Средневековые методы
3 мин чтения
Фото: Сергей Ермохин / ТАСС

Фото: Сергей Ермохин / ТАСС

Украина и Молдавия заблокировали железнодорожное сообщение с Приднестровьем

Украина в одностороннем порядке блокировала движение в Приднестровье импортных грузов по железной дороге. Составы с топливом и ГСМ, которые приднестровские фирмы закупили в Белоруссии, украинские таможенники не пропустили через станции Кучурган и Слободка. В правительстве ПМР сообщают, что действия Украины могут спровоцировать топливный кризис в ближайшие недели. Также возникли проблемы с импортом других социально значимых товаров. Теперь железнодорожные грузовые составы могут попасть в Приднестровье только через территорию Молдавии, что существенно увеличит финансовые затраты — дополнительная логистика и оформление на молдавской таможне приведут к росту цен на импортируемые в ПМР товары.

Действия Украины и Молдавии в Приднестровье назвали «элементом экономической войны» «средневековыми методами».

«Принятое руководством железных дорог Украины и Молдовы решение является политически мотивированным, грубо нарушает договоренности переговорного процесса и расценивается приднестровской стороной как попытка полного подчинения железнодорожного импорта и перевода его под юрисдикцию Республики Молдова», — говорится в заявлении премьер-министра ПМР Павла Прокудина.

Приднестровье, со своей стороны, готовит ответные меры. Правительство намерено ужесточить требования к безопасности локомотивов соседних стран, а также использовать инструменты таможенного контроля транзитных грузов через территорию республики. В частности, могут быть увеличены ставки и на так называемый румынский транзит.

«Если […] вносится деструктивный элемент, если происходит игнорирование интересов одного из участников (переговорного процесса. — РП), те, кто принимает такие решения, должны быть готовы нести ответственность за последствия», — заявил премьер.

«Мы предприняли целый комплекс мер по дипломатической линии, направили наши инициативы по урегулированию ситуации в адрес молдавской и украинской стороны, других участников переговорного процесса. Мы также заявили о необходимости незамедлительно провести встречу экспертных (рабочих) групп по вопросам железнодорожного транспорта, с тем чтобы оперативно найти решение данной проблемы, возникшей вследствие запрета Молдовы и Украины на доставку грузов на территорию республики приднестровским подвижным составом», — заявил и.о. министра иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев, комментируя ситуацию. Дипломат добавил, что направил официальное обращение в адрес всех участников формата «5+2» с инициативой о проведении внеочередного заседания, посвященного исключительно проблеме железнодорожного сообщения.

Контекст

Блокада железнодорожного импорта в Приднестровье со стороны Украины происходит на фоне возобновления переговоров в формате «5+2» (Приднестровье и Молдавия — стороны, Украина, РФ, ОБСЕ — посредники, США, ЕС — наблюдатели). В июне стороны договорились ускорить решение наиболее острых социально-экономических проблем в интересах граждан, живущих на обоих берегах Днестра. Однако уже через месяц в Баварии Кишинев в очередной раз применил свою излюбленную тактику увиливания от конкретного результата. Пока шли неформальные дискуссии в Германии, на приднестровско-украинской границе начались первые проблемы. С помощью Киева Кишинев заблокировал импорт товаров в ПМР железнодорожным транспортом через станцию Слободка. Проблему удалось частично решить в ходе консультаций с украинскими дипломатами еще 12 июля — часть грузов Украина все-таки пропустила. На этой неделе ситуация с железнодорожным импортом снова осложнилась.

Молдавия борется с Приднестровьем с помощью блокадных мер уже более десяти лет. В 2004-м и 2006-м Кишинев начал уничтожение сферы грузовых перевозок в ПМР. Сначала было заблокировано железнодорожное сообщение через Приднестровье, затем остановлен приднестровский экспорт через украинскую границу — предприятия ПМР обязали регистрироваться в Кишиневе и экспортировать продукцию исключительно при наличии молдавских документов. Потери непризнанной республики при этом составили сотни миллионов долларов.

После смены власти в Киеве в 2014 году Украина провела серию враждебных действий в отношении Приднестровья. Начались разговоры о разморозке молдавско-приднестровского конфликта, на границе появилась военная техника и бойцы «Правого сектора», а украинская таможня полностью блокировала ввоз подакцизных товаров в ПМР.

Ведут к катастрофе

Полгода назад железнодорожные «гайки» завинтили еще сильнее: в декабре 2015-го Украина и Молдавия без согласования с Тирасполем изменили порядок доставки грузов по железной дороге. Приднестровская железная дорога фактически была исключена из схемы доставки импорта на территорию непризнанной республики, и теперь этим занимается исключительно молдавский железнодорожный транспорт. По предварительным оценкам, потери экономики ПМР составят около 4,5 млн долларов в год.

«Если раньше Украина не обращала внимания на просьбы официального Кишинева блокировать поставки грузов в Приднестровье, то в последние месяцы ситуация коренным образом изменилась — сейчас это согласованные действия», — заявил Виталий Игнатьев на экстренном заседании профильной комиссии приднестровского парламента.

Политэксперты полагают, что декларируемая Кишиневом готовность улучшать отношения с Приднестровьем лишь ширма для прикрытия основной цели — добиться социально-экономической катастрофы в ПМР, чтобы заставить власти республики вести переговоры по выгодному для Молдавии сценарию.

Между тем политика молдавских властей все больше напоминает басню Крылова. С одной стороны, Кишинев заявляет о желании улучшить экономические отношения с Россией — экспорт сельхозпродукции в РФ крайне важен. С другой стороны, молдавские власти просят НАТО помочь с выводом российских миротворцев из Приднестровья и при участии Украины усиливают блокаду непризнанной республики. Совсем недавно вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин подчеркнул, что перезагрузка российско-молдавских экономических отношений возможна лишь в случае прекращения давления на ПМР. Железнодорожная блокада последних дней, похоже, в очередной раз демонстрирует, что в Кишиневе хаотичность первичных инстинктов превалирует над здравым смыслом.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Непризнанная» археология Далее в рубрике «Непризнанная» археологияКак археологи из Приднестровья борются за уникальные исторические памятники Читайте в рубрике «Мы не должны вводить посетителей в заблуждение»Реставратор тамбовского краеведческого музея Олег Котов о шедеврах, прошедших через его руки «Мы не должны вводить посетителей в заблуждение»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
21 июля 2016, 13:24
А белорусский Батька с хохлами дружбу разводил, зачем? Что бы теперь они ему бизнес ломали? А ведь это со стороны Украины - фактическое объявление Белоруссии экономической войны! А России со своей стороны надо бы подумать о депортации на историческую родину всех граждан солнечной Молдавии.
21 июля 2016, 10:21
Они хотят добиться только агрессии со стороны Приднестровских жителей. Опять Путин будет виноват, а разбираться почему так произошло и кто довел жителей до этого никто не станет.
21 июля 2016, 10:02
Мда, мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Почему эти ребята так любят делать себе больно? У толерантных европейцев научились?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!