сегодня перешел под крыло крупного бизнеса, обеспечившего его избрание в парламент непризнанной республики.
Примечательно, что критика переходит и в плоскость внешнеполитического курса Приднестровья. Здесь оппозиция требует изменить концепцию переговоров с Молдавией и отказаться от «тактики малых шагов», которая в 2012 году позволила отойти от «нерешаемых» политических вопросов и договариваться по проблемам социально-экономическим. Центральный мотив критики — «внешнюю политику страны нужно менять». Однако конкретных рецептов реформ глашатаи перемен не предлагают, декларируя традиционные для Приднестровья пророссийские лозунги. Тем не менее, у представителей парламента все чаще проскальзывает риторика о назревшей необходимости «предметно договариваться с Молдовой». Этот посыл, вероятно, имеет далеко идущие цели. Подвергая обструкции внешнюю политику Приднестровья, оппозиция пытается снизить роль исполнительной власти в диалоге с Молдавией так, чтобы усилить влияние законодателей и в перспективе создать механизм переговоров на уровне парламентов. В этом смысле показательна активность другого эксперта от оппозиции — экс-министра иностранных дел ПМР Валерия Лицкая, который после скандальной отставки в 2008 году надолго исчез из общественно-политической жизни Приднестровья. Очередной электоральный цикл 2015–2016 годов предоставил ему возможность актуализировать себя во внутриполитических процессах.
Позиция Лицкая сводится к «необходимости возобновления активной работы переговорного формата «5+2» и отказу от тактики «торможения переговоров путем выдвижения предварительных условий», которую, по его мнению, использует текущее руководство Приднестровья.
Примечательно, что за три года до своего «камбека» в приднестровскую политику Валерий Лицкай стал советником лидера социалистов Молдовы оппозиционера Игоря Додона, считающегося пророссийским политиком (в свое время удостоенного встречи с Владимиром Путиным). Додон, являясь вероятным кандидатом в президенты Молдавии, предлагает предоставить Приднестровью статус федерального субъекта Республики Молдова (авторство «Меморандума Додона о федерализации» связывают с Лицкаем). В этой связи показательно, что экс-глава МИД ПМР также является и консультантом приднестровского спикера Вадима Красносельского (о чем, в частности, свидетельствует его участие в официальных встречах в парламенте), также потенциального претендента на президентский пост — на этот раз Приднестровья.
Симптоматична позиция тираспольского парламента и по отношению к действиям Кишинева. Депутаты предпочитают не делать громких заявлений в его адрес, притом что Молдавия активно подминает под себя приднестровскую экономику и даже заводит уголовные дела на представителей бизнеса, в том числе и в отношении руководителей самого холдинга «Шериф». Верховный совет Приднестровья, избегая публичных реакций, вероятно, сигнализирует о своей потенциальной готовности к некоему взаимовыгодному партнерству с Молдавией, что может отражать позицию крупного бизнеса, поскольку торговать и зарабатывать приходится все же через Молдавию (предприятия холдинга либо там зарегистрированы, либо используют молдавские фирмы-посредники). Парламентарии, очевидно, не намерены злить Кишинев и создавать новые финансовые издержки своим спонсорам. То есть фактическая зависимость приднестровского бизнеса от Кишинева, оформлявшаяся с 2006 года, стала фактором, способным влиять на курс Приднестровья.
Возможно, «невозмутимость» парламента обусловлена и наличием некоего взаимопонимания с политической элитой Молдавии: с целью легализации своей деятельности и гарантий ее неприкосновенности в случае получения президентской власти бизнес-элиты Тирасполя могут занять более компромиссную позицию в вопросе о статусе республики и пойти на окончательное урегулирование конфликта в формате некой «реинтеграции» Приднестровья в единую Молдавию. Приведенный сценарий, к слову, может устроить практически всех заинтересованных международных игроков.
Будет ли такой сценарий отвечать интересам Москвы? С одной стороны, он означает демонтаж приднестровской государственности, разочарование патриотической общественности и очевидное ослабление влияния РФ в регионе (включая ожидаемый вывод войск и трансформацию миротворческой миссии). С другой, подобное решение «приднестровской проблемы» устраивает часть российских элит, которые давно видят в Приднестровье эдакий «чемодан без ручки». Сложно предположить, насколько жизнеспособным станет получившееся после такого «хирургического» соединения государство. Опыт прошлого свидетельствует о серьезном риске крушения подобных искусственных образований, созданных без оглядки на политико-культурные, языковые и национальные реалии. Вряд ли урегулированный таким образом молдово-приднестровский вопрос исчерпает свой конфликтный потенциал, а с учетом активности ЕС и США напряженность в регионе сохранится, создавая риск перехода ситуации в горячую фазу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости